log.jpg (8882 bytes)

Город-сад Куркино
В.М.Силин, руководитель Управления экспериментальной застройки.

Русская линия

№ 2 за 2000  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2


Содержание номера:

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН В ДЕЙСТВИИ
И.Ресин
Программа вывода промышленных предприятий из центра столицы 

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Г.Г.Карлсен 
Ученый, инженер, педагог

ЮРИДИЧЕСКАЯКОНСУЛЬТАЦИЯ
ЕС.Фабричная
Перепланировка в законе

Summary

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
В.М.Силин
Город-сад Куркино

ПРОЕКТЫ РЕКОНСТРУКЦИИ
Д.Ю.Блинов
Авиапарк на Ходынском поле

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Ю.А.Телицын
Аквапарк в Лужниках 

ИЗ ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ
А.Г.Борис, Л.И.Иванова-Веэн Московская архитектурная школа

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Какими будут российские города в XXI веке? 

ОБЛИК СТОЛИЦЫ
Н.И.Щепетков
Свет в центре Москвы

Вид микрорайона №4 со стороны микрорайона №13

Микрорайон №4, 13 вдоль основной магистрали.

Впервые это название упоминается еще в летописях времен Ивана Калиты. Селами и деревнями на территории нынешних Химок владел боярин Иван Квашня - один из воевод Дмитрия Донского, во время Куликовской битвы командовавший Коломенским полком. В XV - XVI веках у реки Сходни были самые многочисленные поселения в бассейне Москвы-реки, так как здесь пролегал большой торговый тракт, связывавший Москву с Тверью и Великим Новгородом. В 1672 году в селе Курицыно (Куркино) было построено первое каменное здание - Владимирская церковь. 

Многие селения, в том числе и это, были куплены Патриархом, а в следующем столетии, после изъятия церковных земель, стали государственными. В 1824 году в этих местах была проложена первая в России дорога с твердым покрытием, связавшая Москву с Санкт-Петербургом. Куркино - последняя территория за кольцевой автодорогой, отданная по решению Совета Министров СССР Москве. Район необычный, с хорошо сохранившимся красивейшим ландшафтом, множеством дубовых и березовых рощ. На чистой реке Сходне действует форелевое хозяйство. Уникальность района, несомненно, учитывалась при его освоении. Согласно проекту, намечено построить все, что нужно для полноценной жизни небольшого города с населением 33-35 тысяч жителей: 920 тысяч кв. метров жилья и 200-230 тысяч кв. метров объектов соцкультбыта - магазины, детские сады, гимназию, три колледжа (один со спортивным уклоном), поликлинику и пожарное депо. При обсуждении проблем обустройства района все заинтересованные стороны пришли к пониманию необходимости сохранить экологию и естественную привлекательность здешних мест. В Куркино не будет панельных зданий, запроектированы лишь монолитно-кирпичные или кирпичные жилые дома, в том числе семь 17-этажных архитектурных доминант. Остальная застройка - малоэтажная и коттеджная, с прилегающими участками земли от 0,2 до 0,6 га. С конструкторской точки зрения - это самые современные здания, доля монолитного каркаса в них настолько сокращена, что неспециалист его просто не заметит. Предусмотрено максимальное применение экологически чистых материалов. Внутренняя планировка домов весьма разнообразна: и двухэтажные квартиры, и квартиры на первом этаже с собственным палисадником и отдельным входом.

Микрорайон Куркино - город здорового образа жизни, поэтому в нем будут велодорожки, освещенные лыжни, несколько спортивно-оздоровительных комплексов, горка для слалома и санного спорта. Долину реки Сходни проектировщики решают как физкультурно-оздоровительную зону. Строители по возможности намерены сберечь там каждое дерево, каждый куст и восстановить по окончании работ те зеленые насаждения, которые все-таки пострадают при осуществлении столь масштабного проекта. Заказчиками и застройщиками микрорайона Куркино совместно с департаментом внебюджетного планирования города выступает компания замкнутого цикла ГУП «Управление экспериментальной жилой застройки», созданное семь лет назад. В активе Управления - новая Олимпийская деревня, при проектировании которой удалось не только сохранить существующий рельеф местности, но и соорудить четыре живописных холма. Полностью был сохранен ландшафт и при возведении микрорайона «Синяя Птица» в Северном Бутове, где местность пересекалась множеством оврагов, с перепадами высот в 27 метров по отношению к уровню реки. Строительство в Куркино уже началось. Полным ходом идет прокладка инженерных коммуникаций, стоимость которых благодаря совместным усилиям Мосводоканала, Мосэнерго, Москоллектора и других организаций уменьшилась в два с половиной раза, что соответственно сказалось и на цене квартир. Прокладку городской инженерии финансирует Правительство Москвы, а внутриквартальные коммуникации и возведение объектов социально-бытового сектора взял на себя департамент внебюджетного планирования.Транспортная проблема решается путем строительства троллейбусной линии, которая через Химки свяжет Куркино со станцией метро «Планерная». 

Предусмотрено возведение полуподземных гаражей, количество машиномест в которых будет соотноситься с общим числом квартир в пропорции 1:1,2. Запланировано два выезда на Ленинградское шоссе и, возможно, сооружение моста через Сходню с выходом на Пятницкое шоссе. Кроме того, проект предусматривает три выезда из микрорайона на МКАД.Московская городская Дума поддержала проект на законодательном и концептуальном уровне. В Куркино намечено реализовать введение частной собственности на землю. Сочетание новых экономических подходов с уникальными качествами самой территории обещает хорошие результаты. Совместные усилия Правительства Москвы, Московской городской Думы, строительных организаций и инвесторов должны превратить Куркино в один из самобытнейших микрорайонов столицы.