log.jpg (8882 bytes)

К 100-летию со дня рождения Андрея Константиновича Бурова
О.Г.Максимов, кандидат архитектуры

Русская линия

 

№ 1 за 2000  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.


Содержание номера:

ГОРОД И ЧЕЛОВЕК
В.И.Ресин
Московское градостроительство: шаг в XXI век

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Н.Н.Никонов
Градостроитель

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
А.В.Орлов
Социальное жилье - муниципальное жилье

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
Е.И.Кораблева, М.А.Мачуговская
Жилой комплекс на Садовой-Каретной

БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
К.Ю.Королевский
Что нам стоит гараж построить?

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА
Е.А.Семенова-Прозоровская
Будущее Увеселительного сада в Останкино

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ
А.П.Сизов, О.Е.Медведева
Земля не товар

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
О.Г.Максимов
К 100-летию со дня рождения А.К.Бурова

ОБРАЗОВАНИЕ
Г.Ю.Орлов
К 250-летию Московской архитектурной школы

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Ю.Н.Грошев
Новостройка на берегу Джамгаровского пруда


 

“Бурову - компаньону... очень симпатичному. Жаннере Ле Корбюзье. 30 окт. 1928” - с такой надписью преподнес свою фотографию признанный мастер молодому архитектору Андрею Константиновичу Бурову (1900 - 1957), недавно закончившему архитектурный факультет ВХУТЕМАСа, но успевшему заявить о себе блестящим дипломным проектом и рядом практических архитектурных разработок. Их встречи в Москве в 1928-1930 годах (Ле Корбюзье приезжал трижды в связи со строительством здания Центросоюза на Мясницкой) и в 1935 году в Париже были исполнены сердечности и творческого взаимодействия.

asm1_44.jpg (3591 bytes)

О.Г.Максимов Портрет Андрея Константиновича Бурова

. И не только потому, что Буров, прекрасно владея французским языком, повсюду сопровождал гостя и переводил его лекции в Политехническом музее. К ним обоим вполне применимо понятие “ренессансный человек”. Каждый соединял в себе самые разные таланты - теоретические и практические, находился в непрестанном поиске.

В 1924 году, еще учась на четвертом курсе, А.К.Буров разрабатывает проект Театра массового действа, привлекший всеобщее внимание четкостью композиции и концепций. Лаконичные архитектурные средства конструктивистской направленности в сочетании с богатством и выразительностью форм намечали новаторские пути в архитектуре, приступавшей к решению новых социальных и художественно-пластических задач

asm1_43.jpg (5561 bytes)

Н.Я.Колли, А.К.Буров, ЛеКорбюзье. Москва, 1928 год.

. Проект экспонировался на Парижской выставке 1925 года.Энциклопедически образованный и универсально мыслящий, А.К.Буров по окончании ВХУТЕМАСа (1925 год) развивает активную творческую деятельность. Дипломный проект Центрального вокзала в Москве обошел все монографии по архитектуре конструктивизма. За этот проект Буров получил право на зарубежную поездку и был оставлен преподавать во ВХУТЕМАСе. Работа выделялась принципиальным, бескомпромиссным отказом от форм традиционного зодчества.

Автор смело отбросил устоявшийся пафос монументальности и декоративизма, заменив его эстетикой предельного обобщения. Во главу угла он ставит назначение сооружения и откровенно обыгрывает его вокзальную функцию.Учась у А.Веснина и М.Гинзбурга, Андрей Константинович входит в группу архитекторов-конструктивистов и публикует на страницах их журнала “Современная архитектура” проекты жилых домов, клубов, электростанций.

asm1_42.jpg (6226 bytes)

Эскиз реконструкции площади Пушкина в Москве. 1934 год.

Первая зарубежная поездка по маршруту Ленинград - Лондон состоялась сразу по окончании Художественной академии: Бурова взяли практикантом на теплоход “Герцен”, для которого он разрабатывал проекты интерьеров. В 1935 году в составе группы архитекторов - посещение Франции, Италии и Греции. Позже Буров путешествует по США; увлекшись киносъемкой, снимает фильмы о Югославии, об архитектуре Греции, Франции, Швеции и Дании.“Поверить можно лишь тогда, когда увидел, обмерил, потрогал пальцами и зарисовал. Рисуя, учишься видеть зарождение вещей”, - писал Ле Корбюзье.

В дневниках и записках обоих мастеров - сотни авторских рисунков, набросков планов, деталей и фрагментов различных сооружений. Часто изображаемое сопровождается острыми комментариями. В каждом наброске - стремление к глубокому анализу увиденного и пережитого. Ле Корбюзье свои наблюдения изложил в книге “Путешествие на Восток”, которую опубликовал лишь в конце жизни .

asm1_41.jpg (5593 bytes)

Проект Театра массового действа. 1924 год.

Принципы, взгляды и впечатления Бурова отображены в его книге “Об архитектуре”, написанной во время второй мировой войны, но увидевшей свет только в 1960 году, спустя три года после его смерти. Андрей Константинович много работал и в области жилищного строительства. По его проектам построены жилые дома на улицах Тверской, Полянке, Ленинградском проспекте. Они наглядно демонстрируют ход поисков автора в области крупноблочного и крупнопанельного домостроения.А.К.Буров также занимался физикой, биологией, медициной, создавал новые строительные материалы - высокопрочные, легкие и дешевые. В организованной им лаборатории изучались пластмассы.

Здесь были получены сверхпрочные материалы нового класса - “стекловолокнистые анизотропные материалы - СВАМ” и на основе их применения разработана серия типовых проектов жилых домов. За это в 1952 году А.К.Бурову присвоили ученую степень доктора технических наук. Проекты того времени - простые, светлые, легкие, функционально выраженные здания. Интересно, что в них автор вновь возвращается к пяти принципам современной архитектуры, провозглашенным Ле Корбюзье в программной работе “К архитектуре” в 1923 году.А.К.Буров был превосходным педагогом - со своей ясной,

asm1_39.jpg (3907 bytes)

Из путевых зарисовок.Лукка. Церковь Сан-Фредиано.  1935 год.

научно обоснованной и постоянно совершенствовавшейся методикой преподавания. Леонид Павлов вспоминал, что Буров, будучи его наставником, учил думать раньше, чем брать в руки карандаш, и он, Павлов, бесконечно благодарен Андрею Константиновичу “за широкий философский кругозор в искусстве, за любовь к единому художественному строю и образному мышлению”.Творческая судьба архитектора была хоть и удачлива, но не проста. Обучение во ВХУТЕМАСе, знакомство с Ле Корбюзье, идеи конструктивизма, работа в журнале “Современная архитектура”, общение с братьями Весниными и Гинзбургом, а затем - резкий перелом и переход к освоению классического наследия. Порвав с конструктивизмом, Буров перестает поддерживать идеи Ле Корбюзье, хотя переписка с ним не прекращается. Ле Корбюзье, в свою очередь, резко критикует новое направление архитектуры в России, особенно идеи дезурбанизации, завладевшие умами вчерашних функционалистов.

Эти идеи он находит слишком противоречивыми, слишком парадоксальными и попросту лишенными всякого смысла. Буров же в дневниках подвергает критике урбанистические взгляды Ле Корбюзье, признавая, однако, что он “несравненно лучше Жолтовского понял и изучил Рим (особенно виллу Адриана). Это очень чувствуется... Не его архитектура, а умение по-своему понять и применить является очень поучительным примером”.Определяя архитектуру как искусственно создаваемую среду жизнедеятельности, одновременно противостоящую природе и связывающую человека с ней,

asm1_40.jpg (2387 bytes)

Центральный вокзал в Москве. Дипломный проек.т 1925 год.

  Буров заявляет, что “архитектура - искусство не изобразительное, а созидательное”.Но в 1941 году заканчивается строительство самого примечательного его сооружения - фасада новой части здания Центрального Дома архитектора в Гранатном переулке: ярчайший пример не средового подхода к архитектуре, а приема чисто декоративного и театрализованного. При этом автор настойчиво обосновывает в своих записях правомерность такого решения. “Это одежда церемоний, тога, а не существо... условная форма, подчеркивающая по закону контраста безусловно новое сооружение”.Вспомним также, как в 1938 году Буров решительно критикует свою же недавно реализованную работу - жилой дом на Тверской улице, отказываясь от реминисценций из классической архитектуры. Можно проследить определенный дуализм высказываний А.К.Бурова в различные периоды его жизни. Но это вовсе не означает непоследовательности Бурова в своих принципах. Дело в том, что, по выражению К.Н.Афанасьева, “он был классиком в конструктивизме и оставался конструктивистом в классике”. Методика архитектора гармонично сочетала в себе интуицию и логику, эмоциональное видение и научный анализ. Самодисциплина позволяла ему одновременно заниматься архитектурной практикой и теорией, педагогикой и наукой. Большинство намеченных в его книгах и дневниках положений не потеряли своей актуальности до сих пор. Например, анализ ряда московских объектов, выявляющий многие сегодняшние несовершенства: “Вместо значительной, верной идеи, хорошего проекта, воплощающего органическое единство содержания и формы архитектурного произведения, отвечающего назначению, объему, материалу и конструкции, мы часто видим сумму неопределенных противоречий, замаскированных в проекте акварелью, а в натуре штукатуркой... Сейчас архитектура ищет новый путь к гармоническому порядку, путь, который нужно пройти в кратчайший срок... не испортив при этом на столетия лицо страны”.А.К.Буров и Ле Корбюзье - две яркие личности уходящего века. Ле Корбюзье - “фейерверк”, автор фантастических концепций, прошедший путь от жесткого функционализма (здание ЦСУ на Мясницкой) до архитектуры-скульптуры (капелла в Роншане); от протокольных идей “Лучезарного города” и твердых градостроительных позиций плана Вуазен для центра Парижа до концепции свободно развивающегося города Чандигарф в Индии. Сначала он увлекался чистой геометрией, им же затем разрушаемой. Трудно на первый взгляд поверить, что марсельская “жилая единица” и капелла в Роншане создавались в одно и то же время. Нет сомнения, что пластичность была одной из самых сильных сторон изобразительного языка Ле Корбюзье, а главным мотивирующим фактором - инстинкт, универсальная визуальная интуиция.Андрей Буров в этом смысле - его антипод. Сочетая талант архитектора с даром ученого-новатора, он утверждал идею методического, научного подхода к решению архитектурных задач. Его прочувствованное знание прошлого и яркое видение будущего сыграли роль мощного катализатора в деле дальнейшего развития архитектурной формы и архитектурного синтаксиса.