К 100-летию со
дня рождения Андрея Константиновича Бурова |
|
||||||||||||||
№ 1 за 2000 год |
портреты мастеров промышленный дизайн новые проекты |
||||||||||||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы". Содержание номера: ГОРОД И ЧЕЛОВЕК ПОРТРЕТ МАСТЕРА ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОЗВРАЩАЯСЬ К
НАПЕЧАТАННОМУ БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА ЛАНДШАФТНАЯ
АРХИТЕКТУРА ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
|
. И не только потому, что Буров, прекрасно владея французским языком, повсюду сопровождал гостя и переводил его лекции в Политехническом музее. К ним обоим вполне применимо понятие “ренессансный человек”. Каждый соединял в себе самые разные таланты - теоретические и практические, находился в непрестанном поиске.
. Проект экспонировался на Парижской выставке 1925 года.Энциклопедически образованный и универсально мыслящий, А.К.Буров по окончании ВХУТЕМАСа (1925 год) развивает активную творческую деятельность. Дипломный проект Центрального вокзала в Москве обошел все монографии по архитектуре конструктивизма. За этот проект Буров получил право на зарубежную поездку и был оставлен преподавать во ВХУТЕМАСе. Работа выделялась принципиальным, бескомпромиссным отказом от форм традиционного зодчества.
Первая зарубежная поездка по маршруту Ленинград - Лондон состоялась сразу по окончании Художественной академии: Бурова взяли практикантом на теплоход “Герцен”, для которого он разрабатывал проекты интерьеров. В 1935 году в составе группы архитекторов - посещение Франции, Италии и Греции. Позже Буров путешествует по США; увлекшись киносъемкой, снимает фильмы о Югославии, об архитектуре Греции, Франции, Швеции и Дании.“Поверить можно лишь тогда, когда увидел, обмерил, потрогал пальцами и зарисовал. Рисуя, учишься видеть зарождение вещей”, - писал Ле Корбюзье.
Принципы, взгляды и впечатления Бурова отображены в его книге “Об архитектуре”, написанной во время второй мировой войны, но увидевшей свет только в 1960 году, спустя три года после его смерти. Андрей Константинович много работал и в области жилищного строительства. По его проектам построены жилые дома на улицах Тверской, Полянке, Ленинградском проспекте. Они наглядно демонстрируют ход поисков автора в области крупноблочного и крупнопанельного домостроения.А.К.Буров также занимался физикой, биологией, медициной, создавал новые строительные материалы - высокопрочные, легкие и дешевые. В организованной им лаборатории изучались пластмассы.
научно обоснованной и постоянно совершенствовавшейся методикой преподавания. Леонид Павлов вспоминал, что Буров, будучи его наставником, учил думать раньше, чем брать в руки карандаш, и он, Павлов, бесконечно благодарен Андрею Константиновичу “за широкий философский кругозор в искусстве, за любовь к единому художественному строю и образному мышлению”.Творческая судьба архитектора была хоть и удачлива, но не проста. Обучение во ВХУТЕМАСе, знакомство с Ле Корбюзье, идеи конструктивизма, работа в журнале “Современная архитектура”, общение с братьями Весниными и Гинзбургом, а затем - резкий перелом и переход к освоению классического наследия. Порвав с конструктивизмом, Буров перестает поддерживать идеи Ле Корбюзье, хотя переписка с ним не прекращается. Ле Корбюзье, в свою очередь, резко критикует новое направление архитектуры в России, особенно идеи дезурбанизации, завладевшие умами вчерашних функционалистов.
Буров заявляет, что “архитектура - искусство не изобразительное, а созидательное”.Но в 1941 году заканчивается строительство самого примечательного его сооружения - фасада новой части здания Центрального Дома архитектора в Гранатном переулке: ярчайший пример не средового подхода к архитектуре, а приема чисто декоративного и театрализованного. При этом автор настойчиво обосновывает в своих записях правомерность такого решения. “Это одежда церемоний, тога, а не существо... условная форма, подчеркивающая по закону контраста безусловно новое сооружение”.Вспомним также, как в 1938 году Буров решительно критикует свою же недавно реализованную работу - жилой дом на Тверской улице, отказываясь от реминисценций из классической архитектуры. Можно проследить определенный дуализм высказываний А.К.Бурова в различные периоды его жизни. Но это вовсе не означает непоследовательности Бурова в своих принципах. Дело в том, что, по выражению К.Н.Афанасьева, “он был классиком в конструктивизме и оставался конструктивистом в классике”. Методика архитектора гармонично сочетала в себе интуицию и логику, эмоциональное видение и научный анализ. Самодисциплина позволяла ему одновременно заниматься архитектурной практикой и теорией, педагогикой и наукой. Большинство намеченных в его книгах и дневниках положений не потеряли своей актуальности до сих пор. Например, анализ ряда московских объектов, выявляющий многие сегодняшние несовершенства: “Вместо значительной, верной идеи, хорошего проекта, воплощающего органическое единство содержания и формы архитектурного произведения, отвечающего назначению, объему, материалу и конструкции, мы часто видим сумму неопределенных противоречий, замаскированных в проекте акварелью, а в натуре штукатуркой... Сейчас архитектура ищет новый путь к гармоническому порядку, путь, который нужно пройти в кратчайший срок... не испортив при этом на столетия лицо страны”.А.К.Буров и Ле Корбюзье - две яркие личности уходящего века. Ле Корбюзье - “фейерверк”, автор фантастических концепций, прошедший путь от жесткого функционализма (здание ЦСУ на Мясницкой) до архитектуры-скульптуры (капелла в Роншане); от протокольных идей “Лучезарного города” и твердых градостроительных позиций плана Вуазен для центра Парижа до концепции свободно развивающегося города Чандигарф в Индии. Сначала он увлекался чистой геометрией, им же затем разрушаемой. Трудно на первый взгляд поверить, что марсельская “жилая единица” и капелла в Роншане создавались в одно и то же время. Нет сомнения, что пластичность была одной из самых сильных сторон изобразительного языка Ле Корбюзье, а главным мотивирующим фактором - инстинкт, универсальная визуальная интуиция.Андрей Буров в этом смысле - его антипод. Сочетая талант архитектора с даром ученого-новатора, он утверждал идею методического, научного подхода к решению архитектурных задач. Его прочувствованное знание прошлого и яркое видение будущего сыграли роль мощного катализатора в деле дальнейшего развития архитектурной формы и архитектурного синтаксиса. |