Будущее
Увеселительного сада в Останкино |
|
||
№ 1 за 2000 год |
портреты мастеров промышленный дизайн новые проекты |
||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы". Содержание номера: ГОРОД И ЧЕЛОВЕК ПОРТРЕТ МАСТЕРА ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОЗВРАЩАЯСЬ К
НАПЕЧАТАННОМУ БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА ЛАНДШАФТНАЯ
АРХИТЕКТУРА ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
|
Реконструкция
памятников садово-паркового искусства,
возникших 100-200 лет назад, связана с определенными
проблемами. Если планировочную структуру можно
восстановить по старым планам, визуальному
анализу территории, археологическим раскопкам,
то с объемно-пространственной дело обстоит
сложнее. Парк динамичен. Деревья вырастают или
погибают, поляны также зарастают или бессистемно
засаживаются совсем другими породами. В
результате парк воспринимается вовсе не так, как
был некогда задуман. Для того чтобы точно представлять себе этапы реконструкции и конечный результат, необходимо иметь предпроектные исследования, дающие наиболее полное представление о том, как выглядел парк в исследуемый период и что представляет собой его территория в настоящее время. Ведь мало восстанавливать исторический облик парка, необходимо приспособить его к современным условиям.В увеселительном саду музея-усадьбы “Останкино” научно-исследовательские предпроектные работы были выполнены в полном объеме - архивные, археологические, гидрогеологические, геоморфологические, почвенно-геохимические, палеоботанические. Исследования велись комплексно специалистами Пущинского научного центра РАН, Государственного Исторического музея и самого музея-усадьбы “Останкино”. Так, палеоботаники, получая от археологов керны XVIII века, по сохранившимся пыльце и семенам определяли, какие цветы росли на клумбах, из каких трав состояли газоны, из каких деревьев - аллеи... История усадьбы графов Шереметевых прослеживается с середины XVI века. Пейзажи “суходола”, отделенного от Москвы плотными лесными массивами, были лишены живописности. Владельцы “Осташкова-Останькова тож” - служилые люди Ивана Грозного - менялись один за другим: дипломат Алексей Сатин, опричник Орн, думный дьяк Василий Щелканов. При последнем был вырыт пруд, сохранившийся до настоящего времени, устроена плотина, поставлена деревянная церковь, появились боярский двор и дома “деловых людей”, посажены кедры, начала формироваться дубрава. В Смутное время имение было разорено и сожжено. Воцарившиеся Романовы пожаловали Останкино своим близким родственникам - боярам Черкасским, при которых оно становится богатой усадьбой. Близость царского Алексеевского путевого дворца с государевым двором дала дополнительный стимул к обустройству и украшению Останкина. В 1678-1693 годах крепостной “каменных дел мастер” зодчий Павел Потехин строит церковь во имя Живоначальной Троицы, сохранившуюся практически без изменений до нашего времени. Кроме непременного плодового сада и огорода, разбивается регулярный парк с цветниками. Некоторые его аллеи были крытые - берсо, обсаженное липами. Росли в Останкино также кедры, дубы, клены. Камер-юнкер Берхольц писал в своем дневнике в 1722 году: “Мы осматривали в имении княжны Черкасской близ Свиблова кедровые деревья, которые, говорят, единственные здесь в России или, по крайней мере, около Москвы, они необыкновенно велики и высоки”. В 1743 году владельцем Останкина становится граф П.Б.Шереметев, получивший его в приданое за своей женой княжной А.М.Черкасской. В имении строится оранжерея, парк перепланируется в виде восьмилучевой звезды, главной осью ориентированной на церковь; нанимаются иностранные садовники. Сад огораживается в 1756 году и повторно в 1761 году “решеткою в столбах”. Ведется активная посадка деревьев - “липы, кленнику, елок”. В 1788 году Останкино переходит к сыну П.Б.Шереметева - Николаю Петровичу, который начинает активно его отстраивать. Он хотел создать в Москве на Никольской улице “пантеон искусств” с театром, кунсткамерой, гравюрным кабинетом и библиотекой. Как дополнение к “пантеону” задумывался Летний театр в Останкине. Строительство “пантеона” не состоялось, однако часть его функций принял на себя Останкинский дворец, созданный именно для проведения празднеств, чтобы многочисленным гостям “удобно было сразу подойти к окнам или выйти хотя бы и в числе 300-400 человек сразу на дорожки парка”. Генеральный план Увеселительного сада 1793 года крепостного архитектора А.Ф.Миронова, предусматривавший жесткую регулярность, не удовлетворил Шереметева: здесь природа подавлялась человеком. В проект постоянно вносятся изменения: Бизяевым - в 1789 году, Аргуновым и Морщиковым - в 1794 году - с целью наиболее гармонично сочетать геометрическую и природную формы. При сравнении планов А.Миронова и П.Морщикова можно проследить постепенное воплощение этой идеи. Как результат - богатство и разнообразие ландшафтно-планировочных решений в пределах территории Увеселительного сада. Условно можно разделить ее на пять частей:- северную - регулярную, с симметричными относительно центральной оси восемью лучами, образующими треугольные боскеты и обрамленными аллеями из лип, подстриженных в форме кубов; на круглых клумбах в центрах пересечения лучей посажены кедр и липа;- партер, на внутренней дорожке которого устроено берсо, по периметру цветники и асимметрично посажена лиственница;- восточную, которая включает декоративный курган “Парнас” с беседкой на вершине и систему перетекающих друг в друга полян, разделенных “кломбами” - плотными посадками деревьев, обрамленных кустарниками;- западную, сохранившую элементы регулярной планировки - боскеты с плодовым садом и деревянной беседкой, кедровую рощу, центральную площадку и старый кедр посередине, плавную дорожку с памятником собаке, старую липовую “аллею вздохов”;- южную - перед южным фасадом дворца, куда въезжали кареты, с большим газонным кругом, в центре которого стояла скульптура Аполлона. Здесь же, между западным крыльцом и “аллеей вздохов”, располагался Собственный садик, который был предназначен для отдыха владельцев усадьбы. Наиболее полное развитие “английской” планировки сада отражено в “Абрисах”, снятых с натуры в 1823 году. По данным “Абрисов”, к Увеселительному саду была присоединена территория, простиравшаяся в северном направлении до речки Каменки и занимавшая сотни гектаров. Она была охвачена сложной системой дорожек для дальних прогулок, ведущих мимо копанного садового пруда через лес к каскадам прудов на реке Каменке. Эта часть парка обустраивалась по мере приобретения земли и называлась Прибавочным садом. Он наиболее полно отвечал требованиям, предъявляемым к пейзажным английским паркам. Однако в “Абрисах” наибольший интерес представляет то, как складывается ансамбль старой части Увеселительного сада, тесно связанной с архитектурным комплексом дворца и театра, дальше вбирая в себя все достижения паркового искусства. Планировочная структура, отраженная в “Абрисах”, принята за основу плана реконструкции. С конца 20-х годов XIX века парк начал приходить в упадок. В 1882 году строится шоссе Останкино - Москва, и с этого времени Останкино становится дачной местностью.В 1917 году постановлением Моссовета от 13 декабря дворец взят под охрану. По свидетельству современников, к 1925 году “от когда-то блестящего парка с прудами, беседками и цветниками остались лишь воспоминания в виде небольшого регулярного сада, примыкающего ко дворцу”. В 1940 году реставрируется партер по проекту профессора Е.В.Шервинского, использовавшего чертежи Миронова. Во время Великой Отечественной войны партер превратился в огород.Работа по реконструкции парка началась в 1980 годы по проекту, выполненному ВО “Леспроект”, но при его разработке не были проведены вышеназванные предпроектные исследования.Анализ картографических, археологических, архивных и литературных материалов позволил сделать вывод, что в настоящее время сохраняются элементы планировки конца XVIII века в северной части сада: регулярный парк, западная липовая аллея, в настоящее время заасфальтированная; аллея, расположенная на уровне северного фасада дворца; фрагменты планировки парадного двора, имеющие современные покрытия; декоративный курган “Парнас” (почти в неизменном виде).Утрачены плавные дорожки в западной части пейзажного парка; планировка Собственного садика, “аллея вздохов” и малая липовая аллея; дорожки, обрамлявшие партер; дорожки, окаймлявшие “Парнас”, и лужки в восточной части пейзажного парка. Утрачены также форма парадного двора и основная часть его планировки. Из элементов микрорельефа утрачены откос у Египетского павильона, насыпи и канавы, обрамлявшие Увеселительный сад. Изменилось местоположение валов. Сегодня на территории Увеселительного сада
находятся исторические сооружения -
дворец-музей; восстановленный с изменением
исторического местоположения кухонный павильон,
где размещаются дирекция музея и фондохранилище;
церковь во имя Живоначальной Троицы, а также
современные сооружения - дом священника, туалет,
гараж, склады.В парке еще растут около ста
пятидесяти старинных деревьев - лип, дубов, вязов,
которым, по данным института “Леспроект”, 160-200
лет и более. К сожалению, большинство из них
(особенно дубы), несмотря на принимаемые в
последние годы меры по профессиональному уходу,
находятся в неудовлетворительном состоянии и
также будут постепенно утрачиваться.Ландшафтный
анализ территории, проведенный по методике
Л.М.Фурсовой, дал следующую картину соответствия
существующих ландшафтов историческим:- полное
несоответствие - 42,7%- частичное несоответствие,
меняющее облик исторического пейзажа, - 11,0%-
частичное несоответствие, не меняющее облик
исторического пейзажа, - 25,8%- полное соответствие
- 20,5%Работы, проводимые дирекцией музея,
позволили в основном восстановить почти
половину исторических пейзажей. Это относится в
первую очередь к придворцовой части парка и
регулярному саду. Западный и восточный участки
требуют дальнейшей реконструкции.В парке
зафиксировано 19 основных видовых точек, с учетом
которых проектируются экскурсионные маршруты.
Все они внутренние. Внешние видовые точки и
панорамы утрачены.Итак, генеральный план
реконструкции Увеселительного сада разработан
на основании ландшафтного анализа территории,
историко-архитектурного опорного плана, анализа
“Абрисов” 1823 года, имеющихся исторических
документов и литературных описаний. В результате
должна быть восстановлена и в то же время
приспособлена для современного использования
объемно-планировочная структура.Проектом
предусматривается воссоздание элементов первой
четверти XIX века, а также элементов XVIII века, не
нарушающих планировку, зафиксированную
“Абрисами”. В соответствии с данными
“Абрисов”:- восстанавливаются планировка
восточного пейзажного сада и - с учетом
современных насаждений - “клумбы, в которых
растут большей частью березы и разного качества
деревья”;- заканчивается формирование
регулярного сада с “круглым лужком и кедром в
нем”, “двумя лужками, из коих на одном липа”, с
липовыми аллеями;- восстанавливаются
оформляющие партер дорожки с клумбами и
цветниками, а также крытая аллея - “берсо”,
элемент XVIII века;- восстанавливается “куртина - в
ней луг, по нему яблони”, то есть плодовый сад в
прямоугольном боскете (западная часть);-
восстанавливается планировка западного
пейзажного парка - с посадкой кедровой рощи и
устройством клумб и лужочков между ними;- при
условии пересмотра решения Правительства Москвы
о передаче Московской Патриархии из 11 гектаров
Увеселительного сада 1 гектара
восстанавливается Собственный садик;- меняются
покрытия и уточняется планировка парадного
двора.Кроме того, восстанавливаются три беседки
на “Парнасе” (одна уже строится) и памятник
собаке. У юго-восточного входа предусматривается
площадка для сбора экскурсионных
групп.Увеселительный сад составляет единый
ансамбль с дворцом. Он должен иметь статус не
только памятника садово-паркового искусства, но
и музея. Доступ посетителей в сад-музей
предполагается свободный, за исключением дней,
когда на его территории будут проводиться
организованные мероприятия.Большая часть
территории откроется для прогулок и отдыха.
Исключение составит “Парнас”, так как его
склоны ранимы, а также Собственный садик, который
должен быть восстановлен, - это зона
ограниченного посещения (только экскурсионный
показ).Кроме зон свободного неограниченного
посещения, выделяется зрелищная зона -
фойе-партер, где могут проводиться
театрализованные представления, гулянья,
выставки оранжерейных растений и другие
массовые мероприятия.Темы экскурсий
предполагают ознакомление посетителей с
историей усадьбы и садово-паркового
искусства.Реконструкция Увеселительного сада
ведется, однако нужно иметь в виду, что усадьба
Шереметевых с Прибавочным садом и каскадом из
семи прудов на реке Каменке была в десять раз
больше. В настоящее время за памятником
садово-паркового искусства федерального
значения “Останкино” закреплено 78 гектаров -
это территория бывшего ПКиО “Дзержинский”. Все
остальное отошло к ВВЦ и Главному ботаническому
саду РАН. Но в каком же виде пребывают эти
парковые территории! Заросшие, с разбитыми
дорожками, беспорядочно напиханными шашлычными
и другими “доходными” точками, убогими детскими
площадками... Вопрос о их дальнейшей судьбе мы
адресуем Министерству культуры России и
Правительству Москвы. |