Московское
градостроительство: шаг в XXI век |
|||||||||||||||||
№ 1 за 2000 год |
портреты мастеров промышленный дизайн новые проекты |
||||||||||||||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы". Содержание номера: ГОРОД И ЧЕЛОВЕК ПОРТРЕТ МАСТЕРА ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОЗВРАЩАЯСЬ К
НАПЕЧАТАННОМУ БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА ЛАНДШАФТНАЯ
АРХИТЕКТУРА ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ |
Москвы;а также программу первоочередных градостроительных мероприятий на период до 2005 года.Статус Генеральных Схем градостроительного зонирования установлен Законом “О градостроительном зонировании территории Москвы”, что позволяет в ходе реализации Генерального плана обеспечить как стабильность укрупненных стратегических требований, так и гибкость учета конкретизирующих и корректирующих их местных интересов.
Он является основой последующей детализации предложений в планах развития административных округов и районов города.В соответствии с Законом ход его реализации постоянно контролируется в аналитических докладах Правительства Москвы, по результатам рассмотрения которых проектные предложения Генерального плана актуализируются не реже одного раза в восемь лет. Градостроительная политика в Москве в соответствии с новым Генеральным планом предполагает следующее:- сохранение городской среды и культуры как за счет охраны и рационального использования историко-культурного и природного наследия города, так и за счет преемственного развития функциональной и пространственной структур всех городских территорий, их планировки и застройки;- обеспечение социальных гарантий в части нормативного качества окружающей среды, обеспеченности жилой площадью, объектами обслуживания, местами приложения труда и рекреации, транспортной доступности и уровня инженерного обеспечения городских территорий;- стимуляцию развития наиболее перспективных районов города, обладающих неиспользованными градостроительными ресурсами - в силу своего расположения или функционально-пространственной организации, поиск новых форм организации городской среды и опережающего развития инфраструктуры на относительно благополучных территориях.
В связи с этим следует упомянуть действующий Закон “О регулировании градостроительной деятельности на территориях природного комплекса города Москвы”.Основываясь на достижениях научно-технического прогресса, применении новых видов экологически безвредного топлива, совершенствовании инженерной инфраструктуры, прогрессивных приемах и методах планировки и застройки, Генеральный план предусматривает улучшение условий жизни населения и повышение качества окружающей среды до уровня экологически благополучных столиц европейских стран.Впервые для градостроительного документа такого масштаба разработано экологическое обоснование.
.Одним из главных направлений совместной деятельности органов управления столицы и области в деле достижения экологически устойчивого развития ядра московской агломерации является создание единой системы природных ландшафтов, составляющих природный каркас Московского мегаполиса. Среди них - Клязьма, Лермонтовские места, верхняя Москва-река, Битца, Пехорка, Лосиный остров, городские лесопарки и парки, долины Москвы-реки, Яузы, Сетуни и другие.
До 2020 года комплексная реконструкция охватит практически все жилые районы, застроенные к 1980 году. В первую очередь и наиболее радикально изменятся районы пятиэтажной застройки эпохи начала индустриального домостроения, далее - районы повышенной этажности.В ходе переустройства жилой фонд города увеличится со 179 до 220 - 230 млн. кв. м общей площади, изменится качественный состав жилья.Значительный объем дополнительных площадей предусматривается получить за счет надстройки и модернизации пятиэтажных блочных, кирпичных и панельных домов. Однако до настоящего времени не было правовых оснований, определяющих порядок организации и проведения этих работ с учетом интересов города, инвесторов и собственников зданий. Имеющиеся здесь проблемы юридического характера призван решить разрабатываемый в настоящее время Закон “О создании новых помещений в жилых зданиях”, который устанавливает порядок согласования имущественных интересов собственников зданий и общие принципы проведения работ при создании новых жилых и нежилых помещений в реконструируемых зданиях с целью увеличения жилого фонда без привлечения дополнительных земельных участков. Предполагается формирование дифференцированной по качеству структуры жилого фонда, определяемой местоположением жилья и покупательной способностью населения. Другая сторона жилищной политики - совершенствование пространственной структуры жилой застройки: возвращение утраченного масштаба дворов, четких очертаний кварталов, традиционного периметрального характера застройки улиц.Завершение нового жилищного строительства планируется на ранее присоединенных территориях за МКАД и, частично, на территориях реорганизуемых промышленных зон, где предусматривается сокращение производственных площадей с 20,9 до 15,6 тыс. га. Часть высвобождаемых территорий - около 1,2 тыс. га - войдет в систему общегородских центров обслуживания и деловой активности. Около 1,9 тыс. га отойдет под жилищное строительство. 2,2 тыс. га в охранных зонах рек Лихоборки, Хапиловки, Нищенки и других после реабилитационных мероприятий вновь станут естественной частью природного комплекса Москвы. Статус промышленных зон предполагается снять с 16 из 66 промзон. Полностью ликвидируются промышленные объекты в пределах исторического центра столицы.Совершенствование территориальной и технологической организации сохраняемых производственных территорий, проведение на них природоохранных мероприятий позволит создать дополнительно около 300000 новых рабочих мест.Еще одна важная тенденция - децентрализация обслуживания и деловой активности, ведущая к развитию системы общегородских центров. Исторический центр Москвы, сохраняя и усиливая свою культурную значимость, передаст функции массового обслуживания срединным районам города. Здесь складываются новые многофункциональные зоны: Хорошевско-Ленинградская, Тимирязевско-Останкинская, Измайловско-Преображенская, Рязанско-Люблинская, Варшавско-Коломенская, Филевско-Кунцевская, Профсоюзно-Университетская.В периферийных районах развивается сеть центров обслуживания и крупных рекреационно-спортивно-развлекательных комплексов на озелененных территориях.Столь серьезные изменения невозможны без радикального преображения долгие годы отстававшей транспортной и инженерной инфраструктур столицы. Генеральный план предусматривает наращивание плотности улично-дорожной сети с 5,3 до 8,0 км на кв. км, в том числе увеличение протяженности магистральных улиц с 1245 до 1900 км. Планируется также увеличение протяженности и качественное изменение структуры линий метрополитена, создание новой системы пассажирского транспорта на базе реконструируемого Малого кольца Московской железной дороги. Появление хордовых направлений свяжет периферийные районы столицы с центрами срединного пояса. Генеральный план предусматривает реконструкцию существующих и строительство новых развязок, тоннелей и эстакад, коренное переустройство системы внешнего транспорта и многое другое.Впервые в градостроительной практике нашей страны вместе с проектом нового Генерального плана столицы разработан Закон “О Генеральном плане развития Москвы на период до 2020 года”, который повышает юридический статус Генплана, законодательно закрепляет утверждаемые показатели.Не менее актуальными являются и законопроекты, находящиеся в процессе разработки и направленные на решение задач сегодняшнего дня и ближайшего времени:- “О разрешении на проектирование и строительство в городе Москве”;- “О московских городских градостроительных нормативах”;- “Об обеспечении прав граждан при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве”;- “Об ответственности за нарушение градостроительного законодательства города Москвы”.Завершением нынешнего этапа формирования законодательной базы градостроительства станет “Градостроительный кодекс города Москвы”, разработка которого с учетом обобщения опыта действия ранее принятых и планируемых законов сведет всю систему правовых актов в единое целое. Реализация Генерального плана, как мы видели, не только допускает, но и прямо предполагает инициативу всех уровней территориального и отраслевого управления при конкретизации общегородской стратегии. Именно это является залогом реалистичности Генплана и делает его действенным инструментом развития нашей столицы. |