Жилой
комплекс на Садовой-Каретной |
|
||
№ 1 за 2000 год |
портреты мастеров промышленный дизайн новые проекты |
||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы". Содержание номера: ГОРОД И ЧЕЛОВЕК ПОРТРЕТ МАСТЕРА ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ВОЗВРАЩАЯСЬ К
НАПЕЧАТАННОМУ БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА ЛАНДШАФТНАЯ
АРХИТЕКТУРА ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
|
Одним из главных архитектурных символов Москвы стали во второй половине ХХ века семь сталинских “высоток”, как бы воспроизводящих в масштабах Садового кольца круг кремлевских башен и вносящих силуэтное единство в облик огромного города. Неудивительно, что многие архитекторы, проектирующие высотные здания для Москвы, так или иначе ориентируются именно на них (хотя по нынешним меркам их “высотность” - 25 этажей - весьма относительна). Это можно сказать и об архитекторах мастерской
№ 3 АО “Моспроект” во главе с Р.Г.Кананиным,
проектировавших жилой комплекс на
Садовой-Каретной улице. Кроме всего прочего, они
посчитали, что комплекс, заняв пустырь на внешнем
радиусе Садового кольца, станет органическим
звеном уже существующей цепи “высоток”. Теперь о другом. Комплекс на Садовой-Каретной, конечно, вызывает у меня ряд положительных эмоций. Но квартиру там я не купила бы - и не только по соображениям стоимости. Здания находятся в центре Москвы. С одной стороны, это плюс, с другой же - вокруг только банки, офисы, дорогие магазины. А где же я буду гулять? Каким воздухом дышать? Рядом нет парка или сквера, зато проходит самая загазованная трасса Москвы. Может быть, комплекс рассчитан на работников
близлежащих банков и офисов? Тогда непонятно,
почему квартиры столь огромны и роскошны, а в
некоторых даже предусмотрены мастерские. В этом
случае логичнее было бы строить добротные, но
малогабаритные квартиры на одного-двух человек,
где люди будут находиться только вечером и ночью.
Причем я вовсе не призываю вернуться к некоему
подобию хрущевских пятиэтажек. Здания могут быть
столь же красивы, эффектны, но иметь другой
социальный адрес. Существующий же комплекс
естественнее смотрелся бы где-нибудь в парковой
зоне. Дедушкам и бабушкам, а также детям
необходима зелень, свежий воздух. Что касается
молодых служащих, им Садовое кольцо подходит
только из соображений близости к работе. Если в
столице удастся сносно решить транспортную
проблему, для строительства огромных жилых
комплексов в центре Москвы вообще не останется
сколько-нибудь веских оснований. До последнего времени жилые дома представляли
собой большей частью набившие оскомину
многоэтажные коробки. Теперь, глядя на жилой
комплекс на Садовой-Каретной, москвичи привыкают
к мысли, что жилой дом может иметь изысканный
выразительный силуэт, массу стилистических
особенностей и “архитектурных излишеств”,
изгнанных из жилищного строительства при
Н.С.Хрущеве. С архитектурной, профессиональной
точки зрения новосел Садового кольца достаточно
обстоятельно описан в статье А.М.Журавлева
“Жилой комплекс на Садовой-Каретной”
(“Архитектура и строительство Москвы, № 5 за 1999
г.). Здесь мне хотелось бы взглянуть на него
глазами простого москвича, любящего свой город и
небезразличного к тому, что здесь происходит.Еще
не видя объекта, зная только, где он расположен,
задаешься вопросом: сколь же значительна (в
историческом, градостроительном, коммерческом
отношении) должна быть территория, на застройку
которой был объявлен конкурс, где состязались
ведущие архитектурные фирмы и строительные
компании, и судьба которого взбудоражила не
только архитекторов, инвесторов, но и рядовых
жителей столицы? Так или иначе, место должно было
повлиять на то, каким получился объект.Типовые
многоэтажки пока не ушли из нашей жизни. Строя
новое жилье, мы, с одной стороны, пытаемся уйти от
них, с другой - все-таки на них опираемся. Есть,
конечно, и в зданиях жилого комплекса на
Садовой-Каретной что-то от привычных
многоэтажек. Однако заметно и влияние соседних
монументальных домов прошлых стилей и эпох - то,
что как раз обусловлено местом. Влияние этих
стилей сказывается на отделке фасадов: карнизы и
фронтоны, руст в нижних этажах и замковые камни в
арочных проемах, балясины в ограждениях лоджий,
башенки, круглые окошки и тому
подобное.Стилистические особенности каждой
секции побуждают зрительно относить их, если
можно так выразиться, к различным климатическим
зонам: боковые намного “южнее” центральной,
которая благодаря выступающему полукругом
эркеру и большой концентрации оконных проемов
имеет в очертаниях отчетливую “башенность” -
впрочем, без ярко выраженного завершения
(таковое предполагается на центральном, самом
высоком здании комплекса). Вполне понятно
стремление разнообразить наше жилье и
соответствующее изобилие стилистических
приемов. Отсюда и восемь видов оконных проемов,
устроенных в два ряда на четырех этажах. Конечно,
сведущий прохожий сравнит этот комплекс с
доходным домом Э.Нирнзее, построенном до
революции здесь же, на Садовой-Каретной. Того, кто
не поленится посчитать, покорят 60 оконных
проемов-близнецов, расположенных попарно на
шести этажах, то есть по 10 в ряду. Модерн
представлен тремя типами оконных проемов.В
завершении жилого комплекса, на мой взгляд,
отразились черты застройки московского центра,
частично уничтоженной в этом районе. На крышах
возник целый “городок”, разнообразные формы и
объемы которого отсылают нас к различным эпохам
истории архитектуры.Москвичи привыкают к новому
комплексу. Ответ на второй вопрос - насколько
оправдает себя предпринятая попытка радикально
разнообразить жилищное строительство Москвы -
даст время. |