log.jpg

  asm5_35.jpg (4825 bytes)

logo.jpg (1732 bytes)

РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ

№ 6 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm4.jpg


Содержание номера:

"10 ЛЕТ МОСКОВСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"

"МОСКВА - ШАГ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ"

БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Беседа с В.Г.Воскобойниковым
Мы умеем строить хорошо!

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
А.В.Петрушкова, Я.Е.Дихтер
Романтик и практик реальной архитектуры

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Г.А.Тюпин
Алексей Руфович Ржаницин

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Н.В.Канчели, П.Е.Золотов
Обновление стадиона "Динамо"

ВЕРНИСАЖ, КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ
К.И.Аксельрод
Площадь крестьянской заставы

SUMMARY

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Д.Ю.Блинов
Ледовый дворец Ирины Родииной

СРЕДА ОБИТАНИЯ
Д.Ю.Блинов
Бысторовозводимые крытые катки.

CERSAIE-99
Вызов нового тысячклетия

КНИЖНАЯ ПОЛКА
Н.В.Оболенский
Москва-Париж. Природа и градостроительство.

ИЗ ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
И.А.Прокофьева
Первые московские пассажи.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Н.Р.Фрезигская
"Технополисы живут по законам реки".

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.А.Романенко
Коронационное убежище в Сокольниках

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
М.А.Уланова
Школа акварели Сергея Андрияки.

.

 

Площадь Крестьянской заставы
К.И.Аксельрод, архитектор

Москомархитектурой совместно с Союзом московских архитекторов был организован двухэтапный конкурс на лучшее решение площади Крестьянской заставы: общий и, далее, заказной по результатам первого. Конкурс был задуман с целью завершить объемно-пространственную композицию ансамбля площади, преодолеть нерациональное использование свободной территории, обогатить ее функционально,

asm5_30.jpg (7531 bytes)

Концепция ПТМ "Моспроект-2" под руководством А.Р.Асадова

а также усовершенствовать транспортное обеспечение.
Председатель жюри, главный архитектор Москвы А.В.Кузьмин отметил, что "программа данного конкурса по сравнению со всеми предыдущими была отработана хорошо", исходный материал составлен правильно и ясно. Тем не менее директор МНИИПа А.В.Боков считает, что "участники первого тура... не были достаточно осведомлены о реальных изменениях, которые успели произойти в пространстве площади: об уже сделанных земельных отводах, о готовившейся рядом архитекторов проектной документации". Один из участников - В.И.Симонихин - уверен в том, что на время проведения конкурса все работы в этом районе будут приостановлены. А вот для В.Р.Мутафова (АО "Моспроект", мастерская № 12) информация об имеющихся на территории земельных отводах и о работах, проводимых здесь, не была неожиданностью.

asm5_31.jpg (4963 bytes)

Концепция АРТЭ

asm5_32.jpg (4974 bytes)

(руководитель В.П.Юдинцев)

"Конкурс отличается неопределенностью исходных данных, с одной стороны, с другой - обилием поставленных задач, - рассказывает А.В.Боков. - Площадь Крестьянской заставы сейчас представляет собой бесформенное пространство, где запечатлены следы многих эпох. У этого места своеобразная судьба. Застава располагалась вблизи Новоспасского монастыря и Крутицкого подворья, отмеченных особым вниманием Патриарха, семьи Романовых, а позже - правительства СССР, когда через этот район начали прорубать магистрали, которые должны были связать центр города со строившимся заводом имени Сталина. На территории Симонова монастыря по проекту Весниных возвели Дворец Труда. Монастырю не повезло, но в итоге одно архитектурное событие - со своим смыслом, своей мифологией, было вытеснено другим - с новым смыслом, новой мифологией".

asm5_33.jpg (6025 bytes)

Концепция творческой архитектурной мастерской под руководством В.И.Симонихина

asm5_34.jpg (7561 bytes)

Концепция АО "Моспроект", мастерская № 12

Приблизительно то же самое разыгрывалось непосредственно на площади Крестьянской заставы. В разрывах старой ткани стали появляться новые сооружения. Рядом с ними почти нетронутыми продолжали оставаться исторические фрагменты.
По словам В.Р.Мутафова, "сложнейшее переплетение запутанных транспортных развязок и пешеходных связей усугубляется тяжелой архитектурой зданий 1960 - 1970 годов. Подземные коммуникации, состоящие из двух станций метро глубокого и мелкого заложения и хаотично проложенных инженерных сетей, затрудняют застройку. Наряду с этим площадь Крестьянской заставы обладает значительным градостроительным потенциалом и является важным планировочным узлом в системе существующих площадей - Таганской, Абельмановской и Рогожской застав".

asm5_29.jpg (7182 bytes)

Концепция ПТМ "Моспроект-2" под руководством А.Р.Асадова

asm5_36.jpg (5678 bytes)

Концепция творческой архитектурной мастерской под руководством В.И.Симонихина


Исторически, со времен строительства Компанейского (1731) и Камер-Коллежского (1742 - 1747) валов, интересующее нас пространство являлось въездом в Москву со Спасской таможенной заставы. Круто спускающимися улицами оно соединялось с оборонительным форпостом - Новоспасским монастырем, расположенным над Москвой-рекой. Через Крестьянскую заставу шла дорога на Коломну и Рязань. Площадь застроили малоэтажными зданиями только к началу ХХ века, а активное формирование ее началось в 1960 - 1970 годы в связи с прокладкой двух новых транспортных магистралей: улица Марксистская - Волгоградский проспект и улица Большие Каменщики - Пролетарский проспект. Это разрушило историческую структуру. Одновременно реконструкция 1960 - 1980 годов обеспечила район двумя станциями метро ("Пролетарская" и "Крестьянская застава") и удобным транспортным подъездом со стороны центра и периферийных районов.
В конкурсе приняли участие 15 архитекторов, имеющих лицензию на архитектурно-строительную деятельность и оплатившие регистрационный взнос. Для дальнейшей проработки были отобраны 6 проектов: МНИИПа (рук. А.В.Боков), творческой архитектурной мастерской под руководством В.И.Симонихина, ПТМ "Моспроект-2" (рук. А.Р.Асадов), мастерской № 8 АО "Моспроект" (рук. Ю.В.Юров), АРТЭ (рук. В.П.Юдинцев) и группы архитекторов мастерской № 12 АО "Моспроект".
Вот что рассказывает о своей концепции А.В.Боков: "Перед людьми, которые берутся решать судьбу площади Крестьянской заставы, возникает дилемма: либо идти далее по пути разрушения, либо попробовать вернуть городу те ценности, которые еще не полностью ликвидированы. Мы же выбрали третий вариант - примирить то, что было построено в последние годы, с сохранившимися следами исторического прошлого; создать некое принципиально новое качество, связать воедино все, что уже существует сегодня. Для этого потребовалось выявление исторических объектов и анализ новых. Оказалось, что полярные по своей природе вещи могут быть совмещены. Средством коммуникации стали двухмасштабные сооружения-связи, которые делают менее заметными большие здания, сшивают и преодолевают разрывы, возникшие при прокладке магистралей, одновременно следуя исторической ткани - трассе Камер-Коллежского вала".
По мнению жюри, проекту МНИИПа свойственна "композиционная целостность и ясность организации пространства при чрезмерной масштабности объемов, тем не менее оригинально сформированных. Отсутствует сомасштабность с окружающей застройкой. Собственно, площади еще нет, вместе с тем, потенциальные возможности такого подхода налицо".
Концепция мастерской № 12 АО "Моспроект" заключается в следующем: новые объемы и планировка органически включаются в существующую застройку, выявляя ее достоинства и приглушая недостатки. Единая структура пешеходных пространств дополнена пешеходной зоной по Динамовской улице, позволяющей наиболее гармонично вписать ансамбль Новоспасского монастыря в общую систему пешеходных связей. Предполагается максимальное сохранение и развитие зеленых насаждений и усиление роли водных композиций. Жюри оценило этот проект как "грамотный, выполненный в традиционной манере, возможно, несколько скучный" и порекомендовало "внести изюминку" при дальнейшей проработке.

Замысел мастерской Ю.В.Юрова - создание "площади в площади", "площади для человека", организованной группой невысоких зданий многофункционального назначения. Доминантой становится декоративная арка, символизирующая Крестьянскую заставу. Намечается организация транспортной развязки на пересечении кольцевой и радиальной магистралей с полным отделением пешеходных путей. Большое внимание уделяется пространственно-композиционному взаимодействию с ансамблями Новоспасского монастыря и Крутицкого подворья. Это решение оценили следующим образом: "Данный проект как прием перспективен. Есть некоторая перегруженность объектов".
Основная идея творческой архитектурной мастерской под руководством В.И.Симонихина заключается в "зашоривании" существующей разнохарактерной застройки созданием несколько ниже переднего плана. Получаемое ступенчатое пространство организует площадь. "Необходимо спуститься объемами к человеку", - считает В.И.Симонихин. Центральный узел площади превращен в некую реминисценцию заставы. Созданы своего рода пропилеи, фиксирующие въезд в город. Сохраняются и расширяются зеленые зоны на разных уровнях. Жюри отметило "согласованность объемов, гармоничность композиции, обособление пешеходной зоны, освоение подземного пространства, удачно расставленные высотные акценты". Проект был признан перспективным.

ПТМ "Моспроект-2" под руководством А.Р.Асадова предлагает организовать площадь в виде почти правильного квадрата со сторонами длиной около 180 метров, раскрытого в сторону Москвы-реки путем строительства 10-этажных зданий по ее северо-восточной и юго-восточной границам. По периметру расположатся "крытые пешеходные галереи - своеобразные, "городские гульбища", а планшет, поднятый над поверхностью земли на 5-6 метров, накроет транспортные потоки и сформирует комфортное пешеходное пространство. Сама площадь будет своеобразным продолжением рельефа, террасами поднимающегося от берега Москвы-реки. При этом откроется хороший вид на прилегающую историческую застройку. Террасные уровни подхватятся каскадом эксплуатируемых кровель театрально-зрелищного центра с выходящими сюда двориками кафе, ресторанчиков и небольших магазинов.
По мнению жюри, это - "четкая, ясная, до предела собранная композиция, гармонично вписанная в существующую застройку. Удачно поставлен высотный акцент, решены пешеходные связи. Удалось уменьшить визуальную агрессивность существующих доминант. Создается градообразующий элемент - как единое многоуровневое пространство".
Идея АРТЭ В.П.Юдинцева заключается в "тотальной ориентации новых объектов и мест концентрации людей на ансамбли Новоспасского монастыря и Крутицкого подворья и раскрытии общей композиции на пойму Москвы-реки. Центральные объемы своим расположением не препятствуют воздействию храмовых доминант. Обе пешеходные эспланады подняты на два уровня над поверхностью земли для улучшения обзора. В центре - 8-12-14-этажная офисная "гребенка" и крытая площадь - "агора" (6-8 этажей при зрелищном здании и 16-20 этажей при офисном комплексе)". Жюри признало, что это предложение "интересно тем, что реализует максимально возможные объемы строительства. Однако вместо макромасштаба появляется гипермасштаб. В плане визуальных связей с монастырем и подворьем влияние нового строительства отрицательно. Площади для пешеходов - в том числе и как градообразующего фактора - нет. Транспортная схема не оптимальна".

Как видим, оценки вышеперечисленных проектов не равнозначны, что естественно, так как в одобренных проектных предложениях будущее площади Крестьянской заставы трактуется очень по-разному, то есть демонстрируется весь спектр возможностей развития этой территории.

asm5_37.jpg (6933 bytes)

Концепция мастерской № 8 АО "Моспроект" (руководитель Ю.В.Юров)

Авторские коллективы продолжают разработку своих концепций с учетом полученных рекомендаций. Впереди - второй тур конкурса.