log.jpg

asm5_73.jpg (6740 bytes)

Проект фасада Солодовниковского пассажа

logo.jpg (1732 bytes)

РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ

№ 6 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm4.jpg


Содержание номера:

"10 ЛЕТ МОСКОВСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"

"МОСКВА - ШАГ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ"

БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Беседа с В.Г.Воскобойниковым
Мы умеем строить хорошо!

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
А.В.Петрушкова, Я.Е.Дихтер
Романтик и практик реальной архитектуры

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Г.А.Тюпин
Алексей Руфович Ржаницин

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Н.В.Канчели, П.Е.Золотов
Обновление стадиона "Динамо"

ВЕРНИСАЖ, КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ
К.И.Аксельрод
Площадь крестьянской заставы

SUMMARY

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Д.Ю.Блинов
Ледовый дворец Ирины Родииной

СРЕДА ОБИТАНИЯ
Д.Ю.Блинов
Бысторовозводимые крытые катки.

CERSAIE-99
Вызов нового тысячклетия

КНИЖНАЯ ПОЛКА
Н.В.Оболенский
Москва-Париж. Природа и градостроительство.

ИЗ ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
И.А.Прокофьева
Первые московские пассажи.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Н.Р.Фрезигская
"Технополисы живут по законам реки".

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.А.Романенко
Коронационное убежище в Сокольниках

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
М.А.Уланова
Школа акварели Сергея Андрияки.

 

Первые московские пассажи
И.А.Прокофьева, архитектор

Во второй половине XIX века купцы и промышленники, хозяева новой жизни, переделали Москву-усадьбу в "Москву-фабрику и торговую контору, Москву трамваев и небоскребов, фабричных труб и световых реклам". За короткий отрезок времени центральная часть города стала неузнаваемой - она была застроена новыми типами сооружений, которые вытеснили частные дома и усадьбы."Мануфактура, амбар, банк и лавка все больше и больше поднимали голову не в умственной жизни, но в жизни городской, по своему материальному, а затем и общественному влиянию.

asm5_76.jpg (6652 bytes)

Галерея с магазинами в Москве князя М.Н.Голицына. Литография 1841 года

Дворянство оставалось численно почти то же... живет в тех же наследственных домах со своими титулами, тоном и разными другими услаждениями тщеславия, но фактически все более стушевывается... в управлении города Москвы почти что не участвует и не может уже тягаться с тем, что прежде называлось просто "бородой" (1).

Класс купцов создавал новые и благоустраивал уже существующие крупные общественно-торговые предприятия города. В центре Москвы в первой половине XIX века находились традиционные отечественные типы сооружений - торговые ряды и гостиный двор. Но в это же время на Западе символом процветания и благополучия становится пассаж. Вот его основные характеристики:
1) магазины или конторы, а иногда и жилье размещены ярусами по сторонам широкого прохода с полностью или частично остекленным (светопрозрачным) покрытием;

asm5_77.jpg (4750 bytes)

Пассаж дэс Панорамс. Париж 1810 год

2) один или несколько проходов здания объединяют две или более улицы - магистрали, которые обычно равны по своей градостроительной значимости;
3) пассаж - функционально насыщенный отрезок пути, защищенный от непогоды и доступный только пешеходам;
4) пространство организованной розничной торговли допускает и размещение деловых, жилых и других помещений.

Поездки в Европу, изучение культуры и архитектуры крупных городов Франции, Италии, Германии, Англии, где пассаж был, как мы уже говорили, одним из самых популярных общественно-торговых сооружений, определили появление его в России.
В Москве в XIX - начале ХХ века было построено девять торговых пассажей: галерея Голицына (1835 - 1839),

asm5_75.jpg (5749 bytes)

Реконструкция фасада галереи М.Н.Голицына

Солодовниковский пассаж (1862 - 1884),Александровский пассаж (около 1865 года, точная дата не установлена), Джамгаровский пассаж (1870 - 1877), Лубянский пассаж (1882 - 1885), Тверской пассаж (1887 - 1895), Верхние Торговые ряды (1889 - 1894), Петровский пассаж (1904 - 1906), Голофтеевский пассаж (1912 - 1913).

asm5_71.jpg (7509 bytes)

Солодовниковский пассаж. План 1 этажа

asm5_72.jpg (5216 bytes)

Схема центра Москвы. 1913 год. Реконструкция автора

Первым пассажем стала галерея князя М.Голицына (архитектор М.Быковский). Возвели его между улицами Петровкой и Неглинной при реконструкции центра города после пожара 1812 года. Первоначально это было двухэтажное здание с одним проходом, перекрытым двухскатной крышей, и двумя симметричными рядами магазинов. Пассаж вмещал 24 двухэтажных магазина, второй этаж являлся продолжением салонов и магазинов первого. Несколько лет галерея освещалась через большие застекленные арки входов, но затем М.Голицын обратился в Московскую Городскую Управу с прошением устроить "во втором этаже галереи фонарь в стеклах на железных кронштейнах".

По своему архитектурно-планировочному решению галерея Голицына - классический пример самых ранних пассажей, своеобразная калька с парижских сооружений - пассаж Делорм (1808), Монтескье (1811), де л'Опера (1823), галерея Вивьен (1825). Удачная архитектура и коммерческий успех галереи Голицына подвигли многих состоятельных владельцев участков в центре Москвы сооружать торговые пассажи по европейским образцам.

Солодовниковский пассаж (архитектор Н.Никитин) был построен рядом с галереей Голицына, на почти квадратном в плане участке, освободившемся после разборки церкви Воскресения у Кузнецкого моста. Назывался он по имени владельца и заказчика сооружения.
Купец Г.Солодовников, выходец из крестьян, "сделался богатым у всех на глазах" и потому усердно искал почестей. В Москве он был известен благотворительностью: на его деньги строились больницы и жилые дома для малообеспеченных людей. Возведение пассажа в самом центре Москвы стало важным событием и для города, и для самого Г.Солодовникова, получившего за это строительство (с учетом прочих заслуг) звание потомственного почетного гражданина.
Солодовниковский пассаж был двухэтажным, прямоугольным в плане. Имел два параллельных прохода на Петровку и Неглинную улицы, покрытых двухскатными стеклянными фонарями из "несгораемого материала". Здесь важно отметить, что покрытие всех московских пассажей было выполнено из стали и стекла, так как использование дерева в несущих конструкциях запрещалось в целях пожарной безопасности Специальным Сводом правил Московской Городской Управы.
В 1874 году Г.Солодовников приобрел соседнее землевладение, выходившее на Кузнецкий мост, с трехэтажным каменным доходным домом Н.Татищева, который присоединили к пассажу. В нем открыли магазины, а часть помещений использовали под конторы и склады. Внутренний двор между пассажем и бывшим доходным домом в 1878 году перекрыли - по перекидным каменным аркам - двухскатной стеклянной крышей. Через два арочных прохода, устроенных со стороны Петровки и Неглинной, во двор доставлялись большие партии товара, который хранился там или распределялся по складским помещениям. Внутренний двор пассажа, являясь дополнительной подсобной территорией, выполнял ту же функцию, что и внутреннее пространство в гостином дворе. В итоге Солодовниковский пассаж стал прообразом будущих подобных сооружений в Москве. Его архитектурно-планировочное решение - своеобразный синтез европейского пассажа и отечественного гостиного двора.

Во флигелях дома Татищева, выходивших на Петровку и Неглинный проезд и непосредственно примыкавших к пассажу, располагались жилые квартиры, сдаваемые в аренду. Во внутреннем корпусе, имевшем выход во двор, на третьем этаже был устроен небольшой театр с "императорской ложей". Это еще одно подтверждение влияния европейского опыта на строительство отечественных пассажей: известно, что в парижских пассажах дес Панорамс (1800) и Шойсел (1825), в брюссельской галерее сан. Убер (1846 - 1847) существовали театры.

Солодовниковский пассаж "...играл важную роль в освобождении женщин, превращая беготню по магазинам в приятные дни дружеского общения и своеобразную форму независимой деятельности..." Он отличался высоким уровнем обслуживания, твердыми ценами и гарантией на приобретенный товар, который доставлялся в любую часть города. Х.Питчер в книге "Мюр и Мерилиз" писал об этом торговом заведении: "...Беглый взгляд на карту города показывает, что центром Москвы является Театральная площадь. Однако этот район привлекает не одних только театралов. В течение многих лет здесь торгует известный пассаж, так что посещать магазины в этой части города стало определенным обычаем".

Галерея Голицына просуществовала до 1912 года, а в 1913-м на ее месте возвели Голофтеевский пассаж. Солодовниковский пассаж был разрушен в 1941 году при ночной бомбардировке Москвы немцами. Через несколько лет развалины бывшего пассажа разобрали и устроили здесь сквер. Сейчас на этом месте стоят одноэтажные магазины.