|
Электронная версия научно-популярного
журнала "Архитектура и строительство
Москвы". Выходит 6 раз в год.
Содержание номера:
"10 ЛЕТ МОСКОВСКОГО
СТРОИТЕЛЬСТВА"
"МОСКВА
- ШАГ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ"
БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА
Беседа с
В.Г.Воскобойниковым
Мы умеем строить
хорошо!
ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
А.В.Петрушкова, Я.Е.Дихтер
Романтик и
практик реальной архитектуры
ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Г.А.Тюпин
Алексей Руфович
Ржаницин
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ
ПРАКТИКА
Н.В.Канчели, П.Е.Золотов
Обновление
стадиона "Динамо"
ВЕРНИСАЖ, КОНКУРСЫ,
ПРОЕКТЫ
К.И.Аксельрод
Площадь
крестьянской заставы
SUMMARY
НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Д.Ю.Блинов
Ледовый дворец
Ирины Родииной
СРЕДА ОБИТАНИЯ
Д.Ю.Блинов
Бысторовозводимые
крытые катки.
CERSAIE-99
Вызов нового
тысячклетия
КНИЖНАЯ ПОЛКА
Н.В.Оболенский
Москва-Париж.
Природа и градостроительство.
ИЗ ИСТОРИИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
И.А.Прокофьева
Первые московские пассажи.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Н.Р.Фрезигская
"Технополисы
живут по законам реки".
ИССЛЕДОВАТЬ,
ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.А.Романенко
Коронационное
убежище в Сокольниках
ТРАДИЦИИ И
СОВРЕМЕННОСТЬ
М.А.Уланова
Школа акварели
Сергея Андрияки.
|
Первые
московские пассажи
И.А.Прокофьева, архитектор
Во второй половине XIX века купцы и
промышленники, хозяева новой жизни, переделали
Москву-усадьбу в "Москву-фабрику и торговую
контору, Москву трамваев и небоскребов,
фабричных труб и световых реклам". За короткий
отрезок времени центральная часть города стала
неузнаваемой - она была застроена новыми типами
сооружений, которые вытеснили частные дома и
усадьбы."Мануфактура, амбар, банк и лавка все
больше и больше поднимали голову не в умственной
жизни, но в жизни городской, по своему
материальному, а затем и общественному влиянию. |
Галерея с
магазинами в Москве князя М.Н.Голицына.
Литография 1841 года |
Дворянство оставалось численно почти то же...
живет в тех же наследственных домах со своими
титулами, тоном и разными другими услаждениями
тщеславия, но фактически все более
стушевывается... в управлении города Москвы почти
что не участвует и не может уже тягаться с тем,
что прежде называлось просто "бородой" (1).
Класс купцов создавал новые и
благоустраивал уже существующие крупные
общественно-торговые предприятия города. В
центре Москвы в первой половине XIX века
находились традиционные отечественные типы
сооружений - торговые ряды и гостиный двор. Но в
это же время на Западе символом процветания и
благополучия становится пассаж. Вот его основные
характеристики:
1) магазины или конторы, а иногда и жилье
размещены ярусами по сторонам широкого прохода с
полностью или частично остекленным
(светопрозрачным) покрытием; |
Пассаж дэс
Панорамс. Париж 1810 год |
2) один или несколько проходов здания
объединяют две или более улицы - магистрали,
которые обычно равны по своей градостроительной
значимости;
3) пассаж - функционально насыщенный отрезок пути,
защищенный от непогоды и доступный только
пешеходам;
4) пространство организованной розничной
торговли допускает и размещение деловых, жилых и
других помещений.
Поездки в Европу, изучение
культуры и архитектуры крупных городов Франции,
Италии, Германии, Англии, где пассаж был, как мы
уже говорили, одним из самых популярных
общественно-торговых сооружений, определили
появление его в России.
В Москве в XIX - начале ХХ века было построено
девять торговых пассажей: галерея Голицына (1835 -
1839), |
Реконструкция
фасада галереи М.Н.Голицына |
Солодовниковский пассаж (1862 -
1884),Александровский пассаж (около 1865 года, точная
дата не установлена), Джамгаровский пассаж (1870 -
1877), Лубянский пассаж (1882 - 1885), Тверской пассаж (1887
- 1895), Верхние Торговые ряды (1889 - 1894), Петровский
пассаж (1904 - 1906), Голофтеевский пассаж (1912 - 1913).
Солодовниковский
пассаж. План 1 этажа |
Схема центра
Москвы. 1913 год. Реконструкция автора |
Первым пассажем стала галерея князя М.Голицына
(архитектор М.Быковский). Возвели его между
улицами Петровкой и Неглинной при реконструкции
центра города после пожара 1812 года.
Первоначально это было двухэтажное здание с
одним проходом, перекрытым двухскатной крышей, и
двумя симметричными рядами магазинов. Пассаж
вмещал 24 двухэтажных магазина, второй этаж
являлся продолжением салонов и магазинов
первого. Несколько лет галерея освещалась через
большие застекленные арки входов, но затем
М.Голицын обратился в Московскую Городскую
Управу с прошением устроить "во втором этаже
галереи фонарь в стеклах на железных
кронштейнах".
По своему архитектурно-планировочному решению
галерея Голицына - классический пример самых
ранних пассажей, своеобразная калька с парижских
сооружений - пассаж Делорм (1808), Монтескье (1811), де
л'Опера (1823), галерея Вивьен (1825). Удачная
архитектура и коммерческий успех галереи
Голицына подвигли многих состоятельных
владельцев участков в центре Москвы сооружать
торговые пассажи по европейским образцам.
Солодовниковский пассаж (архитектор Н.Никитин)
был построен рядом с галереей Голицына, на почти
квадратном в плане участке, освободившемся после
разборки церкви Воскресения у Кузнецкого моста.
Назывался он по имени владельца и заказчика
сооружения.
Купец Г.Солодовников, выходец из крестьян,
"сделался богатым у всех на глазах" и потому
усердно искал почестей. В Москве он был известен
благотворительностью: на его деньги строились
больницы и жилые дома для малообеспеченных
людей. Возведение пассажа в самом центре Москвы
стало важным событием и для города, и для самого
Г.Солодовникова, получившего за это
строительство (с учетом прочих заслуг) звание
потомственного почетного гражданина.
Солодовниковский пассаж был двухэтажным,
прямоугольным в плане. Имел два параллельных
прохода на Петровку и Неглинную улицы, покрытых
двухскатными стеклянными фонарями из
"несгораемого материала". Здесь важно
отметить, что покрытие всех московских пассажей
было выполнено из стали и стекла, так как
использование дерева в несущих конструкциях
запрещалось в целях пожарной безопасности
Специальным Сводом правил Московской Городской
Управы.
В 1874 году Г.Солодовников приобрел соседнее
землевладение, выходившее на Кузнецкий мост, с
трехэтажным каменным доходным домом Н.Татищева,
который присоединили к пассажу. В нем открыли
магазины, а часть помещений использовали под
конторы и склады. Внутренний двор между пассажем
и бывшим доходным домом в 1878 году перекрыли - по
перекидным каменным аркам - двухскатной
стеклянной крышей. Через два арочных прохода,
устроенных со стороны Петровки и Неглинной, во
двор доставлялись большие партии товара, который
хранился там или распределялся по складским
помещениям. Внутренний двор пассажа, являясь
дополнительной подсобной территорией, выполнял
ту же функцию, что и внутреннее пространство в
гостином дворе. В итоге Солодовниковский пассаж
стал прообразом будущих подобных сооружений в
Москве. Его архитектурно-планировочное решение -
своеобразный синтез европейского пассажа и
отечественного гостиного двора.
Во флигелях дома Татищева, выходивших на
Петровку и Неглинный проезд и непосредственно
примыкавших к пассажу, располагались жилые
квартиры, сдаваемые в аренду. Во внутреннем
корпусе, имевшем выход во двор, на третьем этаже
был устроен небольшой театр с "императорской
ложей". Это еще одно подтверждение влияния
европейского опыта на строительство
отечественных пассажей: известно, что в
парижских пассажах дес Панорамс (1800) и Шойсел (1825),
в брюссельской галерее сан. Убер (1846 - 1847)
существовали театры.
Солодовниковский пассаж "...играл важную роль в
освобождении женщин, превращая беготню по
магазинам в приятные дни дружеского общения и
своеобразную форму независимой
деятельности..." Он отличался высоким уровнем
обслуживания, твердыми ценами и гарантией на
приобретенный товар, который доставлялся в любую
часть города. Х.Питчер в книге "Мюр и
Мерилиз" писал об этом торговом заведении:
"...Беглый взгляд на карту города показывает,
что центром Москвы является Театральная площадь.
Однако этот район привлекает не одних только
театралов. В течение многих лет здесь торгует
известный пассаж, так что посещать магазины в
этой части города стало определенным обычаем".
Галерея Голицына просуществовала до 1912 года, а в
1913-м на ее месте возвели Голофтеевский пассаж.
Солодовниковский пассаж был разрушен в 1941 году
при ночной бомбардировке Москвы немцами. Через
несколько лет развалины бывшего пассажа
разобрали и устроили здесь сквер. Сейчас на этом
месте стоят одноэтажные магазины. |