log.jpg  

Коронационное убежище в Сокольниках
В.А.Романенко, архитектор

logo.jpg (1732 bytes)

РУССКИЕ ЖУРНАЛЫ

№ 6 за 1999  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год.

asm4.jpg


Содержание номера:

"10 ЛЕТ МОСКОВСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА"

"МОСКВА - ШАГ В ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ"

БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
Беседа с В.Г.Воскобойниковым
Мы умеем строить хорошо!

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
А.В.Петрушкова, Я.Е.Дихтер
Романтик и практик реальной архитектуры

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Г.А.Тюпин
Алексей Руфович Ржаницин

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Н.В.Канчели, П.Е.Золотов
Обновление стадиона "Динамо"

ВЕРНИСАЖ, КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ
К.И.Аксельрод
Площадь крестьянской заставы

SUMMARY

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
Д.Ю.Блинов
Ледовый дворец Ирины Родииной

СРЕДА ОБИТАНИЯ
Д.Ю.Блинов
Бысторовозводимые крытые катки.

CERSAIE-99
Вызов нового тысячклетия

КНИЖНАЯ ПОЛКА
Н.В.Оболенский
Москва-Париж. Природа и градостроительство.

ИЗ ИСТОРИИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА
И.А.Прокофьева
Первые московские пассажи.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Н.Р.Фрезигская
"Технополисы живут по законам реки".

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
В.А.Романенко
Коронационное убежище в Сокольниках

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
М.А.Уланова
Школа акварели Сергея Андрияки.

.

 

asm5_86.jpg (3322 bytes)

Фрагмент декоративного убранства колокольни храма

asm5_89.jpg (3643 bytes)

Главное здание Убежища

asm5_90.jpg (14148 bytes)

Фрагмент фасада главного здания Убежища

asm5_87.jpg (13464 bytes)

Изразцовое обрамление окна храма

Венчание на царство всегда было в России одним из главнейших государственных праздников. Так было и в 1895 году, накануне коронации Николая Александровича и Александры Федоровны.
"Городская Дума в заседании своем 5 сентября 1895 г., при рассмотрении доклада особой комиссии Городской Управы по вопросу об участии Московского Городского управления в предстоящих торжествах по случаю Коронования Их Императорских Величеств... постановила: уполномочить Городскую Управу ходатайствовать от имени города Москвы о Высочайшем Их Императорских Величеств соизволении осчастливить город принятием приговора Думы о сооружении, устройстве и содержании Убежища для неимущих в память Священного Коронования..." Такое соизволение было получено, и Городская управа занялась поисками подходящего участка земли.
17 октября 1897 года Управа за 250 тысяч рублей выкупает у господ Борисовских участок, большая часть которого (5638 кв.саженей) отводится под строительство Убежища. Этот участок располагался на Ермаковской (ныне Короленко) улице в Сокольниках, напротив богадельни, основанной Ф.Я.Ермаковым. Местность, прилегающая к улице Стромынке, постепенно становилась центром благотворительных учреждений на северо-востоке Москвы. Ко времени закладки Коронационного убежища здесь нашли себе место такие учреждения, как старинная Екатерининская ("Матросская") богадельня и отделившиеся от нее: дом инвалидов, сиротский приют, дом для хронических больных, Преображенская психиатрическая больница, Смирительный дом, а также детская больница имени Святого князя Владимира, больница для неизлечимых больных имени братьев Бахрушиных и, наконец, только что выстроенный по проекту А.Л.Обера Дом призрения имени братьев Боевых.
Александру Лаврентьевичу Оберу, принимавшему активное участие в украшении первопрестольной к коронационным торжествам (он оформлял Тверскую улицу от Троицких ворот до дома генерал-губернатора), Городская управа поручает и разработку проекта Коронационного убежища. Напомним, что именно А.Л.Обер проектировал церковь "Рукавишниковского" детского приюта на Смоленской-Сенной, в архитектуре которой предвосхищены мотивы "византинизмов" Дома призрения Боевых.
В проекте Убежища, ставшем "лебединой песней" зодчего, почти нет прямых исторических заимствований, однако тонко и элегантно стилизованные элементы декора придают зданию изысканно "европейский" характер. Кровля из-за малого уклона создает иллюзию "плоской крыши", отчего особенно выразительно читается сложный профиль карниза. Поле стены между карнизом и окнами второго этажа заполнено "рисованным" геометрическим узором, элементы которого повторяются и в обрамлении окон первого этажа. Сочетание красного кирпича стены с тонко, изящно исполненными деталями оконных наличников, дверных порталов, консолей, поддерживающих карниз ризалита, подчеркнуто белой штукатуркой и лепниной. Этот прием мы уже видели в других работах А.Л.Обера, в частности в Доме призрения братьев Боевых. Но в архитектуре Коронационного убежища элементы декора выполнены в более сухой, графичной манере.
Общий горизонтальный характер силуэта Убежища, нарушаемый лишь острыми четырехгранными шатрами башенок-ризалитов, тоже напоминает парадный вход в Дом призрения, только здесь они связаны осью симметрии. Два одинаковых двухэтажных корпуса (один для взрослых, второй для детей), протянувшиеся вдоль Ермаковской улицы, расположены зеркально по отношению друг к другу. Фасады зданий, открывающиеся во внутренний двор и в парк, решены более лаконично. Но удачно найденное соотношение между глухой стеной и площадью остекления, выверенный ритм удлиненных окон, оригинальный рисунок их наличников - все это делает фасады не менее интересными, чем главные.
Внутреннее убранство, в основе которого лежит принцип бокового коридора, решено удобно и просто. Палаты с высокими потолками просторны, хорошо освещены. В проекте были предусмотрены особые помещения: для взрослых - различные мастерские, для детей - учебные классы, игровая комната. Предполагалось организовать даже школу живописи, ваяния и зодчества. Рядом с парком, разбитым еще при прежних владельцах, Борисовских, отвели место для обширного огорода, возделыванием которого также могли заниматься имеющие к этому склонность жители Убежища.
В присутствии Государя Николая Александровича и Государыни Александры Федоровны 18 августа 1898 года были заложены два первых камня в основание будущего здания Убежища. В этот день происходило празднование иконы Божией Матери Одигитрии (Путеводительницы), ввиду чего на чрезвычайном собрании Московской городской думы 22 августа было постановлено: "Соорудить при Убежище в память Священного Коронования храм во имя Пресвятые Богородицы Одигитрии".
К сожалению, автору проекта Убежища не суждено было дождаться воплощения в жизнь своего замысла. 14 октября 1898 года он скончался. Руководство всеми строительными работами принял на себя Александр Фелицианович Мейснер (1). Он же занялся и проектированием храма. К 1901 году основные работы по сооружению Убежища были завершены. Его освящение и открытие состоялось 13 мая в присутствии Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елизаветы Федоровны. Призреваемых в это время было 200 человек, эта цифра все время увеличивалась и к 1907 году достигла 306.
Расходы по возведению и содержанию Убежища взяло на себя Московское городское управление, выстроить храм помогли значительными вкладами И.С.Титов и потомственные почетные граждане К.Д. и И.Д.Боевы. Полное освящение его с установлением постоянного престола последовало 31 января 1910 года.
А.Ф.Мейснер, выстроивший в 1894-1897 годы совместно с А.А.Никифоровым церковь Михаила Архангела при университетских клиниках на Девичьем поле, некоторые наиболее выразительные элементы ее архитектурной пластики использовал в проекте храма Убежища. К ним можно отнести завершение стройного шатра колокольни, так напоминающее храм Рождества Богородицы в Путинках: небольшой изящный барабанчик, поддерживаемый поясом миниатюрных кокошников и увенчанный луковичной главкой. Однако в сравнении с Михайло-Архангельским храм Убежища более цельный и пропорциональный. Стройность и легкость высокой колокольни подчеркивает звучный аккорд традиционного пятиглавия. Очевидно, на проект храма оказали влияние лучшие образцы ярославского зодчества, что проявилось не столько в общем силуэте здания (в ярославских церквах колокольня более "самостоятельна"), сколько в его живописном декоре, сочетающем пояса узорочья из фигурного кирпича с переливами инкрустаций из поливных изразцов. Живописная гамма изразцов тоже вполне ярославская, но более приглушенных тонов. Особенно красивы изразцовый портал главного входа в храм и вторящие ему наличники огромных окон основного объема. Хотя архитектор и не создал тех выразительных мощных форм, какими отличались творения И.Е.Бондаренко и А.В.Щусева, но все сохранившиеся фрагменты убранства храма (к сожалению, изувеченного проживавшим здесь НИИ кожных и венерических болезней) свидетельствуют о трепетном отношении автора к наследию прошлого. Тонкая, поэтическая стилизация, гармония целого и деталей, богатство колористического решения - все это позволяет отнести церковь Божией Матери Одигитрии к лучшим произведениям национально-романтического направления начала века.

Ансамбль Убежища дополняет еще одно замечательное здание - Дом призрения имени Ивана Денисовича Боева-старшего. 8 августа 1900 года Городской думе было доложено заявление К.Д. и И.Д.Боевых о желании пожертвовать Московскому городскому управлению 400 тысяч рублей на устройство в память их брата Дома призрения для неизлечимых больных. В заявлении оговаривался целый ряд условий, на основе которых делалось пожертвование: распределение средств (100 тысяч на постройку и "обзаведение" Дома, а 300 тысяч должны были составить неприкосновенный капитал, на проценты с которого содержались бы призреваемые и персонал Дома); желательное местоположение Дома ("на земле, бывшей Борисовских" - по соседству с Коронационным убежищем); распоряжения относительно порядка приема больных и управления Домом. Вопрос о принятии пожертвования был рассмотрен Городской управой, в финансовой комиссии и комиссии общественного здоровья и 17 октября 1900 года решен положительно. Братья Боевы согласно принятым Думой условиям "взяли на себя составление плана помещений на 150 призреваемых и самую постройку" и пригласили архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова (2), предложив ему в качестве образца план дома призрения Бахрушиных на Стромынке.

Двухэтажный корпус боевского дома продолжил застройку Ермаковской улицы, встав в один ряд с корпусом Убежища. Первый этаж, вмещающий семь палат, предназначался для женщин, второй - из восьми палат - для мужчин. Планы этажей почти совпадают: палаты выходят в широкий боковой коридор, где у окон устроены откидные столы для кормления немощных. В торцевых частях здания: с одной стороны - вестибюль и лестницы, с другой - санитарная зона. В небольших ризалитах, выходящих во двор и придающих плану П-образную форму, также расположены палаты, комнаты санитарок, кубовые, кладовые, а на первом этаже - приемная врача. Высота помещений колеблется от 3,2 до 4 метров. В коридоре верхнего этажа пол настелен из сосновых паркетных досок (3).
В оформлении фасадов Дома призрения нет того стилистического единства, которым отличается декор здания Убежища. Западный фасад решен архитектором лаконично и строго. Во всю его высоту, от цоколя до карниза, протянулся ряд предельно упрощенных стилизованных пилястр, читающихся как вытянутые лопатки. Фасад разбит по вертикали. Высота и форма окон почти такая же, как и в Убежище. Повторены и дугообразные завершения окон, хотя в целом фасад напоминает скорее небольшую фабрику, чем больницу. Только благодаря его торжественной строгости впечатление парадности всего ансамбля сохранено. Северный, торцевой фасад подчеркнуто асимметричен (4). Главный вход в здание представляет собой высокий, узкий, трапециевидный в плане ризалит, увенчанный уплощенным восьмигранным шатром, напоминающим башенку ренессансного французского замка. Еще более усиливалось это сходство при взгляде на слуховое окно в шатре "башенки". Его декоративное убранство восходит к аналогичным слуховым окнам в замках Шенонсо, Фонтенбло, Экуан. "Французский" ризалит разделил плоскость стены на две почти равные части. Правая из них прорезалась шестью окнами, по три в ряд, левая, совершенно глухая, - в нише. На уровне второго этажа была икона Покрова Божией Матери.
Так, в результате работы А.Л.Обера, А.Ф.Мейснера и И.С.Кузнецова - зодчих, каждый из которых обладал яркой творческой индивидуальностью, "своим почерком", в Сокольниках возник еще один уникальный архитектурный ансамбль. Впечатлению его целостности во многом способствовало возведение единой ограды вокруг всего владения. И.С.Кузнецов, работая над боевским Домом, продолжил ограду Убежища. Массивные кирпичные столбы словно образуют вытянутую по горизонтали раму для ажурной вязи кованой решетки характерного для модерна рисунка: четкий ритм тонких вертикальных тяг смягчен плавными линиями стилизованных побегов растений.
1. Александр Фелицианович Мейснер (1859-1935) - крупнейший московский архитектор. Им спроектировано и под его руководством построено свыше двух десятков великолепных сооружений, украсивших город. Он преподавал архитектуру в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, а также в Строгановском училище, член Строительного совета при городской управе, действительный член Московского археологического общества. Наиболее известные работы: Петровско-Александровский приют в Первом Тверском-Ямском переулке (1902); церковь Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле (1894-1897); церковь Коронационного убежища (1899-1901); Запасной дворец (1901, с использованием проекта В.В.Никитина); ряд доходных домов и особняков; клиники. Под его руководством осуществлена надстройка и спроектирован новый фасад здания Дворянского собрания (1903-1908).
2. Иван Сергеевич Кузнецов (1867-1942) - известный московский архитектор. Работал в 1887-1895 годы у Ф.О.Шехтеля. Архитектор Московского Совета Детских Приютов (МСДП), Покровской общины, Комитета по строительству храма Александра Невского на Миусской площади. По его проектам в Москве построено несколько особняков и доходных домов, гимназия в Староконюшенном переулке (1901-1903), комплекс административных зданий "Деловой двор" на площади Варварские ворота (1913), старообрядческая молельня в Переведеновском переулке (1905, не сохранилась). Диапазон его творчества широк: от храмов (в имении "Поречье" под Звенигородом, в селе Акатове Клинского уезда, в имении А.И.Коншиной под Серпуховом, в комплексе с больницей и богадельней, трапезная церкви Троицы в Капельках в Москве) до промышленных предприятий. После 1917 года был архитектором различных ведомств и учреждений.
3. С 1911 года по решению Городской думы Коронационное убежище и Дом призрения им. И.Д.Боева-старшего стали клинической базой Высших женских курсов.
4. Описание северного фасада Дома призрения дается по фотоматериалам начала века. При НИИ кожных и венерических болезней между зданием Убежища и боевским Домом выстроили еще один корпус. Стилевого единства ансамбля он не нарушил, но главный фасад Дома был безвозвратно утрачен.

asm5_88.jpg (7725 bytes)

Церковь при Убежище. Современное состояние

asm5_85.jpg (7448 bytes)

Вид здания Убежища со стороны внутреннего двора