В октябре 2009 года основная часть
экспозиции крупнейшей российской выставки
«Золотая осень» во второй раз разместилась в
новейшем павильоне Всероссийского выставочного
центра. Уникальное здание - крупнейшее в Европе -
было возведено на территории ВВЦ-ВДНХ по решению
Московского Правительства. Большепролетные
экспозиционные залы (расстояние между колоннами
- 72 м, высота помещения до низа конструкций - от 12
до 20 м) отвечают самым современным требованиям к
проведению любых международных выставочных
мероприятий: от книжной ярмарки до масштабной
демонстрации тяжелой строительной техники.
Конференц-зал/трансформер на 340/680
посадочных мест, два ресторана - фаст-фут на 600
посадочных мест и полного цикла на 120 мест, два
кафе, наличие малых залов-переговорных
обеспечивают проведение под одной крышей
ставших традиционными на выставках деловых
встреч, конференций, банкетов.
Планировочное решение, основанное на
объединяющем ядре - центральном вестибюле,
позволяет одновременно проводить в залах
разноплановые мероприятия. Инженерные системы
павильона, в том числе специально
ориентированные на обеспечение выставочного
процесса, предоставляют экспонентам массу
возможностей для создания демонстрационных
моделей и размещения действующих экспонатов.
Особо отметим, что это сложное и
достаточно крупное - 55 тыс. м2 общей площади -
здание было возведено на территории,
непосредственно прилегающей к сложившемуся
архитектурному ансамблю ВДНХ. Надо сказать, что
идея создания новых экспозиционных площадей на
территории ВВЦ-ВДНХ возникла еще в начале
истекающего десятилетия, в период борьбы за
право проведения в Москве Всемирной
универсальной выставки ЭКСПО-2010. Выставка в
итоге «ушла» в Шанхай, а идея создания крупного
международного выставочного центра не забылась.
Проектом планировки ТЭОС
«Шереметевский», в частности, было предусмотрено
размещение выставочных павильонов на границе
сегодняшней ВВЦ - между улицей Сергея
Эйзенштейна и Северным въездом на ВВЦ со стороны
Проспекта Мира. Заметим, что сегодня практически
вся выставка является особо охраняемой
природной территорией и объектом культурного
наследия федерального значения. Это,
естественно, накладывает существенные
ограничения на градостроительную деятельность
здесь. Кроме того, ВДНХ еще в советские времена
стала своеобразной визитной карточкой страны, а
силуэты павильонов, парковый ансамбль -
узнаваемыми с первого взгляда.
Когда в марте 2006 года было принято
решение о строительстве первого - пилотного -
павильона будущего Международного выставочного
комплекса, к работе привлекли авторитетных
московских зодчих. С самого начала коллектив
архитекторов поставил перед собой задачу -
создать новый объект, не вступая в противоречие
со сложившейся ярко выраженной архитектурной
средой, не навредив ей. Задача, как видим, весьма
непростая. Асфальтовая пустошь на месте,
занимаемом с 1980-х годов мелкооптовым рынком за
павильонами «Москва» (Монреальский) и «Товары
народного потребления», на которой решено было
построить новое здание, непосредственно
примыкала к исторической границе ВСХВ 1939 года -
Арке Северного (в те времена Главного ) входа.
Увязать логистические требования к
международным выставочным комплексам с системой
ограничений, обусловленных близостью к объектам
культурного наследия, природному комплексу, -
оказалось непросто.
Ввиду особой градостроительной
значимости объекта проектные работы велись под
постоянным контролем главного архитектора
города А. В. Кузьмина.
В течение ряда лет архитекторы
мастерской № 5 ГУП МНИИП «Моспроект-4» М. О.
Силантьев, О. М. Барзова, Б. О. Уборевич-Боровский
под руководством директора института А. В. Бокова
нарабатывали варианты размещения Выставочного
комплекса с учетом ограничений площадки.
Благодаря вниманию Московского Правительства,
Мэра Ю. М. Лужкова наладилось плодотворное
сотрудничество с Москомнаследием,
Москомприродой и другими городскими
структурами.
Вариант архитектурного решения,
которое ныне воплощено в жизнь, был в свое время
представлен на рассмотрение в Росохранкультуру
и после долгих обсуждений и поисков компромиссов
одобрен авторитетным специалистом и известным
охранителем историко-культурного наследия А. И.
Комечем.
При работе над павильоном
архитекторы изучили опыт европейских
выставочных центров, ВВЦ организовало
ознакомительные поездки специалистов в
Германию, Китай, Гонконг. Но все же, повторимся,
ввиду уникальности исторической территории, на
которой создавался павильон, основные
приоритеты в проектировании определялись не
технологией, а сложившимся окружением. Так, почти
500-метровый главный фасад павильона,
ориентированный на территорию ВДНХ, решили
выполнить в виде гигантского зеркала, в котором
отразились бы белоснежные павильоны 1930-1950 годов.
Арке Северного входа на выставку 1939 года
отвечает центральная арочная часть фасада.
Стеклянные стены позволили сохранить визуальную
связь между Аркой архитектора Л. М. Полякова и
восстанавливаемой в настоящее время
скульптурной композицией В. И. Мухиной «Рабочий и
колхозница». Лаконичные серебристые фасады,
выходящие на существующие павильоны 1970-х годов
«Монреальский» («Москва») и «Товары народного
потребления» не противоречат архитектурному
облику последних. Напротив, выполняют
своеобразную объединяющую и примиряющую роль.
Многое в новом павильоне
действительно неординарно. Металлические фермы
в виде чечевицы, позволившие перекрыть
достаточно большой пролет и при этом не выйти за
разрешенную высоту здания; несущие конструкции
покрытия проектировались специалистами ЦНИИ ПСК
с учетом требований по предупреждению
прогрессирующего обрушения.
Стеклянные ворота павильона
позволяют въезжать в зал многотонным фурам,
цельнометаллическое алюминиевое покрытие
кровли площадью 33 тыс. м2 обеспечивает защиту от
осадков.
Особенно приятно говорить о том, что
павильон возведен силами российских строителей.
Генеральный подрядчик - ОАО «Концерн МонАрх»;
изготовление и монтаж металлоконструкций -
ассоциация «Сталькон»; остекление фасадов - ООО
«Ласма».
В результате поистине огромной
работы новый объект гармонично вписался в
территорию ВВЦ и оказался весьма востребованным
устроителями выставок.
Авторский коллектив
Архитекторы: А. В. Кузьмин, А. В. Боков,
М. О. Силантьев, О. М. Барзова, Т. Б. Гусева, Б. О.
Уборевич-Боровский, Е. М. Канер, И. Т. Самушия, Е. Н.
Баенко, Е. В. Лошкарев, Г. Л. Барягина.
Конструкторы: Ю. А. Чернов, Ю. А. Шемчук,
Н. В. Терехова, М. И. Кельман.
Фотографии из архива Департамента
архитектуры и градостроительного развития ОАО
«ГАО ВВЦ»