Архитектурно-строительная практика

Новый павильон на ВВЦ
Михаил Олегович Силантьев

Русская линия

№ 6 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №6. 2009г.


Содержание номера:

А. Д. Косован
Об актуальных вопросах работы московских строителей сегодня

К.Н.Ненарокова
«Природное наследие - наша величайшая ценность...»

И.А.Бахирев
Развитие улично-дорожной сети в крупнейших городах.
Опыт Японии.

Е.А.Берг, И.Г.Миндлин
Главный инженер

Б.Х.Бухарина
Впервые в Москве: храм поднимется вверх

Г.В.Мудров
Возрождение Петровского путевого дворца

М.О.Силантьев
Новый павильон на ВВЦ

Содержание журнала «Архитектура и строительство Москвы» за 2009 год

 

Архитектор Михаил Олегович СилантьевВ октябре 2009 года основная часть экспозиции крупнейшей российской выставки «Золотая осень» во второй раз разместилась в новейшем павильоне Всероссийского выставочного центра. Уникальное здание - крупнейшее в Европе - было возведено на территории ВВЦ-ВДНХ по решению Московского Правительства. Большепролетные экспозиционные залы (расстояние между колоннами - 72 м, высота помещения до низа конструкций - от 12 до 20 м) отвечают самым современным требованиям к проведению любых международных выставочных мероприятий: от книжной ярмарки до масштабной демонстрации тяжелой строительной техники.

Конференц-зал/трансформер на 340/680 посадочных мест, два ресторана - фаст-фут на 600 посадочных мест и полного цикла на 120 мест, два кафе, наличие малых залов-переговорных обеспечивают проведение под одной крышей ставших традиционными на выставках деловых встреч, конференций, банкетов.

Планировочное решение, основанное на объединяющем ядре - центральном вестибюле, позволяет одновременно проводить в залах разноплановые мероприятия. Инженерные системы павильона, в том числе специально ориентированные на обеспечение выставочного процесса, предоставляют экспонентам массу возможностей для создания демонстрационных моделей и размещения действующих экспонатов.

Особо отметим, что это сложное и достаточно крупное - 55 тыс. м2 общей площади - здание было возведено на территории, непосредственно прилегающей к сложившемуся архитектурному ансамблю ВДНХ. Надо сказать, что идея создания новых экспозиционных площадей на территории ВВЦ-ВДНХ возникла еще в начале истекающего десятилетия, в период борьбы за право проведения в Москве Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010. Выставка в итоге «ушла» в Шанхай, а идея создания крупного международного выставочного центра не забылась.

Проектом планировки ТЭОС «Шереметевский», в частности, было предусмотрено размещение выставочных павильонов на границе сегодняшней ВВЦ - между улицей Сергея Эйзенштейна и Северным въездом на ВВЦ со стороны Проспекта Мира. Заметим, что сегодня практически вся выставка является особо охраняемой природной территорией и объектом культурного наследия федерального значения. Это, естественно, накладывает существенные ограничения на градостроительную деятельность здесь. Кроме того, ВДНХ еще в советские времена стала своеобразной визитной карточкой страны, а силуэты павильонов, парковый ансамбль - узнаваемыми с первого взгляда.

Когда в марте 2006 года было принято решение о строительстве первого - пилотного - павильона будущего Международного выставочного комплекса, к работе привлекли авторитетных московских зодчих. С самого начала коллектив архитекторов поставил перед собой задачу - создать новый объект, не вступая в противоречие со сложившейся ярко выраженной архитектурной средой, не навредив ей. Задача, как видим, весьма непростая. Асфальтовая пустошь на месте, занимаемом с 1980-х годов мелкооптовым рынком за павильонами «Москва» (Монреальский) и «Товары народного потребления», на которой решено было построить новое здание, непосредственно примыкала к исторической границе ВСХВ 1939 года - Арке Северного (в те времена Главного ) входа. Увязать логистические требования к международным выставочным комплексам с системой ограничений, обусловленных близостью к объектам культурного наследия, природному комплексу, - оказалось непросто.

Ввиду особой градостроительной значимости объекта проектные работы велись под постоянным контролем главного архитектора города А. В. Кузьмина.

В течение ряда лет архитекторы мастерской № 5 ГУП МНИИП «Моспроект-4» М. О. Силантьев, О. М. Барзова, Б. О. Уборевич-Боровский под руководством директора института А. В. Бокова нарабатывали варианты размещения Выставочного комплекса с учетом ограничений площадки. Благодаря вниманию Московского Правительства, Мэра Ю. М. Лужкова наладилось плодотворное сотрудничество с Москомнаследием, Москомприродой и другими городскими структурами.

Вариант архитектурного решения, которое ныне воплощено в жизнь, был в свое время представлен на рассмотрение в Росохранкультуру и после долгих обсуждений и поисков компромиссов одобрен авторитетным специалистом и известным охранителем историко-культурного наследия А. И. Комечем.

При работе над павильоном архитекторы изучили опыт европейских выставочных центров, ВВЦ организовало ознакомительные поездки специалистов в Германию, Китай, Гонконг. Но все же, повторимся, ввиду уникальности исторической территории, на которой создавался павильон, основные приоритеты в проектировании определялись не технологией, а сложившимся окружением. Так, почти 500-метровый главный фасад павильона, ориентированный на территорию ВДНХ, решили выполнить в виде гигантского зеркала, в котором отразились бы белоснежные павильоны 1930-1950 годов. Арке Северного входа на выставку 1939 года отвечает центральная арочная часть фасада. Стеклянные стены позволили сохранить визуальную связь между Аркой архитектора Л. М. Полякова и восстанавливаемой в настоящее время скульптурной композицией В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница». Лаконичные серебристые фасады, выходящие на существующие павильоны 1970-х годов «Монреальский» («Москва») и «Товары народного потребления» не противоречат архитектурному облику последних. Напротив, выполняют своеобразную объединяющую и примиряющую роль.

Многое в новом павильоне действительно неординарно. Металлические фермы в виде чечевицы, позволившие перекрыть достаточно большой пролет и при этом не выйти за разрешенную высоту здания; несущие конструкции покрытия проектировались специалистами ЦНИИ ПСК с учетом требований по предупреждению прогрессирующего обрушения.

7f.jpg (439439 bytes)

Стеклянные ворота павильона позволяют въезжать в зал многотонным фурам, цельнометаллическое алюминиевое покрытие кровли площадью 33 тыс. м2 обеспечивает защиту от осадков.

Особенно приятно говорить о том, что павильон возведен силами российских строителей. Генеральный подрядчик - ОАО «Концерн МонАрх»; изготовление и монтаж металлоконструкций - ассоциация «Сталькон»; остекление фасадов - ООО «Ласма».

В результате поистине огромной работы новый объект гармонично вписался в территорию ВВЦ и оказался весьма востребованным устроителями выставок.

Авторский коллектив

Архитекторы: А. В. Кузьмин, А. В. Боков, М. О. Силантьев, О. М. Барзова, Т. Б. Гусева, Б. О. Уборевич-Боровский, Е. М. Канер, И. Т. Самушия, Е. Н. Баенко, Е. В. Лошкарев, Г. Л. Барягина.

Конструкторы: Ю. А. Чернов, Ю. А. Шемчук, Н. В. Терехова, М. И. Кельман.

7d.jpg (454874 bytes)

 

7e.jpg (456209 bytes)

Фотографии из архива Департамента архитектуры и градостроительного развития ОАО «ГАО ВВЦ»