Останкинская телебашня - уникальное инженерное
сооружение. До сих пор ей нет равных по высоте на
Европейском континенте. Построенная в 1967 году,
она сразу же стала одной из главных
достопримечательностей Москвы, без которой ныне
невозможно представить панораму города.
Значительную роль в ее создании сыграл главный
инженер проекта Б. А. Злобин (1909-1980). Наш небольшой
очерк о нем основан на документах из семейного
архива и воспоминаниях сына Бориса Алексеевича -
Владимира Борисовича Злобина; им же
предоставлены фотографии.
Итак, будущий инженер родился в Екатеринбурге в
семье служащего
КВЖД Алексея Федоровича Злобина, позже
перебравшегося в Новониколаевск (с 1925 года -
Новосибирск). После средней школы Борис уже
твердо знал, что станет строителем, и пошел
работать арматурщиком по железобетону. Строил
мост через реку Каменку, жилой дом, гостиницу,
больницу. Уже занимая должность руководителя
железобетонных работ в Прокопьевске
(Кемеровская область), он одновременно закончил в
1929 году курсы техников-строителей. В том же году
Борис Злобин возвратился в Новосибирск и
поступил в контору треста «Хлебстрой»
техником-конструктором отдела по проектированию
элеваторов. Руководителем группы
проектировщиков в то время был Юрий Васильевич
Кондратюк (настоящие имя и фамилия - Александр
Игнатьевич Шаргей. 1897-1941) - замечательный инженер,
один из пионеров русской космонавтики, взявший
шефство над молодым специалистом. Чуть позже в
состав творческой группы Кондратюка вошел тогда
еще студент Томского политехнического института
Николай Васильевич Никитин (впоследствии - автор
проекта Останкинской телебашни), дружба с
которым связывала Бориса Алексеевича всю жизнь.
Именно Ю. В. Кондратюк заложил в своих учениках -
Злобине и Никитине - стремление к поиску
оптимальных решений и конструкций,
приближающихся по изяществу к природным
объектам.
В начале 1930-х годов Б. А. Злобин, работая в
институте «Теплоэлектропроект» в Москве,
поступает в Московский инженерно-строительный
институт имени В. В. Куйбышева на вечернее
отделение, участвует в нескольких проектах под
руководством Ю. В. Кондратюка. Увлеченный
исходящим от учителя духом новаторства и
творческого горения, он занялся
изобретательством. Объектами изобретений было
все - от бытовых мелочей, вроде будильника,
синхронизированного с пускателем
электрочайника, до промышленных элементов типа
желобного гибкого транспортера или
преднапряженных деревянных балок, способных
работать под сложными нагрузками. На проект
железобетонного башенного копра, который можно
считать прообразом ствола Останкинской башни, Б.
А. Злобин получил авторское свидетельство. Над
проектом ветроэлектростанции в Крыму с
преднапряженным вращающимся стальным ажурным
стволом высотой 165 метров и диаметром 6,5 метра,
смелым даже по сегодняшним меркам, Злобин
работал в сотрудничестве с Н. В. Никитиным, Л. А.
Лифшицем, К. С. Шеманским и другими (этот проект
явился также темой диплома Бориса Алексеевича, с
блеском защищенного в 1935 году). К сожалению,
авторам так и не удалось увидеть дело рук своих
воплощенным: в 1936 году строительство Крымской
ВЭС было остановлено, и на Ай-Петри до сих пор
стоит огромный фундамент как символ передовой
инженерной мысли, намного обогнавшей свое время.
Вскоре группу Ю. В. Кондратюка распустили, но идея
оказалась плодотворной и через десятилетия
реализовалась в конструкциях Останкинской
телебашни.
В апреле 1941 года Б. А. Злобина призвали в армию
инженером отдельного строительного батальона.
Вскоре началась Великая Отечественная война, и
Борис Алексеевич прошел ее всю. Был награжден
орденом Красной Звезды и многими медалями.
Победу встретил в Кенигсберге. Как капитана
инженерных войск его оставили восстанавливать
город. Вернулся домой лишь в 1946 году. По
воспоминаниям В. Б. Злобина, «о войне отец
рассказывать не любил. Но говорил, что выживали
те, кто сохранял внутреннюю собранность и
трудились, не полагаясь на авось. Молодых бойцов
он учил продумывать свои действия на несколько
шагов вперед».
После демобилизации Б. А. Злобин продолжил
работу в Теплоэлектропроекте, где за высокий
класс в расчетах железобетонных конструкций
удостоился от коллег прозвища «Король металла».
В 1952-1953 годах он трудился над проектами ТЭЦ для
Китая, за что получил два ордена КНР.
По предложению Н. В. Никитина в апреле 1960 года Б.
А. Злобин переходит в Моспроект-1, а в 1962-м на базе
ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений
авторский коллектив проектировщиков, куда
Бориса Алексеевича включили как главного
инженера проекта, приступает к работе над
созданием Останкинской телебашни.
Башня строилась по общему проекту, детальные
чертежи отсутствовали, заказчики нередко меняли
техническое задание, привязываясь к реальным
условиям на месте, и это налагало на группу
особую ответственность. Почти каждый день
принимались новые конструкторские решения. В
числе сложнейших вопросов было возведение
фундаментов, бетонирование десяти опор и
конической части, а также возведение ствола
телебашни с использованием уникального
самоподъемного агрегата. Сроки ставились
жесткие, многое делалось в зимнее время. Общее
руководство строительством, авторский надзор и
контроль за безопасностью осуществлял ГИП,
которому минимум два раза в день приходилось
подниматься на высоту той отметки, где в данный
момент велся монтаж. Борис Алексеевич как-то
пошутил, что все эти подъемы и спуски в сумме
своей вполне сравнимы
с восхождением на Эверест. За время монтажа
не произошло ни одного серьезного несчастного
случая среди строителей; уникальное сооружение
было построено экономно, в кратчайшие сроки; 27
апреля 1967 года завершился подъем самой верхней
секции (царги) 148-метровой металлической антенны.
Над башней взвился государственный флаг СССР.
В 1970 году за разработку проекта Останкинской
радиотелевизионной башни авторскому коллективу,
возглавляемому главным конструктором Н. В.
Никитиным, присудили Ленинскую премию. Вторым в
списке награжденных значился Б. А. Злобин.
Это был очень цельный, предельно честный
человек. Как вспоминает Владимир Борисович, он
всегда говорил: «Если хочешь чего-то добиться,
нужно идти по пути прямо, никуда не сворачивая, не
размениваясь на пустяки». Так и прожил свою жизнь
- ни разу не изменив строительному делу и
специальности инженера-конструктора, совершенно
не заботясь об атрибутах внешнего успеха. Он не
защитил даже кандидатской диссертации по этой
уникальной работе.
На своем 70-летнем юбилее, который торжественно
отмечался в концертном зале ОРПС (Общесоюзная
радиопередающая станция - прежнее название
Останкинской телебашни), Борис Алексеевич
поблагодарил собравшихся за оказанный почет, а
завершил так: «Я не большой мастер красиво
говорить. Все, что мне хотелось выразить, я
передал в чертежах башни, и к тому, что вы видите
из окна, мне добавить нечего».
Как это не покажется странным, один из
создателей знаменитой телебашни не очень
жаловал телевидение. По словам Владимира
Борисовича, отец называл телевизор «шарманкой»,
скептически взирая на тех, кто все свободное
время проводил у экрана. Сам смотрел телевизор
редко, предпочитая чтение исторической и
мемуарной литературы и любимого журнала «Наука и
жизнь». Уже выйдя на пенсию (1970), Борис Алексеевич
оставался верен своей принципиальности и
стремлению доводить все до совершенства. Его
деятельная натура не знала покоя и отдыха. Дома
все делал своими руками. Абсолютно равнодушный к
собственному комфорту, он с величайшим вниманием
и нежностью относился к близким и друзьям,
которые, бывало, по неделе гостили у него на даче
под Москвой. Увлекался помологией - наукой о
сортах яблонь, стал членом-корреспондентом
Московского общества испытателей природы (МОИП),
основанного еще Д. И. Менделеевым, участвовал в
выставках и удостоился нескольких дипломов. В
дачном саду на 40 корнях у него было представлено
200 сортов яблонь, в том числе редких.
В семье Злобиных любили отмечать праздники,
редкий выходной обходился без гостей. Главным
праздником была Пасха.
И еще вспоминает Владимир Борисович Злобин:
отец с его всегдашним мягким юмором при решении
спорных вопросов брал в судьи своего кота Чипу -
главного собеседника в последние пенсионные
годы на даче. «Не веришь? Спроси у Чипы - он
соврать не даст, ибо себя не осознает и корысти не
имеет». Таким его и заснял известный журналист В.
М. Песков для своей книги «Отечество» (М., 1972). Эта
фотография завершает наш очерк.
Фотографии из семейного архива В. Б. Злобина