Уроки реставрации

Возрождение Петровского путевого дворца
Григорий Валерьевич Мудров

Русская линия

№ 6 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №6. 2009г.


Содержание номера:

А. Д. Косован
Об актуальных вопросах работы московских строителей сегодня

К.Н.Ненарокова
«Природное наследие - наша величайшая ценность...»

И.А.Бахирев
Развитие улично-дорожной сети в крупнейших городах.
Опыт Японии.

Е.А.Берг, И.Г.Миндлин
Главный инженер

Б.Х.Бухарина
Впервые в Москве: храм поднимется вверх

Г.В.Мудров
Возрождение Петровского путевого дворца

М.О.Силантьев
Новый павильон на ВВЦ

Содержание журнала «Архитектура и строительство Москвы» за 2009 год

 

В этом году завершилась реставрация уникального московского памятника - Петровского путевого дворца. На выполнение этой работы ушло целых десять лет, что, впрочем, не так уж и много. В стране насчитывается достаточное количество объектов, реставрация которых тянется от двадцати до пятидесяти лет. Дело в том, что труд этот - «ручной», здесь не всегда подходят типовые решения и готовые рецепты: реставрация требует исключительно высокой квалификации от всех ее участников - от проектировщиков до простых рабочих...

6a.jpg (495622 bytes)

Петровский дворец занимает особое место в ряду знаковых объектов культурного наследия Москвы. Своей историей, необычной архитектурной формой сооружений, месторасположением он заслужил огромную известность в стране. Комплекс Дворца заслуженно именуется одной из жемчужин русского зодчества конца XVIII столетия. Этим объясняется огромный интерес к реставрации памятника как со стороны специалистов, так и у общественности.

Начатый строительством в 1775 году (архитектор М. Ф. Казаков), Дворец задумывался как памятник русскому оружию - победе в очередном этапе русско-турецких войн, завершившемся крайне выгодным для России Кучук-Кайнарджийским миром. Замысел Матвея Казакова развивал и «увековечивал» образы, стилистику и композицию временных увеселительных сооружений, появившихся незадолго до того с этой же целью на Ходынском поле (архитектор В. И. Баженов). К началу строительства участок будущего дворца располагался за пределами города, в лесном массиве, на пустоши, принадлежавшей столичному Высокопетровскому монастырю (отсюда и название - «Петровский»). С запада участок ограничивала транспортная артерия государственного значения - Санкт-Петербургское шоссе, с противоположной стороны - Санкт-Петербургская перспектива, ныне утраченный луч регулярной планировки, сходившийся с шоссе в районе современной гостиницы «Советская».

Казаков, пользуясь открытым местом и дальними точками просмотра, задумал замечательную пространственную композицию: в центре - Дворец, мощный куб размером 44х44 метра, центричное сооружение, «цитирующее» и творчески переосмысливающее палладианскую схему знаменитой Виллы «Ротонда» под Виченцей. Дворец окружен комплексом одноэтажных флигелей, чередующихся декоративными башнями, что и придает ансамблю облик крепости (отсюда пушкинский «Петровский замок» в «Евгении Онегине»). Флигели образуют два внутренних двора: Парадный (подковообразной формы) и Задний (прямоугольный). На Парадном располагались два кавалерских, фрейлинский и кухонный корпуса. Задний двор по бокам фланкировался Каретными сараями с конюшнями, а с восточной стороны ограничивался невысокой стеной с парными башнями и воротами. Все постройки имеют весьма необычное стилистическое решение: здесь использованы и мотивы готики, и русской допетровской архитектуры, и даже восточные темы. При этом интерьеры парадных залов Дворца - прекрасный образец высокого классицизма...

История комплекса неразрывно связана с событиями трех последних столетий. Строительство было закончено к 1778 году, однако Екатерина II увидела его лишь десять лет спустя - во время своего путешествия в Крым и Малороссию. Тогда пришлось срочно устранять недоделки и достраивать незавершенные части. В царствование Павла I Дворец прочно занял определенное место в официальном протоколе: здесь накануне коронационных торжеств останавливались на ночлег перед торжественным въездом в столицу будущие государи, принимались делегации от города - и так до последнего царствования.

За два с лишним столетия комплекс претерпел множество перестроек и переделок. Часть из них была вынужденной - как после пребывания здесь в 1812 году Наполеона со свитой («благодарные» французы, уходя, сожгли Дворец). Тогда восстановление комплекса длилось почти двадцать лет - до середины 1830-х годов. Часть переделок была вызвана «запросами» царствующих особ или наследников, время от времени посещавших Москву и останавливавшихся здесь.

Деградация комплекса началась с 1922 года, когда здесь разместился «Дворец Красной авиации», а затем ВВА имени Н. Е. Жуковского.

Естественно, в прошлом веке предпринимались неоднократные попытки восстановления этого уникального памятника. В основном они касались аварийных сооружений или фасадов, выходивших на Ленинградский проспект. Так было в начале 1950-х годов, к Олимпиаде-80 повторилась попытка реставрации, в ходе которой даже удалось восстановить отделку интерьеров пяти парадных залов Дворца. При этом некоторые постройки ансамбля вообще не затрагивались - их состояние никого не волновало по причине удаленности от главной дороги.

Завершившийся в этом году этап реставрации Петровского дворца начался 10 лет назад по указу президента Б. Н. Ельцина о передаче комплекса Правительству Москвы. В свою очередь Мэр столицы Ю. М. Лужков распорядился разместить здесь Дома приемов Правительства Москвы. Авторам проекта отводилось чуть более месяца на разработку Концепции приспособления и реставрации зданий общей площадью 17,5 тысяч м2.

Реставрационными нормативами выполнение таких промежуточных этапов как «Концепция» или «Предпроектные предложения» не предусмотрено, так как формирование обоснованных предложений по реставрации объекта возможно только на основе долгих, тщательно
проработанных научно-исследовательских изысканий. В нашем случае Концепцию можно было выполнить, так как имелся обширный багаж предшествующих реставраций. Польза предпроектных проработок на памятниках архитектуры (тем более крупных комплексах) заключается еще и в том, что она позволяет не только уточнить ТЭПы объектов, но и четко сформулировать основной документ, регламентирующий проект, - Плановое (реставрационное) задание. Это особенно актуально для памятников, имеющих сложную историю строительства, разные варианты решения проблемы восстановления и так далее.

Над Концепцией трудились одновременно два коллектива: реставраторы и архитекторы под руководством А. М. Куренного, выполнявшие проект приспособления. К намеченному сроку обе концепции (реставрации и приспособления) были выполнены, затем проходили долгую процедуру согласований, общественных слушаний, обсуждений в СМИ. Пожалуй, главным предметом дискуссий стало предназначение комплекса: многие представители общественности желали увидеть в Петровском дворце музей или что-то ему подобное. То есть, спорными оказались отнюдь не проектные решения. Запомнилась позиция двух авторитетнейших специалистов реставрационного дела - С. С. Подъяпольского и А. И. Комеча, возражавших противникам Дома приемов: «Для создания музея нужна КОЛЛЕКЦИЯ, из большого желания музей не возникает!». Итог подвел главный архитектор Москвы А. В. Кузьмин: «Я вижу в этом проекте образец преемственного развития первоначальной функции комплекса».

Весь 1999 год был затрачен нами на разработку утверждаемой части - Проекта реставрации. Не прекращалось исследование сооружений комплекса, тем более, что на некоторых постройках требовались незамедлительные противоаварийные работы. Трудно представить, в каком состоянии дошел до нас этот комплекс. Конечно, реставрационные работы выполнялись и раньше, но далеко не на всех сооружениях. Большая часть зданий - флигели, башни, стена Заднего двора - рассматривались хозяйственниками академии в качестве полезных квадратных метров. И только. Здесь размещались опытные мастерские, типография, фотолаборатория, столовая, гауптвахта... Достаточно сказать, что вес нескольких станков в мастерской достигал 30 тонн - и это в одноэтажном флигеле! Но если бы утилитарное отношение к флигелям свелось только к перестройке последних! Апофеозом деятельности здесь стала пристройка к стене и башням Заднего двора, осуществленная в 1950-1970 годах: стена, в которой заглубление фундаментов составляет не более 70-80 см, никак не подходила для роли ограждающей конструкции.

Какие основные цели и задачи ставили перед собой реставраторы, разрабатывавшие проектную документацию? Нам прежде всего хотелось максимально сохранить подлинность памятника. Так получилось, что исследование и реставрация уникального памятника совпали со сменой двух законов: вместо старого (1970-х годов) был введен новый - 2002 года (№73-ФЗ «Об охране объектов культурного наследия...»). В какой-то степени памятнику повезло, так как старый закон базировался на категории «подлинность», а не «предмет охраны», так, как это звучит сейчас.

Вторым существенным фактором стало то, что мы категорически отказались от реставрации по состоянию на какую-то конкретную дату. Такой вариант хорош, скажем, для памятника с преобладающим мемориальным аспектом: здесь тогда-то жил... Петровский дворец, хотя и был построен по единому замыслу, претерпел, как мы уже говорили, множество переделок, авторами которых зачастую были известные зодчие - Таманский, Монферран, Менелас, Шохин... Пожар 1812 года уничтожил все казаковские интерьеры - невосполнимая утрата. Однако декор залов XIX века тоже по-своему уникален, а, главное, он подлинный. Отказаться от последнего и «подстраиваться» под Казакова мы считали недопустимым. К интерьерам Дворца на протяжении всего XIX столетия его хозяева относились весьма практично: с каждым визитом царствующих особ предпринимался очередной ремонт, ведь надо было соответствовать вкусам, привычкам, образу жизни государей и наследников. Во многом именно поэтому Дворец несет на себе печать всех царствований. Отдать преимущество XVIII веку означало бы наполовину придумать, лишить памятник подлинности.

Оказалось, что выбранный нами путь - весьма сложный. К примеру, пришлось по возможности уходить от традиционной техники замены поврежденного кирпича, так называемой вычинки. При такой замене, чтобы вынуть один кирпич, надо тронуть четыре. И что останется от Казакова? Пришли на помощь новые технологии, в частности, технология «домазок», разработанная несколько лет назад немецкой компанией «Реммерс». Сухие растворяемые смеси этой фирмы позволяют восстанавливать сколы и выветренные участки кирпичей толщиной до 60-70 см, а с армированием - до 11, что позволяет сохранить подлинность кладки.

Здесь уместно дать небольшое пояснение. Любой человек легко увидит следы вычинки из-за существенной разницы в технологии изготовления старого кирпича и современного. Современный «режется» из глиняной массы, его грани ровные, ребра острые и правильные. Старый кирпич набивался в форму вручную, он гораздо плотнее и, главное, имеет скругленные ребра, определенный разброс в размерах. Технология «домазок» позволила нам избежать видимости вычинки, даже вынужденные замены легко маскировались под подлинный кирпич, не говоря уже о сохраненных в кладке оригинальных, но поврежденных экземплярах. Другое дело, что эта работа потребовала совсем иной квалификации от исполнителей - не каменщиков, а скорее «скульпторов», которым пришлось работать в технике лепки, аналогичной ваянию из глины или пластилина. Конечно, это никак не совмещалось с планом «по валу»: процесс реставрации в таком случае замедляется, многое приходится переделывать по несколько раз.

Не обошлось и без классической вычинки: на утраченных участках кладок, фрагментах с трещинами и тому подобном. Тут мы столкнулись с еще одной проблемой: при строительстве комплекса использовано четырнадцать(!) типоразмеров кирпича, в том числе бруски размером 110х110х300 мм. Каждый, кто знаком с изготовлением кирпича, знает, что современная технология формовки и обжига не позволяет сделать такой полнотелый продукт: автоматизация и форма печей позволят или не дожечь кирпич внутри или пережечь снаружи. За решение головоломки взялись на кирпичном заводе, расположенном возле подмосковного Можайска. Не вдаваясь в подробности, скажем, что эти замечательные специалисты на хорошем уровне справились с задачей.

Для кладки XVIII-XIX веков характерна не только форма кирпича, но и геометрия швов. При оштукатуривании поверхностей стен это не столь важно, но фасады Петровского дворца - другое дело. Здесь применялась так называемая обратная подрезка, когда швы зачищались под отвесную плоскость под углом 50-70 градусов. К сожалению, этот признак раритета был утрачен при позднейших ремонтах. Восстановить его было необходимо: хотя фасады красились прямо по кирпичу, швы прорисовывались поверх более светлой краской, прямо по «родным» траекториям.... Пришлось прореживать километры кладочных швов и заново заполнять их раствором, воссоздавая оригинальную форму.

6e.jpg (324534 bytes)

Множество сложнейших задач пришлось решать и конструкторам. Петровский дворец - образец памятника с уникальными конструкциями, многие из которых также требовали сохранения. Однако их последний раз капитально ремонтировали лишь в 1862 году! И здесь пришлось искать нестандартные решения. К примеру, фасад Северного каретного сарая - одноэтажного строения - наклонился наружу на 20-25 сантиметров в уровне карнизов. Причиной тому стала неудачная конструкция современной кровли, передававшая непогашенное распорное усилие на стену. Нам пришлось вспомнить технологию выпрямления, практиковавшуюся еще в 1930-1950-х годах. Со стороны наклона были установлены направляющие, по которым «толкали» стену до вертикального положения. Внутри здания смонтировали ограничивающую конструкцию, в которую стена должна была упереться по мере принятия вертикального положения. Затем изнутри в основании стены на половину ее толщины была проделана штраба в кладке, за счет чего образовался «шарнир» в опорной точке. На последнем этапе по наружным направляющим установили и привели в действие троллейбусные домкраты. Несколько часов - и стена встала на место. Казалось бы, зачем столько усилий, не проще ли переложить кладку? Но тогда бы мы безвозвратно утратили то, что имеем сейчас: сохранена первоначальная стена - с арками, стрельчатыми окнами, декором из тесаного кирпича, стена, которую возвели еще при Казакове!

Еще один пример нестандартного подхода к делу конструкторов - восстановление каркаса купола Дворца, представляющего собой сложнейшую пространственную конструкцию. Образцов такого рода сохранились буквально единицы. Каркас купола состоит из двух слоев скругленных полуарок: верхние несут покрытие кровли с обрешеткой, нижние - накат с внутренней штукатуркой, расписанной в 1830-х годах. Таким образом, многочисленные арки-нервюры не могут сойтись вверху в одну точку, и в вершине купола расположили конструкцию, напоминающую ступицу велосипедного колеса, - барабан из двух горизонтально расположенных колец, соединенных вертикальными стойками. Такую конструкцию сложно описать, а реставрировать еще сложнее. В результате протечек и плохого проветривания (особенно в нижних опорах) многие узлы арок подгнили, сечение местами уменьшилось до критического минимума.

Увы, дерево - не возобновляемый материал. Есть лишь один способ восстановления его конструктивных свойств - замена поврежденных участков на вставки-протезы. При этом, как бы тщательно не велась реставрация, пространственные конструкции приобретают дополнительную подвижность, зыбкость - таково последствие появления дополнительных шарниров в местах соединения протезов с сохраняемыми частями. Выход из положения, адекватный по уникальности подлинным аркам, нашла инженер-конструктор Т. А. Петрова. После завершения протезирования по ее проекту под опорную ступицу купола подвели поддерживающую конструкцию: две клееные деревянные полуарки, соединенные замком в вершине. Их с трудом протиснули в небольшое отверстие во внешнем куполе, затем перевернули в вертикальное положение и соединили в вершине. Вся эта операция достойна отдельного рассказа...

Затем начались работы по реставрации наката, штукатурки и бесценной живописи, что потребовало новых усилий. В ротонде Дворца установили 30-тонную деревянную этажерку, на ее стойки уложили мягкие маты, поддерживающие штукатурку с живописью. Этажерка эта служила и лесами для художников-реставраторов.

Нестандартных мероприятий, подобных описанным выше, в ходе реставрации Петровского дворца было немало: это и восстановление редчайших шпренгельных конструкций в междуэтажных перекрытиях, и подводка нового фундамента под поплывший восточный балкон, и многое-многое другое. Часть проектных работ, связанных с усилением фундаментов и оснований, взяла на себя специализированная организация ЗАО «Геосистема».

Главное, мы были единодушны в своих позициях. К примеру, колористическое решение интерьеров пяти основных парадных залов Дворца (включая Ротонду) вызвало ряд дискуссий. После реставрации 1970-х годов они были выкрашены в интенсивные цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Как мы убедились позже, это было проектное решение, а не научно обоснованное, полученное в результате исследований. Обычно при ремонтах, сопровождающихся простой перекраской, предыдущие красочные слои сохраняются под новыми. В старых зданиях слой красок может достигать 1-2 миллиметров, что позволяет получить почти полную картину смены колористического решения интерьеров или фасадов. Наше обследование показало, что под «олимпийской» покраской почти ничего нет, максимум 1-3 слоя советского времени. То есть, старые слои были почти полностью счищены в XIX-XX веках. С другой стороны, у нас был документ - фотографии конца XIX века, выполненные, вероятно, при коронации Николая II. Они черно-белые, но все равно заметно полное отсутствие «темных» цветовых пятен: помещения были окрашены в светлые тона, с едва различимыми оттенками. Возможно, это была так называемая бисквитная покраска - по аналогии с нежными цветовыми решениями фарфора, выполненного в одноименной своеобразной технике. При этом использовались различные оттенки белого цвета и несколько сильно разбеленных цветов: серо-голубой («перловый»), охристый, розоватый, светло-оливковый... Образцов покраски такого рода сохранилось немного, но они есть. Авторы проекта реставрации архитекторы Н. Г. Зачесова и В. И. Якубени пошли на риск, предложив восстановить именно эту колористическую схему. В результате получилось весьма эффектно. Стены и карнизы залов украшены активной лепниной, профилями, порталами, филенками. Большая часть декора обладает крайне мелкой деталировкой, а знаменитые горельефы с портретами московских князей и царей (от Юрия Долгорукого до Петра I) имеют такую низкую рельефность, что почти «не читаются» в контрастном окружении. Таким образом, смена старого колористического решения на новое (как сказали бы художники, нюансное, оттеночное) привела к тому, что рельефы и лепнина стали восприниматься органичнее, их не «убивает» яркий контрастный фон. Особенно это пошло на пользу интерьерам Ротонды, где вообще обошлись оттенками белого цвета, различающимися только по матовости и глянцевитости. Получилось весьма воздушное, празднично-мажорное и вместе с тем торжественное ощущение, которое усиливает белая крашеная мебель и напольные торшеры.

Над проектом реставрации Петровского замка работал большой коллектив архитекторов, инженеров, искусствоведов, технологов - более 60 человек, не считая тех, кто параллельно разрабатывал документацию на приспособление памятника. Хотелось бы упомянуть имена основных участников проекта: Н. Г. Зачесова (руководитель мастерской), В. И. Якубени, Т. А. Петрова, А. К. Макаревич, М. Б. Канаев, А. И. Новиков и многие-многие другие.

Реализация данного проекта не внесла кардинальных изменений в облик Дворца. И это замечательно, так как говорит о качественной работе реставраторов, поставивших во главу угла подлинность памятника. Однако за счет качественных изменений постепенно, по мере воссоздания утрат, Петровский дворец преобразился, о чем свидетельствуют хотя бы фотографии комплекса до начала работ и после их завершения. Наиболее заметные изменения претерпел внешний облик ансамбля: появились утраченные «кокошники» на фасадах флигеля, обелиски, винтообразные дымовые трубы и так далее. Воссоздана индивидуальная покраска фасадов, освободившихся от поздних пристроек, восстановлены столярные заполнения в оригинальных готических формах. Сегодня Петровский дворец вновь стал одним из главных украшений Москвы - теперь уже в новом качестве и с новым технологическим содержимым.

Фотографии из архива автора; http://artclassic.edu.ru