Зодчий и время

Архитектор Евграф Тюрин
К.В.Постернак

Русская линия

№ 5 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5. 2009г.


Содержание номера:

Г.Б.Омельяненко, И.Е.Дмитриев
Проект планировки парка культуры и отдыха «Сокольники»

Л. Ф.Страшнова, Ю. Г. Страшнова, А. В.Воинова, О. Р.Полевая
Создание туристско-рекреационных зон на Северо-Западе столицы

А.В.Соловьев
Гостиница «Ленинградская»

О.В.Авдеева
«С. К. «Балтспецстрой-74»: опыт работы в столичном мегаполисе

Е.В. Скрынникова
Новая жизнь памятников в Рогожской Слободе

Г. И.Рабинович, Л. Г.Герасимов, А. П. Мельник
О московском городском Центре патологии речи и нейрореабилитации

С.Е.Журавлев
Гонка за будущим: бег на месте

К.В.Постернак
Архитектор Евграф Тюрин

 

Евграф Дмитриевич Тюрин - один из крупнейших московских архитекторов XIX века. В первопрестольной им построены такие известные здания, как Елоховский собор и церковь святой мученицы Татианы при Московском университете. Благодаря его трудам свой современный облик принял ансамбль Александринского дворца в Нескучном саду (ныне - Президиум Российской академии наук). При этом имя Е. Д. Тюрина известно далеко не всем, а в литературе о нем можно найти лишь весьма скупые сведения - как правило, без подробностей личной и творческой биографии.

Е. Д. Тюрин родился в 1792 году в ?Москве в семье обер-офицера. В 1805-м был отдан в архитектурную школу Экспедиции Кремлевского строения, которую окончил в мае 1812-го, сдав экзамены на звание архитекторского помощника 3-го класса. Дальнейшая судьба Тюрина была тесно связана с этой Экспедицией. В сентябре 1812 года, когда к Москве приближались французские войска, его эвакуировали вместе с чертежами и планами. Но вскоре он вернулся. В то время Москва восстанавливалась после опустошительного пожара, и Евграфу Тюрину сразу же нашлась работа: под руководством архитектора И. Л. Мироновского (1774-1860) он принимал участие во временной реконструкции Кремлевского дворца, который готовили к приезду Александра I; спустя несколько лет участвовал в капитальном восстановлении дворца. В 1821 году за собственный проект Кремлевского дворца Тюрин получил от Императорской Академии художеств в Петербурге звание «назначенного в академики».

8a.jpg (135286 bytes)
Проект Кремлевского дворца. Второй вариант. 1822 год

Нужно сказать, что звание академика в XIX веке стояло ниже профессорского, для его получения требовалось лишь выполнить специальную «программу» - обычно проект какого-либо здания. Как правило, эти проекты к реализации не планировались и рассматривались, скорее, как демонстрация умений и навыков их авторов. Звание «назначенного» представляло собой промежуточную ступень (сейчас бы мы сказали - «кандидат»).

Проект Кремлевского дворца показал, что Тюрин уже стал сложившимся мастером. Монументальный фасад, выдержанный в формах классицизма, соответствовал резиденции царственных особ в древней столице. Мощный выдвинутый вперед коринфский портик с террасой на каменной аркаде создает оригинальную ступенчатую композицию. Старый Кремлевский дворец остроумно включен в новое здание: фасад прежнего дворца - практически не измененный - становится правой частью нового фасада, а с левой стороны симметрично ему возводится точно такой же корпус. Так архитектор добивается строго симметричной композиции при минимальных переделках существовавшего здания.

Получив звание «назначенного в академики», Е. Д. Тюрин начал преподавать в Архитектурной школе Экспедиции Кремлевского строения (позднее преобразована в МДАУ - Московское дворцовое архитектурное училище), а в 1832-м стал членом конференции (то есть Совета) МДАУ.

В 1817-1828 годах он выполнял работы в подмосковной усадьбе Архангельское, принадлежавшей Николаю Борисовичу Юсупову - известному государственному деятелю, дипломату, большому знатоку и ценителю искусств. В 1814-м Н. Б. Юсупов был назначен Главноначальствующим Экспедиции Кремлевского строения. Поручая заказы молодым архитекторам, он способствовал их творческому и профессиональному росту, а также оказывал материальную поддержку.

В Архангельском Тюрин перестроил и надстроил парковый павильон Каприз, а из четырех колонн и карниза старого здания Каприза устроил небольшую беседку, в которой позже установили памятник Екатерине II (автор Ж.-Д. Рашет). Наиболее значительная работа зодчего в Архангельском - участие в строительстве театра на 400 мест (совместно с В. Я. Стрижаковым и С. П. Мельниковым, по проекту О. И. Бове и известного итальянского мастера Пьетро Гонзаго).

Театр в Архангельском - двухэтажное деревянное, оштукатуренное и обработанное «под камень» здание. Фасад, обращенный к усадьбе, украшен четырехколонным ионическим портиком; с южной стороны позднее Тюриным была пристроена открытая лестница. Главной достопримечательностью театра стали двенадцать смен живописных декораций по эскизам П. Гонзаго, отчего и сам театр нередко называют «театром Гонзаго». Князь Юсупов чрезвычайно ценил эти декорации. Его современник писатель Нестор Кукольник сообщал: «Из уважения к художнику и желая сохранить сколь возможно долее эту живопись, <...> покойный владелец не позволял на этом театре сценических представлений; так, по крайней мере, нам рассказывали»1. Внутреннее и внешнее убранство театра, часть декораций Гонзаго сохранились до нашего времени без значительных изменений, что делает этот усадебный театр уникальным.

В январе 1820 года в главном доме усадьбы случился пожар: пострадали и само здание, и коллекция произведений искусства, собранная Юсуповым. В последующие два года усадебный дом восстанавливался, приобретая новый ампирный облик. Тюрин полностью перестроил парадные интерьеры дворца, среди которых особенно выделялась столовая, выполненная в псевдоегипетском стиле.

В числе других построек Тюрина в Архангельском - Святые ворота, сооруженные в 1823-1824 годах в начале аллеи, ведущей к церкви, конторский флигель, некогда увенчанный 18-метровой башней, а также ряд небольших «застав», оформлявших въезды в парковые аллеи.

Еще одна крупная работа Тюрина в Подмосковье - построенный в 1825 году дворец в Коломенском. К сожалению, это монументальное сооружение с выразительным пирамидальным силуэтом не сохранилось: в 1878-м его снесли. От всего комплекса остался один павильон с тосканским портиком. Сегодня о внешнем облике дворца можно судить лишь по обмерным чертежам XIX века.

8c.jpg (127448 bytes)
Дворец в Коломенском. Рисунок

1820-х годах Тюрин участвует в благоустройстве Царицынской усадьбы. Продолжается и его работа в Московском Кремле. В 1825-1829 годах он руководит восстановлением Арсенала, перестраивает его дворовые фасады в позднеклассическом духе. В 1829-м возводит и отделывает трапезную церкви Харитония в Огородниках, прихожанином которой был Н. Б. Юсупов (снесена в 1935 году), в 1832-м строит на Воздвиженке здание архива Министерства иностранных дел (не сохранилось).
В 1830-е годы Е. Д. Тюрин - в числе самых востребованных московских зодчих. Часть работ он выполняет по поручению Дворцового ведомства, в ведении которого и находился. В 1832-м ведомство приобретает у графини Орловой большую усадьбу, которая после объединения с ранее приобретенными владениями получает название «Нескучное» - нынешний Нескучный сад. Здесь начинается масштабная перестройка, большей частью по проектам Евграфа Дмитриевича. Главным зданием становится бывший дом Орловой, названный теперь Александринским дворцом - по имени супруги Николая I императрицы Александры Федоровны. В 1833-1836 годах архитектор производит во дворце некоторые перестройки, под балконами парадного этажа устраивает еще одни - полукруглые чугунные; в 1836-м на парадном дворе возводит взамен деревянной каменную гауптвахту. Это небольшое, но монументальное сооружение с массивным дорическим портиком представляет собой яркий образец «николаевского» ампира. Со стороны улицы устраиваются массивные въездные ворота, увенчанные скульптурными группами (автор И. П. Витали). Е. Д. Тюрин переделывает и комплекс служебных зданий, среди которых торжественным обликом выделяется манеж. В усадебном парке появляются романтические мосты над оврагами, а в 1846 году - металлическая ограда парадного двора и въезда.

Примерно в это же время архитектор перестраивает для нужд Московского университета один из крупнейших особняков города - усадьбу Пашкова на углу Моховой и Никитской улиц. В ее ансамбль, наряду с привычными усадебными постройками, входил манеж, в котором после пожара в Петровском театре (ныне - Большой) даже ставились оперные спектакли.

При перестройке усадьбы Тюрин не мог не учитывать ее соседства со старым зданием университета. Элементом, связывающим обе постройки, стала полуротонда манежа дома Пашкова: в ней Е. Д. Тюрин разместил церковь святой мученицы Татианы. Имея одинаковую высоту с угловой частью старого университетского здания, одинаковое вертикальное членение, схожий ордер и лепные украшения, здание церкви не только объединило обе университетских постройки в единый ансамбль, но и завершило торжественное оформление въезда на Большую Никитскую улицу. На аттике, который венчало распятие, была надпись «Приступите к Нему и просветитеся», позднее замененная на современную - «Свет Христов просвещает всех». Внутреннее убранство храма соответствовало его высокому статусу. Особенно примечательным был иконостас в виде коринфской колоннады, украшенный распятием и скульптурами ангелов работы И. П. Витали.

Фасад нового университетского здания на Моховой после перестройки приобрел облик, характерный для позднего ампира. Здесь в 1837 году Е. Д. Тюрин установил великолепную чугунную ограду, сохранившуюся до нашего времени.

С 1833 по 1838 годы Евграф Дмитриевич занимает должность архитектора Медико-хирургической академии, разрабатывает проект перестройки здания академии на Рождественке. В 1837-м зодчий приступает к сооружению самой известной своей постройки - церкви Богоявления в Елохове, более известной как Елоховский собор.

Елоховский
Богоявленский
собор

В XVIII столетии на месте собора стояла небольшая каменная церковь, в 1792-1793 годах к ней пристроили обширную трапезную с двумя приделами в духе классицизма (в 1799 году в этой церкви крестили Александра Сергеевича Пушкина, о чем сохранилась запись в метрических книгах). В 1806-м завершили возведение высокой колокольни. Таким образом, прежняя церковь перестала соответствовать масштабам комплекса. Вырос и приход, поэтому в 1835 году было принято решение о замене обветшавшего и тесного здания.

Елоховский собор - работа, в которой в полной мере проявились противоречия, свойственные времени распада классической традиции. Стремясь обновить художественный язык классицизма, Тюрин обращается к формам, заимствованным из архитектуры эпохи Возрождения. К примеру, форма центрального купола восходит к микельанджеловскому куполу собора Святого Петра в Риме. В то же время Е. Д. Тюрин нарочито утяжеляет пропорции здания, упрощает ордер, добиваясь монументальности, свойственной церковным постройкам 1820-1830-х годов. Такое соединение черт, характерных для разных эпох, разрушает единство стиля и свидетельствует о том, что даже Евграф Дмитриевич Тюрин, убежденный сторонник классицизма, не мог противостоять новым художественным веяниям.

Строительство собора завершили в 1845 году, но внутренняя отделка и устройство иконостаса продолжались до 1853-го. К этому времени в русской архитектуре окончательно восторжествовала эклектика, а в церковном строительстве - русско-византийский стиль. Так что классицизм Тюрина вызывал теперь лишь насмешки. В шуточном «Архитектурном поминании», сочиненном студентами Училища живописи, ваяния и зодчества, говорится:

Надо помянуть, непременно помянуть
Обер-архитектора Растрелли графа,
Министра Адлерберга графа,
И Тюрина Евграфа
(Строя храм Богоявления,
Тюрин мнил себя за гения)2.

В соответствии с новыми вкусами, великолепный вызолоченный иконостас, классицистический по своей структуре, был украшен богатой резьбой в русском стиле.

У церкви в Елохове необычная судьба. До революции она не выделялась ни размерами, ни пышностью убранства. В Москве были храмы, ничуть не уступавшие ей по объемам, например, Большое Вознесение на Никитской улице, Мартина Исповедника в Алексеевской слободе, не говоря уже о возведенном позднее храме Христа Спасителя. Но в тяжелые для Русской Православной Церкви 1930-е годы именно сюда, в Елохово, перенесли кафедру патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). После избрания его Патриархом (1943) Богоявленский храм официально получил статус главного собора РПЦ. После войны собор подвергался небольшим перестройкам. В 1980-х годах с восточной стороны к нему пристроили прямоугольный алтарь, обработка которого повторяет формы основного здания. С северной стороны появился лифт, ведущий на хоры. В ходе последнего ремонта стены получили неестественно яркий цвет, а сплошное золочение куполов и вовсе противоречит авторскому замыслу: в XIX столетии это было чрезвычайно трудоемко и дорого, если купола и золотили, то не полностью, а только центральную главку, сам же купол перекрывался железом и красился. Разумеется, все это учитывалось архитекторами при составлении проектов. Практикуемое ныне сплошное золочение куполов ампирных храмов полностью разрушает тектонику этих зданий. Зрительно облегчая купол, оно нарушает соотношение масс, поскольку мощные барабаны теперь не несут никакой зрительной нагрузки. Наконец, неестественный блеск современных материалов, имитирующих позолоту, придает благородным классическим храмам дешевый «самоварный» налет, привносит не свойственный им элемент мещанской роскоши...

8f.jpg (90815 bytes)

В последующие годы Е. Д. Тюрин продолжал активно трудиться. В 1838-м его включают в состав комиссии совета по строительству храма Христа Спасителя. В 1845-м он возводит здание обсерватории Константиновского межевого училища.

Говоря о Тюрине, нельзя не упомянуть о замечательной коллекции живописи, собранной зодчим в 1810-1840-х годах. Сам он писал: «Не имея средств покупать оригинальные картины за настоящую их цену, я должен был неусыпно стараться отыскивать оные в руках или не знатоков, или не охотников, ?где, находя достойные картины, я отдавал за них последние свои деньги, или вместо их принимал на себя обязанность составления архитектурных проектов и даже надзор за строениями в течение нескольких лет»3. Таким образом архитектор собрал коллекцию, включавшую более 400 полотен русской и западноевропейской живописи. Среди посетителей частной галереи Тюрина были академик А. Я. Сухих, профессор В. К. Шебуев, художник Карл Брюллов. Желая видеть свою коллекцию общественным достоянием, в 1850 году Тюрин выступает с проектом создания в Москве публичной картинной галереи на основе его личного собрания. Несмотря на благосклонное отношение общественности, инициатива не получила поддержки со стороны властей. Не дожидаясь официального решения, Е. Д. Тюрин в 1852 году открывает галерею в собственной квартире. Позднее он готов был безвозмездно передать коллекцию Московскому университету с условием, что для нее найдут подходящее помещение, но отклика не получил. Тем временем Евграфу Дмитриевичу пришлось освободить казенную квартиру, картины он предлагал приобрести Обществу любителей художеств, затем Училищу живописи, ваяния и зодчества, но всюду получал отказ. Коллекцию пришлось распродать. Так закончилась история этого необычного собрания.

В 1860-х годах архитектор постепенно отходит от творческой деятельности. Последняя его работа - проект застройки территории близ Иверской часовни и Воскресенских ворот Китай-города (1867). Здесь Е. Д. Тюрин показывает себя верным продолжателем классической традиции, выходя за рамки первоначального замысла и проектируя целый ансамбль из трех часовен, который должен был организовать значительный городской участок. К сожалению, проект не был осуществлен.

В 1868 году Е. Д. Тюрин увольняется со службы, а спустя два года его не стало.


1. Безсонов С. В. Архангельское (подмосковная усадьба). М., 1937. С. 151, 153.
2. Архитектурные школы Москвы. Сб. 2. Учителя и ученики. 1749-1918. М., 1999. ?С. 34-35.
3. Хомутецкий Н. Неопубликованные работы Е. Д. Тюрина // Советская архитектура. 1958. Вып. 9. С. 136.

Иллюстрации из источников:
Безсонов С. В. Архангельское (подмосковная усадьба). М., 1937.
Памятники архитектуры Москвы. Белый город. М., 1989.
Памятники архитектуры Москвы. Юго-восточная и южная части ?территории между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М., 2000.
Хомутецкий Н. Неопубликованные работы Е. Д. Тюрина // Советская архитектура. 1958. Вып. 9.
http://soborschool.narod.ru