Возвращение к традиционной архитектуре

Новая жизнь памятников в Рогожской Слободе
Е.В. Скрынникова

Русская линия

№ 5 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5. 2009г.


Содержание номера:

Г.Б.Омельяненко, И.Е.Дмитриев
Проект планировки парка культуры и отдыха «Сокольники»

Л. Ф.Страшнова, Ю. Г. Страшнова, А. В.Воинова, О. Р.Полевая
Создание туристско-рекреационных зон на Северо-Западе столицы

А.В.Соловьев
Гостиница «Ленинградская»

О.В.Авдеева
«С. К. «Балтспецстрой-74»: опыт работы в столичном мегаполисе

Е.В. Скрынникова
Новая жизнь памятников в Рогожской Слободе

Г. И.Рабинович, Л. Г.Герасимов, А. П. Мельник
О московском городском Центре патологии речи и нейрореабилитации

С.Е.Журавлев
Гонка за будущим: бег на месте

К.В.Постернак
Архитектор Евграф Тюрин

 

Одной из трех доминант церковно-исторического и архитектурного ансамбля «Рогожская слобода» является храм Рождества Христова.

История его строительства весьма примечательна. Императрица Екатерина II пожаловала старообрядцам территорию Рогожской слободы в знак признательности за их участие в опасной, но глубоко гуманной миссии - захоронении жертв чумной эпидемии 1771 года; немногие москвичи могли тогда решиться на столь рискованное предприятие. Вскоре здесь возводятся церковь Николая Чудотворца (1776-1778) и Покровский собор (1794) - «летний, холодный», в котором службы шли от Пасхи до Покрова. Сооружение последнего уже вызвало волну неудовольствия церковной и гражданской властей, поэтому появление здесь еще одной новой церкви, по своему объему фактически равной Покровскому собору, представлялось весьма непростым делом. Разрешение было получено на строительство «богаделенного дома», под видом которого и возвели основной объем церкви без отличительных черт культового здания: алтарная часть - прямоугольная, западная входная зона не оформлена и, наконец, здание не имело характерного завершения - главы с крестом.

Настало время очередной кратковременной «оттепели» в отношении к старообрядчеству, и за считанные недели «богаделенный дом» преобразовался в церковь, получив огромную деревянную ротонду с главой на барабане и главкой с крестом, а также деревянный фронтон над главным западным входом. Деревянная ротонда с ложными окнами, оформленными деревянным же декором, расписанным под камень, просуществовала вплоть до 1919 гола, когда была утрачена во время пожара и более не восстанавливалась до закрытия церкви в 1929 году (В скобках заметим, что митрополит Новгородский и Петербургский Гавриил справедливо усмотрел в огромной и нарядной церкви стремление старообрядцев подчеркнуть главенствующее значение и истинно православный характер своего вероучения).

Церковь Рождества Христова, построенная в 1804 году по проекту архитектора И. Д. Жукова, является произведением так называемой романтической готики рубежа XVIII-XIX веков. Три церкви в сочетании с возведенным в 1906-1912 годах Воскресенским (с 1947 года - Успенским) храмом-колокольней (архитектор Ф. Ф. Горностаев) составляют единый выразительный ансамбль, являющийся доминантой всего комплекса многочисленных построек Рогожской слободы.

На протяжении своего существования церковь Рождества Христова неоднократно претерпевала усовершенствования, которые касались в основном модернизации системы отопления и пристройки притворов к основному четверику. Первоначально она отапливалась двумя голландскими печами, облицованными белой кафельной плиткой, располагавшимися при восточной стене алтаря, и двумя печами, находившимися при боковых помещениях западного притвора для обогрева трапезной части. В 1890-х годах отопление переносится в подвал, сформированный тогда же из высокого подполья церкви. По бокам центрального четверика возводятся две новые массивные кирпичные печные трубы, значительно исказившие фасады и целостное восприятие памятника. В этот же период происходит реконструкция перекрытия над вновь оформившимся подвалом. Перекрытие выполняется заново в виде сводов Монье по массивным двутавровым балкам.

На рубеже веков при северном и южном входах в четверик возводятся притворы, стилизованные под архитектуру самой церкви, но по своей трактовке все же более близкие к так называемому романовизантийскому стилю второй половины XIX столетия. Притворы закрыли собой первоначальные входы, части стен и декора фасадов.

Из других переделок необходимо отметить ремонтные работы 1880 года, когда ложные окна на барабане получили новый декор уже не в виде рустованных, а в виде перспективных стрельчатых обрамлений с капителями в пятовой части.

С 1929 года после закрытия церкви в ней последовательно располагались фабричный цех, склад, магазин, рабочая столовая, с 1980 года - база игральных автоматов Всесоюзного Общества «Союзаттракцион». Позднее храм передали музеям Московского Кремля, использовавшим его под склад, но тем не менее начавших проводить здесь какую-никакую, но реставрацию. Только с начала 2008 года здесь начались комплексные ремонтно-реставрационные работы, финансируемые Правительством Москвы. Именно они позволили вернуть церкви ее исторический облик и осуществить мероприятия для ее приспособления на уровне современных требований.

5b.jpg (301635 bytes)

Серьезнейшие работы проведены по основному четверику и трапезной. Усилены перекрытия над подвалом - с разборкой полов из метлахской плитки. Освобождены, расчищены и укреплены уголками двутавровые балки. Устроено новое основание под полами и выложен заново пол керамической плиткой. Подкупольные столбы по всей высоте, включая уровень подвала, проинъектированы для восстановления монолитности кладки и повышения их несущей способности. Восстановлены алтарные стрельчатые окна и заложены прямоугольные оконные проемы советского периода, пробитые в стенах алтаря. В помещении трапезной на южном фасаде стрельчатые окна, восстановленные в период реставрации 1980-х годов, были переложены заново в связи с нарушением в тот период их исторических габаритов. Фактически во всех стрельчатых окнах и частично в круглых окнах второго света выложены заново срубленные оконные откосы. На окнах первого яруса восстановлены массивные подоконные доски из мрамора. Интерьер церкви обрел первоначальные параметры после разборки многочисленных перегородок и стен, а также фрагментов междуэтажного перекрытия советского периода.

После вскрытия поздних полов обнаружились остатки солеи и амвона, которые восстановили по натурным остаткам. Выявили трассы внутристенных дымоходов печного отопления, хотя сами печи были утрачены еще в 1930-х годах. Значительная часть каналов получила свое вторичное использование при организации вентиляционной системы.

Фрагментарно уцелевшие штукатурные тяги, являвшиеся архитектурным декором интерьера, воссозданы в полном объеме. При расчистке многослойных покрасок со штукатурки сводов открылись следы живописи. Здесь необходимо отметить, что в прошлом церковь была расписана лишь фрагментарно - центральный свод четверика, окружающие его подпружные арки и паруса свода. Степень сохранности росписи позволила восстановить живописные композиции только на парусах свода, предварительно закрепив штукатурный слой основания; в остальных же местах сохранились только отдельные цветовые пятна, и композиция полностью утрачена. За исключением фрагментов под живописью, вся отслаивающаяся штукатурка была полностью удалена со стен, сводов и столбов и выполнена заново.

5c.jpg (364299 bytes)

Неожиданным открытием явилось наличие вытяжных люков в кирпичных сводах перекрытия - из-за захламленности чердака и отсутствия туда свободного доступа они не были учтены при разработке проекта. Наличие же их позволило максимально приблизить систему вытяжной вентиляции к той, что была задумана при строительстве; модернизировали ее только на уровне неэксплуатируемого чердака.

Полностью заменены все столярные заполнения оконных и дверных проемов, кованые двери в центральные порталы церкви. Расчищены, отреставрированы и частично выполнены заново по старым образцам металлические решетки на окна. Замена металлических деталей проводилась лишь при утрате либо коррозии металла до степени, исключающей его дальнейшее использование.

Произведена реставрация кирпичной кладки наружных стен. При этом, помимо вычинки, были докомпонованы поштучно все кирпичи - с утратой лицевой поверхности менее 4 см. Произведена полная разборка массивных кирпичных труб печного отопления, примыкавших к северному и южному фасадам церкви и сильно искажавших ее первоначальный облик. По линии примыкания труб восстановлена лицевая кирпичная кладка стены и белокаменный декор здания. Вся поверхность кирпича и кладочных швов расчищена от многослойных покрасок. В связи с неоднородностью цвета кирпича разновременных кладок все здание заново раскрашено по-кирпично, с тонировкой кладочных швов. Весьма значительной по объему оказалась докомпоновка белокаменного декора церкви: карнизных и цокольных блоков, элементов колонн, рустов на окнах.

После инъектирования весь периметр фундаментов церкви был взят в железобетонную обойму, включая полностью перебранные крыльца. По поверхности обоймы произведена вертикальная гидроизоляция, по периметру проложен пристенный дренаж, который помог организовать как сбор поверхностного водостока, так и исключить в дальнейшем подтопление подвала. Методом инъектирования обеспечена и горизонтальная гидроизоляция стен.

Расчищено чердачное пространство с удалением остатков прежней слежавшейся теплоизоляции сводов. Со стороны чердака кирпичная кладка несущих конструкций также отреставрирована и обмазана. Своды утеплены с устройством ходовых трапов по чердаку для осуществления технических осмотров и обеспечения возможности проникновения в восстановленную ротонду. Полностью заменена кровля, произведена частичная замена элементов стропильной системы и полностью - обрешетки. Восстановлены слуховые окна и малая главка над алтарем, обеспечено проветривание всего подкровельного пространства.

5d.jpg (486620 bytes)

Наиболее сложным явилось восстановление огромной ротонды, существовавшей некогда в дереве, но воссоздаваемой в кирпиче, железобетоне, с металлическим каркасом под венчающей частью. Некогда ложные окна стали световыми, благодаря чему внутри ротонды образовалось помещение, использование которого, к сожалению, весьма ограничено. Выполнение завершения в новых материалах потребовало серьезного инженерного расчета на несущую способность сохранившихся конструкций, давшего положительный результат. Опорные колонны были проинъектированы, а нагрузки от ротонды распределены несколькими железобетонными поясами по основанию и верху барабана ротонды. Для облегчения конструкции было принято решение о замене белокаменного декора из натурального камня на полые отливки из искусственного белого камня, с заполнением полостей легкими теплоизолирующими материалами - во избежание неравномерного прогревания и появления конденсата. Установлена металлическая лестница, ведущая в ротонду с чердака.

После долгого перерыва вновь введен в эксплуатацию подвал, освобожденный от грунта и строительного мусора. Снесены все позднейшие стены и перегородки, пространство подвала под четвериком и трапезной вновь стало единым. Вместо земляного пола по цементной стяжке с необходимыми гидро- и пароизоляцией уложен пол из метлахской плитки. Восстановлены исторические продухи подвала в четверике и трапезной, устройство которых было начато еще при реставрации 1980-х годов. В алтарной части оставлены хорошо сохранившиеся окна рубежа XIX-XX веков, обеспечивающие освещение и проветривание алтаря.

Храм вновь обрел первоначальные входы в подвал с восточной стороны (под алтарь) и со стороны южного фасада под западный притвор. Появились и два новых входа -через северный и южный притворы, подвальная часть которых служит тамбурами перед подвалом под четвериком церкви. Над всеми лестницами при входах в подвал установлены навесы из поликарбоната в современных конструкциях, изначально воспринимаемых как элемент приспособления к сегодняшнему использованию - в качестве дополнительных подсобных площадей.

Сегодня реставрационные работы завершены, решается вопрос об устройстве интерьеров. С восстановлением церкви Рождества Христова центральная доминантная группа церквей Рогожской слободы вновь предстала перед нами во всем своем великолепии. Началась реставрация Покровского собора - также при поддержке Правительства Москвы. После того, как будет благоустроена территория комплекса в целом, столица украсится еще одним великолепным историческим ансамблем.

Елена Владимировна Скрынникова - Главный архитектор Московского государственного объединенного музея-заповедника (Коломенское, Лефортово, Люблино, Измайлово) (МГОМЗ)

Фотографии П. Ф. Карева и из архива Информационно-издательского отдела Московской Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви