Уроки реставрации

Гостиница «Ленинградская»
А.В.Соловьев

Русская линия

№ 5 за 2009  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5. 2009г.


Содержание номера:

Г.Б.Омельяненко, И.Е.Дмитриев
Проект планировки парка культуры и отдыха «Сокольники»

Л. Ф.Страшнова, Ю. Г. Страшнова, А. В.Воинова, О. Р.Полевая
Создание туристско-рекреационных зон на Северо-Западе столицы

А.В.Соловьев
Гостиница «Ленинградская»

О.В.Авдеева
«С. К. «Балтспецстрой-74»: опыт работы в столичном мегаполисе

Е.В. Скрынникова
Новая жизнь памятников в Рогожской Слободе

Г. И.Рабинович, Л. Г.Герасимов, А. П. Мельник
О московском городском Центре патологии речи и нейрореабилитации

С.Е.Журавлев
Гонка за будущим: бег на месте

К.В.Постернак
Архитектор Евграф Тюрин

 

Президент
ООО «Фирма АР'С С»
А. В. Соловьев (слева),
главный архитектор
по реставрации
Т. Ф. Аверина
и главный архитектор
компании «АРС»
Г. Ж. ПелеевВ 2005 году в ООО «Фирма АР’C C» обратился инвестор гостиницы «Ленинградская» ЗАО «Моспромстрой» с предложением разработать комплексный проект реставрации гостиницы, который определил бы основные направления и рамки ремонтно-реставрационных работ на памятнике архитектуры XX века. К этому времени уже имелся проект охраны памятника, разработанный Москомнаследием, что во многом облегчило подход к подготовительным работам.

Дело в том, что среди сталинских «высоток» Москвы гостиница «Ленинградская» (архитекторы Л. М. Поляков и А. Б. Борецкий, главный конструктор Е. В. Мятлюк) занимает особое место по богатству и пышности внутреннего и внешнего убранства. В оформлении интерьеров здесь максимально использованы различные мотивы в стиле ренессансной, барочной и русской допетровской архитектуры, что сделало этот объект заметным явлением художественной жизни столицы 1950-х годов. Вписанная в ансамбль площади трех вокзалов 136-метровая многоступенчатая башня «Ленинградской» удачно гармонирует с постройками Ф. О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала), а в интерьере перекличка времен и стилей особенно примечательна.
Гостиница «Ленинградская»
Надо сказать, что «Ленинградская» стала первым объектом подобного рода, где был осуществлен комплексный научный подход к реставрации не только фасадов, но и интерьеров. До этого все работы на «высотках» сводились, к сожалению, лишь к очистке фасадов, (частичная на здании МИДа и полная жилого дома на Котельнической набережной). Интерьеры в лучшем случае обновлялись фрагментарно, как на «высотке» на Кудринской площади. Словом, необходимость современного наполнения здания, появление новых технологий, особенности и ограничения работы на памятниках, присутствие иностранного соинвестора (гостиничная сеть «Хилтон»), выдвигавшего свои требования, ставило перед реставраторами сложную задачу. Поэтому еще до заключения договора были проведены консультации с проектными и инвестиционными компаниями. К нашему глубокому удовлетворению, разногласий, которые не редки при совместной работе нескольких проектировщиков, не случилось. Напротив, при полном взаимопонимании пожелания инвесторов озвучивал архитектор Александр Локтев (Фирма «АРС»), а требования Москомнаследия разъясняла инвесторам наша компания. Случались, конечно, и недоразумения. К примеру, на объекте появился турецкий подрядчик, далекий от понимания задач сохранения культурного наследия. К счастью, «развернуться» он не успел и вскоре не без нашего участия ушел с объекта.

Однако перейдем к описанию памятника и проведенным мероприятиям. Как мы уже говорили, 28-этажная гостиница является градоформирующим элементом Комсомольской площади. Здание возвышается над уровнем земли на 136 метров, длина главного фасада - 55, бокового - 95 метров. Композиционно оно разделено на три объема: 6-этажные корпуса крыльев и высотный 15-этажный ступенчатый центральный объем, увенчанный 24-метровым шпилем со звездой в обрамлении колосьев. В отделке фасада наряду с белой керамической плиткой использована красная глазурованная керамика, цокольная часть облицована темно-серыми гранитными плитами, а большая площадь фасадов - керамическими блоками, фактура и цветЭскизный проект реставрации
главного фасада которых имитируют природный камень. Розетки между пилонами и шары на обелисках выполнены с покрытием под бронзу, реб-?ра и эмблема восьмигранного шпиля, венчающего сооружение, - из черного металла, окрашенного в зеленый цвет; завершения главного портала, выступающие объемы 1-го этажа на северном и южном фасадах, сандрики над входами и арками, карниз между 1-м и 2-м этажами, венчающий карниз 6-го этажа, облицовка пилястр и декоративные элементы между оконными проемами 7-8-го и 19-20-го этажей с венчающими карнизами, облицовка 1-го этажа дворового фасада - из природного камня.

Для определения изначальных цветовых решений стен, потолков, скрытых за многочисленными наслоениями краски и штукатурки, технологи-реставраторы провели тщательные обследования покрасочных слоев декоративной отделки фасадов и интерьеров, на основании чего подбирались цвета и разрабатывались специальные составы. Основные работы по фасадам включали расчистку, докомпоновку в местах утрат керамической плитки и архитектурных элементов из белого камня. Особенно трудоемким и интересным стал подбор состава для реставрации облицовочных керамических плит фасадов. Сложность заключалась также в непосредственном выполнении домазок на фасадах. Многие работы выполнялись с привлечением альпинистов. Фрагментарной замене и реставрации подверглись внешние конструкции и покрытия восьмигранного шпиля гостиницы, ребра заменили на аналогичные из нержавеющей стали, частично обновили металлические листы покрытия граней шпиля.

Своей главной задачей архитекторы-реставраторы считали сохранение аутентичного облика гостиницы. Богатая отделка интерьеров, выполненная с использованием натурального камня, живописи, лепнины, художественного металла была ими полностью восстановлена. В гостинице со стороны главного фасада имеются три входа с дверными блоками из массива дуба и тамбурами, облицованными также дубовыми филенчатыми панелями. Определенные сложности возникли из-за того, что в пропускную «вертушку» не входила тележка для багажа. Заменив четырехлопастную конструкцию на трехлопастную (предложение А. Локтева), удалось сохранить первоначальный деревянный «анахронизм» и одновременно сделать удобный вход в гостиницу для постояльцев.

Также на основе научно-исследовательской и проектной документации были определены реставрационные зоны: помещения 1-го этажа с рестораном, входной и главный вестибюли, главный и боковые холлы, мраморная лестница с площадками, холлами и рестораном-баром на 2-м этаже, коридор 19-го и лифтовой холл 21-го этажей, лестницы и холлы с 3-го по 6-й, номера «люкс» со 2-го по 6-й этажи.

Входная группа 1-го этажа - это холл с крыльями, в которых расположена рецепция. Центральная часть пола здесь выложена из темно-серых мраморных плит с графическим рисунком, с бордюром из белого мрамора, в центре инкрустирована 10-конечной звездой в круге. В композиции присутствуют три цвета мрамора: темно-серый, светло-серый и белый. Первоначально полы первого вестибюля были с водяным подогревом, и мы с тревогой отреагировали на предложение подрядчиков разобрать подлинный мраморный пол для запуска системы. Однако после уточнения состояния труб облегченно вздохнули: подогрев будет функционировать и без столь радикальных мер.

Фризовая часть и небольшой коридор, соединяющий холл с главным вес-?тибюлем, вымощены светло-серым мрамором. Украшением холла является отреставрированный потолок, представляющий собой световой фонарь в виде витража с орнаментальным рисунком, армированный металлической бронзированной решеткой, с темперной живописью по стеклу. Потолок над административными зонами кессонированный, с гипсовой лепниной и росписью в стиле альфрейной техники, стены декорированы деревянными панелями. Стены холла облицованы белым мрамором с желтовато-розовым оттенком.

Главный вестибюль поражает воображение высотой в три полных этажа, потолком, кессонированным под старую бронзу. Сочетанием пола из красного гранита и двух лестниц с широкими парапетами из светлого мрамора он относит нас к традициям ренессанса, также здесь присутствуют фигуры охранных химер в скульптуре ар деко, и медальоны в древнерусском стиле. Монументальность композиции подчеркивается четырьмя колоннами из искусственного мрамора темно-серого цвета с желтоватыми разводами. Пространство дополняют фантазийные многосвечные переносные бронзовые шандалы, формирующие локальное освещение.
Реставрационные работы в ресторане
Одним из самых интересных помещений гостиницы является ресторан. Стены, оконные и дверные откосы, покрытие колонн зала - из искусственного, оселкового мрамора светло-бежевого цвета; на потолке - три живописных панно на холстах, обрамленных лепным гипсовым декором. Реставраторам удалось также сохранить расположенную напротив окон и отражающуюся в зеркальных простенках уникальную дубовую 30-метровую консоль с подлинными китайскими вазами.

В казино в стиле неоренессанса потолок разделен на несколько участков по осям колонн, его архитектура продиктована конструктивными элементами - бетонными балками, промежутки между которыми представляют собой прямоугольные кессоны с росписью в альфрейной технике под дерево и бронзировкой лепных косичек, что прекрасно дополняют колонны, отделанные искусственным мрамором.

Паркетный пол, в том числе и в ресторане, имел высокий износ и подлежал замене. В соответствии с сохранившимися чертежами был сделан паркет из дуба с рисунком в «шашку», как наиболее соответствующий оригинальному рисунку покрытия. Мраморные и гранитные полы, лестничные марши в уровне 1-3-го этажей, главные лестницы, облицовочные панели стен и все элементы, выполненные из природного камня, также подлежали реставрации с заменой на аналогичные. На стенах и потолках обновили штукатурку, расчистили лепной декор от разновременных наслоений и окрасили его в соответствии с технологическими рекомендациями. Потолочная роспись восстанавливалась с привлечением профессиональных художников-реставраторов.

Трудно перечислить все проведенные на объекте мероприятия, выделим лишь следующие:

- расчистка сжатым воздухом четырех фасадов; восстановление утраченной керамической плитки и белокаменных деталей специально разработанными составами с подбором цвета, соответствующего первоначальному;

- расчистка штукатурного слоя стен от поздних покрасок;

Портал лифтового холла- расчистка, укрепление и реставрация потолочной и настенной лепнины;

- реставрация каменных, в том числе мраморных полов и ступеней лестниц;

- замена дубовых паркетных полов по исходному образцу с рисунком в «шашку»;

- реставрация оконных проемов ресторана и казино с сохранением подлинных скобяных изделий;

- реставрация дверей трех входов с литыми силуминовыми накладками;

- расчистка и реставрация всех деревянных и металлических витражей в ресторане и на верхних этажах;

- реставрация металлических ограждений лестниц и балконов кафе 3-го этажа, лестничных ограждений балкона в вестибюле 2-го этажа (новые отливались по сохранившимся образцам);

- расчистка и реставрация живописных панно на потолке ресторана и монументальной живописи перед входом в ресторан, казино и на главной лестнице;

- реставрация уникальных осветительных приборов, в том числе двух 20-метровых бронзовых люстр;

- реставрация 24-метрового шпиля, о котором говорилось выше.

Надо еще сказать, что краеведы, историки и другие специалисты выражали озабоченность по поводу сохранности мебели гостиницы, предметов Мраморная лестница
с уникальной 20-метровой люстрой,
освещающей семь этажейдекоративно-прикладного искусства и живописи. Так вот, полотна мастеров конца XIX-XX веков, вазы, осветительные приборы, бронзовая фурнитура были описаны перед началом реставрации и по окончании вернулись на свои места. Что касается мебели, то лишь немногим предметам удалось вернуть вторую жизнь, что объясняется их интенсивной эксплуатацией, многочисленными непрофессиональными ремонтами. Теперь, за редким исключением, гостиница обставлена мебелью в стиле «ар деко», подбирала которую мастерская А. Локтева, консультируясь с нами.

Реставрация «Ленинградской» стала результатом совместной деятельности десятка компаний. Для нас она явилась большой профессиональной удачей - гостиница превратилась в современный отель, соответствующий мировым стандартам, и при этом сохранилась как памятник архитектуры. Сегодня здесь 273 номера, в том числе один «президентский» и пять уровня «люкс»; самый большой из ресторанов переоборудован в многофункциональный конференц-зал, на 1-м этаже появился фитнес-клуб с бассейном и спа-центром. В реставрируемой зоне вестибюля расположатся бизнес-центр, компьютеризированные стойки регистрации, транспорта и сервиса, багажная и многие другие службы. В гостинице полностью заменены инженерные, технические и коммуникационные системы, что потребовало от архитекторов и инженеров принятия нестандартных решений для сохранения неповторимого архитектурно-художественного образа интерьеров.

В минувшем году гостиница «Ленинградская» была сдана в эксплуатацию. Комиссия под председательством Мэра Москвы Ю. М. Лужкова высоко оценила качество проведенных работ. Проект реставрации гостиницы, выполненный нашей компанией, на XVI Международном фестивале «Зодчество-2008» получил Диплом в разделе «Постройки», а также Диплом Российской академии художеств.

Иллюстрации из архива ООО «Фирма АР'С С»

Кабинет в номере «Люкс»
Кабинет в номере «Люкс»