|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
С. Б. Ткаченко
Генплан: взгляд в
будущее
И. Н. Ильина
Москва: развитие в
условиях глобализации
А. Н. Колонтай
Москва и регионы.
Опыт градостроительства
А. Г. Меламед,
К. Н. Ненарокова
Москва и ближнее
Подмосковье: особенности и проблемы
В. Я. Беккер, А.
В. Вороненко, Н. Б. Зюкова, М. Е. Иванов, И. В. Фоменко
Об особенностях
разработки жилищных программ в мегаполисе (на
примере Москвы)
Ю. В. Коротков
Планировка,
застройка, транспорт Москвы
Т. И. Тарасова
Fondital: управлять
мечтой
Содержание журнала
«Архитектура и строительство Москвы» за 2008 год |
Современный столичный регион, как и
Центральный Федеральный округ, формируется
вокруг Москвы - исторической столицы нашей
Родины. Некогда эта местность звалась Московией,
Замосковным краем, позднее - Подмосковьем. В XVIII
веке была образована Московская губерния,
включавшая почти всю Центральную Россию, а затем
сократившаяся практически до нынешних пределов.
В 1929 году учреждается Московская область.
Исстари городом считалась не только собственно
застроенная, но и прилегающая территория,
хозяйственно необходимая горожанам (см.:
Алферова Т. В. Древнерусские города XVI-XVII вв. М.,
1989). Изначальная взаимосвязь Москвы и окружающих
земель доказывается хотя бы тем, что внешние
границы современного Московского региона
определяют города - ровесники столицы.
С начала ХХ века создание генеральных планов
Москвы сопровождалась разработкой региональных,
включавших Московскую и даже соседние области
(Саккулин, 1923; Шестаков, 1928). Эти планы содержали в
себе и прообраз зеленого пояса - «лесопосадочную
зеленую полосу» вокруг города шириной до 4 км.
Позднее появилась специальная мастерская для ее
планирования.
В 1928 году вокруг Москвы была определена
пригородная зеленая зона, окончательно
узаконенная в 1931-м.
Особое значение придавалось лесам. С начала ХХ
века устанавливаются понятия: «защитные леса»
(1918), «городские защитные леса» (1923), «зеленая зона
Москвы» (1928), «50-километровая зеленая зона
Москвы» (1948), «лесопарковый пояс» (1935),
«лесопарковый защитный пояс» (1960).
В 1935 году Генеральным планом реконструкции
Москвы был предложен, а затем Постановлением ЦК
ВКП (б) и СНК СССР и создан лесопарковый пояс (ЛП)
столицы на территории 144,0 тыс. га (позднее - 168,0
тыс. га). Разработка проекта ЛП велась под
руководством главного архитектора Москвы и
автора Генплана В. Н. Семенова.
Рост города и темпов застройки окрестных
территорий резко усилился во время и после
Великой Отечественной войны. В 1950 году
восстановлению лесов, утраченных в ходе боевых
действий, и озеленению вновь отстраиваемых
городов Подмосковья Правительство СССР
посвящает специальное постановление «О создании
вокруг Москвы 50-километровой зеленой зоны». А еще
через 10 лет (1960) одновременно с новыми границами
Москвы были определены и новые границы
лесопаркового защитного пояса, занявшего, увы,
почти прежнюю площадь (172,0 тыс. га) вокруг
увеличившейся в три раза Москвы.
Послевоенный этап реконструкции и развития
столицы Москвы и формирование лесопаркового
защитного пояса планировался в
Архитектурно-планировочных мастерских
Управления по делам архитектуры
Мосгорисполкома, а позднее - в Институте
генерального плана Москвы. В Положении об
институте среди прочих его задач значилась и
«комплексная разработка детальных проектов
планировки и городов и поселков пригородной
зоны».
Мастерская N 3 (мастерская детальной планировки
пригородной зоны) была учреждена в составе
Института с первых дней его существования.
Основной тематикой работ мастерской начального
периода являлась, в соответствии с названием,
детальная планировка пригородных районов, жилых
районов северо-западного сектора Москвы, а также
городов-спутников и зон отдыха в ближнем
Подмосковье (Хорошевский Серебряный
бор-Строгино, на Московском море, вблизи
Звенигорода, на Истринском водохранилище и
других). Предложения по созданию зон массового
отдыха основывались на концепции сохранения
природного окружения Москвы - «зеленой
пригородной 50-километровой зоны» (постановление
Правительства, 1948) и лесопаркового пояса
(постановление Правительства СССР 1935 года).
Устройство 50-километровой пригородной зеленой
зоны развивало и дополняло идею 10-километрового
лесопаркового пояса: это были первая и вторая
«зоны влияния Москвы», подчиненные двум основным
задачам - созданию благоприятных экологических
условий для столицы и населенных пунктов области
и наилучших условий для отдыха населения. Из 144
тыс. га лесопаркового пояса более 50 тыс. га
составляли леса, а из 1326 тыс. га зеленой
пригородной зоны леса занимали 700 тыс. га, в том
числе 60 тыс. га предстояло насадить заново.
Проблема организации массового отдыха населения
ставилась «в одном ряду с проблемой жилья,
вопросы отдыха вошли в систему правил и норм
проектирования городов в качестве одного из
исходных понятий».
Была предложена организация Москворецкого
«зеленого диаметра» вдоль Москвы-реки,
«пересекающего город с северо-запада на
юго-восток, соединяющего северо-западный район
отдыха с юго-восточным районом и
предоставляющего богатейшие возможности для
создания мощной артерии отдыха». Однако
противоречие между назначением лесопаркового
пояса и промышленно-селитебным характером
московских пригородов побудило ведущих
специалистов мастерской в период разработки
нового Генплана развития Москвы существенно
пересмотреть в 1960-1970 годах концепцию
лесопаркового пояса, подходы к его структуре.
Концепция эта, сначала имевшая преимущественно
природоохранную направленность, постепенно
заменялась на полифункциональную. Так, в эскизах
к ТЭО Москвы (1962-1963) появились «зоны
ограниченного развития застройки» (включавшие
группы городов и поселков), чередовавшиеся с
«рекреационными зонами» (преимущественно
состоявшими из лесопарков). Ощутимо назревал
конфликт между идеей лесопаркового защитного
пояса и промышленным развитием пригородов
Москвы. Особенностью территории лесопаркового
пояса, противоречившей его основному назначению,
являлся бурный рост мелких поселков и «кварталов
при производственных объектах».
В «Проекте планировки лесопаркового защитного
пояса» (1968) структура последнего была
взаимоувязана с такими разделами Генплана
развития Москвы, как «Озеленение», «Отдых»,
«Физкультура и спорт». Но усилия по формированию
«пояса сплошных лесопарков» и «рекреационных
зон» натолкнулись на реальные процессы
разрастания пригородов. Поэтому задачи
«оздоровления Москвы, создания благоприятных
санитарно-гигиенических условий для труда, быта
и отдыха» на территории лесопаркового защитного
пояса решались параллельно с «определением
народнохозяйственных перспектив его развития».
На территории ЛПЗП планировалось расселить от 0,8
до 1,0 млн. человек.
В 1972 году в институте Генплана разработали
«Схему районной планировки Московской области»,
а в 1974-1975 годах - «Проект планировки пригородной
зоны Москвы», где дальнейшее развитие столицы
предусматривалось осуществлять за лесопарковым
защитным поясом в виде «городов-спутников». Но
еще через 10 лет (1985) постановлением Правительства
резервные территории для развития Москвы (10 тыс.
га) были «придвинуты» вплотную к городской черте,
что, конечно, шло в ущерб целостности ЛЗПС.
Противоречия между лесопарковым окружением и
закономерностями формирования пригородов
многомиллионного города выявили преимущества
линейной схемы пригородного расселения вдоль
радиальных вылетных магистралей. В начале 1970-х
годов все чаще ставится под сомнение поясное
зонирование крупнейших агломераций.
Фундаментальные работы В. Л. Лаврова, проекты и
теоретические обоснования А. Э. Гутнова и «Схема
районной планировки Московской области» Л. А.
Каирова противопоставляли поясному зонированию
- секторное. К середине десятилетия, когда
оформилась Московская агломерация, секторное
зонирование, а вместе с ним зеленые клинья,
оставшиеся от зеленого пояса, сделались
приоритетными. Все вышеперечисленное привело к
новому подходу в проектировании лесопаркового
защитного пояса, смысл которого - охрана наиболее
ценных природных качеств и отдельных территорий
ЛЗПС.
Примерно с 1985 года развитие Москвы стало
планироваться в Институте с учетом общей
структуры Московской области. Специалисты
мастерской пытались осмыслить возможность
формирования лесопаркового защитного пояса уже
в условиях Московской агломерации. Был изучен
отечественный и зарубежный опыт, наработки
других институтов. В результате родилась
концепция организации вокруг Москвы зоны
экологической защиты. Получила развитие
секторная модель для Подмосковья. После
изменения границ Москвы (1985) и изъятия из ЛЗПС в
пользу растущего города 10 тыс.га резервных
территорий идея «зеленого пояса» подверглась
весьма существенной критике и пересмотру.
В 1990-1991 годах был разработан Генеральный план
развития г. Москвы и Московской области - так
называемый «альтернативный», в котором
предусматривалось линейное развитие городских
территорий Московской области вдоль основных
радиальных направлений. В 1992 году появились
совместно разработанные «Основные направления
развития Москвы и Московской области на период
до 2010 года», где территория в границах
лесопаркового защитного пояса рассматривалась
как «внутренняя зона Московской агломерации» с
жестким режимом регулирования
градостроительной активности.
Как известно, пригороды мегаполисов - это особое
пространство, специфика которого состоит в
высоких темпах разрастания урбанизированных и
субурбанизированных территорий за счет
сокращения и ухудшения качества территорий
природных. В 1980-1990 годах обострились вопросы
экологической ситуации как в Москве, так и в
ближнем Подмосковье. В дальнейшем экологические
проблемы приобрели первостепенное значение. По
природоохранной тематике мастерской была
разработана масштабная Комплексная схема особо
охраняемых природных и историко-культурных
территорий Москвы и пригородной зоны (1987), а в 1989
году завершена Территориально-комплексная схема
охраны природы Москвы на период до 2010 года, где
мастерская выступила генпроектировщиком одной
их самых фундаментальных работ Института, в
которой принимали участие около 30
научно-исследовательских организаций. Схема
охватывала и лесопарковый защитный пояс, и
прилегающие к нему территории области. Ее выводы
легли в основу последующих проектов и концепций,
устанавливающих компромисс между
природоохранными и градостроительными
решениями.
В 1993 году в соответствии с Конституцией РФ Москва
и Московская область стали равноправными
субъектами федерации, что внесло новые аспекты в
их взаимодействие в деле совместного развития
региона. Основной проблемной зоной тут
продолжают оставаться ближайшие пригороды
Москвы, основной задачей - сохранение их
природных качеств. И до, и после 1993 года
природоохранные мероприятия занимали особое
место во всех работах, где решались
общеградостроительные проблемы: «Проект
установления водоохранных зон и прибрежных
полос рек и водоемов г. Москвы и лесопаркового
защитного пояса» (1991), «Подготовка материалов для
постановки на госохрану памятников природы,
истории и культуры, а также системы особо
охраняемых территорий ЛПЗП г. Москвы» (1990),
«Генеральная схема развития и ведения
лесопаркового хозяйства в лесах,
подведомственных МЛТПО «Мослесопарк» (1997),
«Положение о пригородных зеленых зонах г. Москвы
и городов Московской области» (1998), «Проект
планировки пригородных зеленых зон г. Москвы и
городов Московской области» (2000).
В начале 1990-х годов стали ощутимы новые явления и
процессы, порожденные реформами перестроечного
времени, - прежде всего «коттеджный бум», утрата
сельскохозяйственных земель, упадок
рекреационной отрасли. Отсутствовала единая
концепция окружения Москвы. Во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 4 января 1992
года «Об отводе земельных участков в Московской
области для малоэтажного строительства и
садоводства для жителей г. Москвы и области» и
последующих постановлений Правительства Москвы
и Администрации Московской области ГУП НИиПИ
градостроительства Московской области и ГУП
НИиПИ Генплана Москвы разработали «Схему
генпланов групповых систем населенных мест по
транспортным направлениям в зонах размещения
малоэтажного строительства». Были подготовлены
сводные проектные материалы и по ЛПЗП в целом.
Выполненные в 1994 году работы показали, что
проблема малоэтажного и коттеджного
строительства перерастет в проблему комплексной
реорганизации градостроительной системы всего
Московского региона. Решение этой проблемы
потребовало новых крупномасштабных
научно-проектных изысканий. В период 1990-2001 годов
создаются, в частности, «Концепция и схема
размещения комплексного индивидуального
жилищного строительства для москвичей в
условиях 50-километровой зоны от Москвы» (1991) и
«Предположения по формированию малоэтажной
жилой застройки в пределах ЛПЗП г. Москвы» (1991).
«Коттеджный бум» и интенсивные процессы
субурбанизации затронули те территории
лесопаркового защитного пояса, которые раньше
оставались «природными». Были сформулированы
основные принципы градостроительного
зонирования, система стимулов и обременений для
особо ценных участков, но при этом отсутствовало
градостроительное, земельное и природоохранное
законодательство, отражавшее новые социальные и
экономические условия. Инструментов для
сохранения природного комплекса ближнего
Подмосковья явно не хватало. Поэтому параллельно
с активизацией процессов разрастания застройки
появились Закон РФ «Об особо охраняемых
природных территориях» и положения
Градостроительного кодекса РФ о «зонах особого
регулирования градостроительной деятельности».
Указанные документы стали инструментами
сохранения природного комплекса ближних
пригородов Москвы; на их основании мастерская
разработала схемы, а затем и проекты планировки
обширных местностей («Клязьма», «Пехорка»,
«Нижняя Москва-река», «Верхняя Москва-река»,
«Сосенка», «Ликова»), которым предлагалось
придать статус особо охраняемых природных
территорий.
Следует отметить, что понятие «особо охраняемые
природные территории» в условиях ближнего
пригорода Москвы было применено в основном к
межмагистральным зеленым клиньям и землям,
максимально сохранявшим природные компоненты:
последняя попытка в серии проектов,
разрабатывавшихся Москвой, повлиять на
пространственное развитие сопредельных
территорий Московской области. Понятие
«Лесопарковый защитный пояс Москвы» оказалось
вне земельного права субъектов РФ, а
урбанистический характер пригородного развития
окончательно девальвировал идею сохранения
природного окружения столицы. После того, как
прекратили использовать термин ЛПЗП (хотя
юридической отмены не последовало), мастерская
продолжила проектировать территории ближнего
Подмосковья, но на новых - договорных - началах, и
ее единственным аргументом в условиях рыночной
конкуренции остались накопленный творческий
багаж и качество выпускаемых работ.
Какие же проблемы необходимо решать сегодня в
части пространственного развития ближайших к
Москве территорий?
В настоящее время вокруг Москвы складывается
относительно плотное кольцо многоэтажной,
многоквартирной застройки, включающее в числе
прочего 12 городов. Вместе с мегаполисом оно
образует единое городское пятно, постоянно
увеличивающееся в размерах. Свыше 50%
трудоспособного населения из ближайших к Москве
городов работают в столице. В этих городах
показатели занятости выше, чем по области в
целом, а миграционное и общее увеличение
численности населения сопоставимы с
соответствующими московскими показателями.
Проблема ускоренного роста пригородов присущи
большинству мегаполисов также, как и трудности
регулирования этого почти стихийного процесса.
Для жителей крупнейших городов, переселяющихся
из «каменных центров» в пригород, важна
«природа», на которую меняют городской комфорт;
для мигрантов из других районов страны, ближнего
и дальнего зарубежья важнее всего - оказаться как
можно ближе к столице.
Наименее устойчивы к антропогенным нагрузкам
сохранившиеся леса - главная ценность
Подмосковья. В сплошной застройке они становятся
зелеными островами, включенными в черту
городских округов и поселений. Усложнение
дорожно-транспортной инфраструктуры и развитие
альтернативных внеуличных видов транспорта еще
больше преобразует центральную часть региона в
«сплошной город». Если темпы освоения окружающих
Москву территорий области под все виды застройки
не изменятся в ближайшие два десятилетия,
результатом может стать бесструктурное
«расползание» пригородной субурбанизации до
срединной зоны Московской области, поглощение ею
открытых пространств и ее проникновение в лесные
массивы.
В недавнем времени параллельно и независимо друг
от друга Москва и область разработали
основополагающие градостроительные документы:
«Генеральный план развития Москвы на период до
2025 года», проект актуализации которого выполнен
в 2008 году, а также закон «О генеральном плане
развития Московской области (2007) и «Схему
территориального планирования Московской
области - основные положения градостроительного
развития» на период 2020 года (2007). Основные идеи
пространственных преобразований Москвы и
Московской области, том числе в части развития
ближайших к столице территорий, в указанных
документах совпадают. Оба субъекта РФ стремятся
к повышению качества жизни населения, созданию
современных стандартов организации жилой и
рекреационной среды, восстановлению
традиционных природных и урбанизированных
ландшафтов, сохранению исторической и
культурной идентичности. Но при взаимной попытке
упорядочить структуру застраиваемых территорий
ближнего Подмосковья и уберечь их сохранить
природный и историко-культурный потенциал
четкого решения на сей счет пока не выработано.
Обоюдное намерение «разгрузить» эти территории,
снизив здесь интенсивность техногенных
воздействий, не нашло еще практического
осуществления.
Что же касается перспектив, планируемое активное
освоение срединной и периферийных районов
области позволит в будущем перейти к
мероприятиям, направленным на улучшение
экологической ситуации в Центральной части
Московской области, в первую очередь в ближнем
пригороде Москвы. Сложившийся конгломерат
сопредельных с Москвой территорий городских
округов и поселений предполагается
преобразовать в высококомфортную
рекреационно-парковую застройку с созданием в
них современного транспортного, инженерного,
социально-бытового обеспечения и с размещением
международных деловых, выставочных,
развлекательных, спортивно-оздоровительных
центров, а также комплексов для осуществления
столичных функций. Это должно сохранить
уникальность и культурный потенциал ближнего
Подмосковья. Очевидно, назрела необходимость
сформулировать новую, учитывающую все
вышесказанное, концепцию окружения Москвы.
Разработка такой концепции еще впереди.
|