Генплан: взгляд в будущее

Москва и регионы. Опыт градостроительства
А. Н. Колонтай, заместитель директора ГУП НИиПИ Генплана Москвы

Русская линия

№ 6 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №6. 2008г.


Содержание номера:

С. Б. Ткаченко
Генплан: взгляд в будущее

И. Н. Ильина
Москва: развитие в условиях глобализации

А. Н. Колонтай
Москва и регионы. Опыт градостроительства

А. Г. Меламед, К. Н. Ненарокова
Москва и ближнее Подмосковье: особенности и проблемы

В. Я. Беккер, А. В. Вороненко, Н. Б. Зюкова, М. Е. Иванов, И. В. Фоменко
Об особенностях разработки жилищных программ в мегаполисе (на примере Москвы)

Ю. В. Коротков
Планировка, застройка, транспорт Москвы

Т. И. Тарасова
Fondital: управлять мечтой

Содержание журнала «Архитектура и строительство Москвы» за 2008 год

 

Советское градостроительство оставило большое теоретическое наследие, ориентированное на то, что «правильный» город - это новый город. Современное российское градостроительство больше вчитывается в Градостроительный кодекс РФ, чем пытается понять теорию города. Но главный переворот в сознании нынешних урбанистов очевиден: любой исторический город с точки зрения социо-культурного качества среды «правильнее» любого нового.

Рыночная философия современного российского градостроительства с ее ориентацией на потребителя городской среды не смогла отменить профессию урбаниста. Теорию градостроительства не заменить публичными слушаниями или земельными комиссиями. Это второй важный урок нашей градостроительной практики.

Но наиболее неожиданные «открытия» ждали нас после превращения города из среды обитания в объект недвижимости. Выяснилось, что можно создавать предприятия, не создавая рабочих мест, и строить жилые дома, в которых не обязательно будут жить. Город - особенно столичный - как объект вложения капитала стал третьим уроком нашей градостроительной теории.

Конфликт между теорией устойчивого перспективного развития города и его рыночным регулированием вылился в конфликт двух «религий», порожденный Градкодексом РФ. Одна группа градостроителей верит в перспективную силу генплана, вторая - в силу правил застройки, продиктованных «реальной» жизнью. Так был усвоен четвертый урок: в любом современном перспективном генплане должен быть заложен механизм его реализации настоящими землепользователями и инвесторами.

3a.jpg (208377 bytes)

Осуществляемое столичным Правительством активное межрегиональное сотрудничество предполагает соответствующее расширение в его рамках опыта ГУП НИиПИ Генплана Москвы. Проведение консультаций и экспертиз, разработка проектов градостроительного развития российских - и не только - городов создают хорошую почву для анализа современного состояния отечественного градостроительства. Главный вывод, который здесь следует сделать: градостроительная документация не должны быть универсальной догмой, а прежде всего средством наиболее эффективного решения конкретных проблем конкретной территории. Так, для северо-осетинского города Беслана в рамках одного проекта Институт разработал генеральный план, сокращенные проекты планировок на наиболее важные территории, а также градостроительные регламенты правил землепользования и застройки. Такой пакет документации позволил местной администрации не только успешно осуществлять стратегическую задачу городского развития, но и получить инструменты управления существующей и перспективной застройкой. Особенность указанного генплана в том, что он является первым в Российской Федерации подобного рода документом, разработанным на основе нового «рыночного» Градостроительного кодекса, принятого в декабре 2004 года. Боле того, это комплексный генплан, созданный именно для условий Беслана, позволяющий максимально «спрессовать» процесс дальнейшего планирования и оперативно управлять застройкой и недвижимостью. Генплан продемонстрировал основные наиболее вероятные стратегии развития, перспективное территориальное и возможное административное устройство Беслана на период до 2025 года, определил места и объемы всех типов застройки и инженерно-транспортной инфраструктуры, установил требования к застройке и использованию участков во всех городских кварталах, дал архитектурные решения шести наиболее важных для будущего облика города территорий. Кроме того, генплан показал, как при его воплощении будет изменяться структура занятости и уровень доходов населения, какой объем инвестиций должен быть вовлечен в развитие Беслана.

Генплан рассчитан на 20-летний срок реализации. В соответствии с проектным решением, после полной реконструкции городского ядра и преобразования его в единую пешеходную зону в Беслане должны появиться четыре новые площади с ансамблями торговых, административных, деловых зданий, с объектами культуры, обслуживания, образования, развлечения, спорта. Улицы центральной части должны застроиться многоквартирными 3-4-этажными жилыми домами при параллельном сносе индивидуального ветхого жилого фонда и активно озелениться. У города будет набережная, прибрежный парк с объектами спорта и рекреации. Русло Терека укротится пятью каскадами и после рекультивации щебеночных карьеров дополнится искусственным гребным каналом. В западной части Беслана планируется устройство этнографического парка. В северной промышленной зоне добавятся рабочие места, в том числе на новом терминальном комплексе федерального значения. На востоке запроектирован жилой район «Новый Беслан» на 5,5 тысяч жителей. Формирование комфортной среды проживания и возрождения городского центра удастся достигнуть благодаря переносу железнодорожной ветки, отрезающей центр от прибрежной части, а также строительству обводной автомобильной магистрали «Кавказ» - это стратегические мероприятия.

В составе утвержденного в 2006 году генерального плана в соответствии с заданием были разработаны и установлены следующие градостроительные регламенты, существенные для правил землепользования и застройки Беслана:

- типы функционального использования зон города и кварталов;
- разрешенные виды застройки и использования участков;
- разрешенные параметры застройки участков и кварталов;
- разрешенные формы освоения кварталов и участков;
- линии регулирования границ участков и застройки.

Соединение стратегических и регулятивных тактических задач в рамках одного градостроительного документа для условий 37-тысячного северо-осетинского города явилось оптимальным решением.

+   +   +

В 2007 году Правительство Республики Алтай утвердило разработанную ГУП НИиПИ Генплана Москвы Генеральную схему размещения в республике туристских и оздоровительных объектов. В соответствии с заданием основная цель реализации Генсхемы - обеспечить высокую доходность республиканского бюджета за счет развития туризма и рекреации. Сложность проектной задачи состоит в том, что, с одной стороны, на территории горного Алтая градостроительная инфраструктура туризма плохо развита, а с другой, - простое повышение объема въездного туризма нанесет ущерб уникальной здешней природе. Компромисс был найден путем формирования в республике трех основных рекреационных кластеров, каждый из которых обладает уникальным рекреационным продуктом. Структура каждого кластера идентична: центр формируют многофункциональные круглогодичные гостиницы с развлекательными и оздоровительными комплексами, первый пояс (до 30 км) образован малыми и средними круглогодичными специализированными гостиницами и турбазами, второй (до 60 км) - сезонными малыми турбазами. В рамках Генсхемы на уровне проектов планировок были проработаны три потенциальные зоны размещения рекреационных центров - на реке Катунь у искусственного озера в районе поселка Соузга, на Телецком озере и в окрестностях поселка Чемал.

Центрам рекреационных кластеров придаются индивидуальные архитектурные свойства и функции, которые дополняют уникальные ландшафтные достопримечательности зон. Это призвано стимулировать создание «Золотого кольца» Алтая, когда туристы и отдыхающие смогут проживать по 3-5 дней «в зоне влияния» каждого из трех курортных центров-кластеров и тем самым в итоге посетить все основные природные памятники Республики Алтай.

Предложенная в Генсхеме стратегия позволит увеличить емкость круглогодичных объектов отдыха с существующих 5 тыс. мест до 16 тыс. к 2020 году и до 30 тыс. - на перспективу, включая сезонный отдых. При планируемом объеме рекреантов (до 600 тыс. в год) срок окупаемости проектов рекреационных комплексов-центров должен составить 7-11 лет, а ежегодный доход в бюджет республики от курортно-рекреационной деятельности - более 11 млрд. руб.

Рассмотренная проектная работа с элементами экономического обоснования демонстрирует преимущества комплексного градостроительного планирования для определения места, объемов и функций строительства.

В настоящее время в Республике Алтай идет реализация первого кластера с созданием у поселка Соузга на площади 850 га особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Алтайская долина». Проект ее планировки также разработал Институт Генерального Москвы. Архитектурно-планировочная структура проектируемой территории зиждется на композиционном взаимодействии искусственного озера и искусственных островов (полуостровов) с гостиничными комплексами. Острова являются главными планировочными элементами всей туристской зоны «Алтайская долина». Их архитектурно-планировочная задача состояла в создании на каждом острове относительно самостоятельных по функции и выразительных по архитектурному образу туристско-рекреационных комплексов, которые объединены между собой визуальными связями и тем самым формируют единый ансамбль. Структура застройки всех островов подобна (гостиничные комплексы разной емкости и разного стандарта, а также объекты рекреационного обслуживания - как встроенные, интегрированные с гостиницами, так и отдельно стоящие). Вместе с тем застройка и северного, и центрального, и южного островов имеет свои индивидуальные архитектурные стилевые признаки. Для зимней рекреации в «Алтайской долине» проект предусматривает три горнолыжных спуска с подъемниками. Круглогодичный аквапарк, плавательный бассейн и каток туристского центра вкупе с набором курортных и развлекательных услуг должны обеспечить посещаемость «Алтайской долины» в течение всего года. Общая проектная емкость гостиничных мест - 3500, численность обслуживающего персонала составит 1360 человек. Срок реализации проекта - 2008-2013 годы.

+   +   +

Развитие реального сектора экономики в России стимулировало движение инвестиций в регионы, и прежде всего в крупные города. Один из них - Нижний Новгород, являющийся сегодня важнейшим градостроительным центром Поволжья и Нижегородской области с населением 13 млн. жителей. К настоящему времени в Нижнем Новгороде накопилось множество проблем как с охраной историко-культурного наследия в историческом городском ядре, так и с реформированием промышленных территорий в заречной части. Эти проблемы усугубляются сложностью рельефа и большим количеством деревень и дачных ареалов, разбросанных по городу.

Институт Генерального плана Москвы завершает разработку генплана Нижнего Новгорода и проект планировки его центральной части. Принцип подхода тот же: состав и содержание градостроительных документов должны соответствовать задачам проектов.

В качестве основной цели градостроительного планирования Нижнего Новгорода было принято обеспечение его конкурентоспособности как на российском (крупнейшие города Поволжья), так и на международном уровне. В генеральном плане рассматривались все предпосылки повышения социально-экономического и градостроительного потенциала Нижнего Новгорода. Наибольшие усилия планируется направить на повышение качества городской среды. Новая философия развития должна была преодолеть комплекс города-для-производства, заменив его концепцией города-для-жизни, где абсолютной ценностью становится возрождение исторической среды и наполняемые новым содержанием общественные пространства. Пример разработки градостроительной документации для Нижнего Новгорода убедительно подтверждает мысли Вальтера Гропиуса о необходимости искусства планирования в городах, нуждающихся в радикальной реконструкции. Недостаточно добиться баланса численности населения и количества рабочих мест по крупным планировочным единицам, осуществить необходимое функциональное зонирование территорий по видам застройки и использования. Существенно было выявить и закрепить проектом уникальные стратегические функциональные и композиционно-пространственные качества города и его исторического центра. Анализ планировочной структуры показал, что Нижний Новгород развивается одновременно по трем различным схемам. Трехлучевая линейная структура обусловлена «гео»- и «аква»- морфологией места. Полицентризм связан с формированием крупных промышленно-селитебных районов как самостоятельных «субгородов» внутри Нижнего Новгорода. Историческая кольцевая структура является пространственным выражением территориального роста Нижнего Новгорода как традиционного города. Проектное решение генерального плана состоит в интеграции указанных трех схем в рамках единой функционально-планировочной структуры, что обеспечит устойчивость и гибкость перспективного развития.

В рамках проекта планировки разрабатывалась и стратегия защиты исторического центра Нижнего Новгорода от чрезмерной урбанизации. Идея состояла в размещении крупных новых деловых и общественных комплексов за границами центрального района в перспективных транспортных узлах.

Пространственная композиция центра определялась тремя композиционными метафорами - «город-картина», «город-лучей», «город-гора», изначально уходящими своими корнями в онтологию места. Эти метафоры должны обеспечить органическое соединение сложившейся исторической среды городского ядра и перспективной застройки центра. В целях реализации стратегических композиционных качеств последнего и охраны историко-культурного наследия была разработана система регламентов для охранных зон, совместимая с системой градостроительных регламентов застройки новых кварталов и районов. Все это позволит частным инвесторам стать соавторами глобальной композиции города, а управление процессом городского развития сделать более прозрачным.