Уроки реставрации

У «Пекина» прибавится звезд
Б. Х. Бухарина

Русская линия

№ 5 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

А. М. Младковская
«Московская Швейцария»

Е. Н. Боровик
Система перехватывающих стоянок в Москве: проблемы и перспективы

Н. Г. Егоров
С чего начинается фасад

И. Н. Сергеев
Мил ли вид от Миловиды?

И. И. Магер
Добрые Ангелы Мира

Б. Х. Бухарина
У «Пекина» прибавится звезд

Н. Г. Сербовеликов
«Архимед»: новые проекты

Т. Н. Самохина
Союз зодчих: эпоха становления

В. А. Резвин
Через Марьину рощу в Останкино

Тала Никитина
Молодые архитекторы России на Байкале

 

В 1956 году в Москве на Большой Садовой улице открылась гостиница «Пекин». Проект разрабатывался известным архитектором Дмитрием Чечулиным в 1940-1941 годах; строительство продолжалось более десяти лет. Окруженный старомосковскими зданиями, многоэтажный «Пекин» стал архитектурной доминантой площади Маяковского.

6a.jpg (53423 bytes)

Гостиница условно делится на три части. Южная ориентирована на Большую Садовую улицу, восточная - на 2-ю Брестскую, а объединяет их центральный высотный объем, который тремя уступчатыми ярусами возносится над всем комплексом, придавая ему торжественность и стройность. Если протяженные 7-этажные фасады украшены лишь эркерами и венчающим карнизом с балюстрадой, то фасады центральной части декорированы значительно сильнее: барельефы в виде панно, полуколонны, скульптуры, пинакли на балюстрадах... Завершает композицию шпиль. Гостиница и сегодня воспринимается как единое целое с рядом зданий на Большой Садовой благодаря ритмически повторяющимся архитектурным элементам, аркам ворот, а завершающая линию домов высокая башня подчеркивает цельность восприятия.

Сегодня некогда престижная гостиница нуждается в реставрации. Тем более что находится она в одном из наиболее оживленных центральных районов города, где огромное количество исторических объектов, памятников архитектуры, музеев, выставочных залов, кафе, ресторанов, магазинов всемирно известных торговых марок.

- Здание в самом деле необыкновенное, - говорит член-корреспондент Академии архитектурного наследия Александр Николаевич Флоренцев. - Есть, конечно, более высокие и, может быть, более масштабные, но по стилю, по интерьерам, по местоположению, по доминирующей роли на площади - это одно из лучших произведений сталинской архитектуры, для которой было характерно как раз эклектическое смешение античной классики и нового пафоса. Дмитрий Чечулин умудрился гармонично вписать в классическую архитектуру советскую символику, которая здесь нисколько не раздражает - наоборот, воспринимается, как атрибут высокого искусства. Для реставраторов данный объект - очень значимая работа: всегда интересно соприкоснуться с шедевром.

Изначально гостиница «Пекин» строилась как ведомственная для органов госбезопасности и внутренних дел. Именно этим можно объяснить скудость дошедшей до нас информации о ее проектировании и строительстве.

- Мы хотим успокоить москвичей: гостиница останется прежней, - заверяет главный архитектор проектов «ПСК Новый город» Александр Валентинович Симченко. - Дмитрий Чечулин - замечательный мастер еще дореволюционной школы, и изменять что-то в его архитектуре, в его интерьерах - бессмысленно. Наша задача как раз максимально возродить тот дух, который был при нем, а не создавать новодел.
Плафон
Между тем спустя полвека многое в интерьерах гостиницы требует реставрации - паркет, световые приборы, элементы декора, оконная столярка, искусственный мрамор... У реставраторов есть понятие - «замылено». Это когда не просматриваются детали декора - например, под многолетними наслоениями масляной краски, которую надо снимать. «Замылены» и колонны на первом этаже вестибюля, грубо оштукатуренные и покрашенные под камень с нарушением колористического паспорта. Все перечисленное предстоит исправить.

В реставрации нуждаются элементы из бетона, подвергающиеся постоянному воздействию внешней среды, скульптуры. Фасады сейчас выкрашены в желтый цвет. Но так было не всегда. Это - уже следы ремонтов 1960-1970-х и с 1990-2000 -х годов. Сделав пробы, технологи увидели под несколькими слоями краски изначальные бежево-коричневые тона и дали соответствующие рекомендации.

А вот часы на башне, за которыми тщательно следят, время показывают по-прежнему исправно. Но опытный часовщик их все-таки посмотрит.

- Мы хотим максимально сохранить и фасады, и интерьеры, - подчеркивает А. Н. Флоренцев, - не считая себя вправе нарушать исторический облик здания ни снаружи, ни внутри. Как реставраторам нам приходится бороться за каждый памятник и здесь мы с инспекторами Москомнаследия - союзники. Если же у заказчика появляются «крамольные» идеи, мы обязаны отстоять сооружение. К счастью, в случае с «Пекином» между проектировщиками, архитекторами, заказчиком и инвесторами установилось полное взаимопонимание.

Сложность, однако, заключается в том, что к гостинице сегодня предъявляются совсем другие требования, чем полвека назад, действуют другие нормы - санитарные, противопожарные и так далее, диктующие решения, порой вступающие в противоречие со стремлением сохранить памятник в первозданном виде.

- В целях повышения звездности отеля группа архитекторов занималась проектом приспособления «Пекина» к современным условиям, правилам и нормам, - рассказывает А. В. Симченко. - Чтобы открыть, например, на самом верху здания кафе (оно было здесь раньше), нужны аварийные выходы, лестницы и так далее. Сейчас группа, закончив работу, согласовывает свои предложения. Мы пытаемся ничего не нарушить, сохранить чистую светлую архитектуру, вписавшись в прежние объемы. Поэтому проект приспособления достаточно сложен и требует огромного количества согласований. Тем временем мы выпустили обмерные чертежи и сделали эскизный проект. Все материалы рассмотрит совет Москомнаследия, а затем мы начнем выпуск рабочей документации.

Заказчик, понимая уникальность объекта, дал проектировщикам возможность провести тщательное исследование, не ставя жестких ограничений по срокам. За четыре месяца здание изучили досконально. Режим эксплуатации здесь был щадящим, бережным, так что в процессе обмеров и исследований обнаружились лепные карнизы и потолочные розетки, дубовые паркетные полы «в елочку», мебель 1950-х годов, малые формы, привезенные когда-то из Китая, роспись и барельефы, предметы декоративно-прикладного искусства, светильники из бронзы... Многое из этого стараниями администрации гостиницы уже отреставрировано. Реставраторы отмечают, что им работается легко, так как достигнуто полное взаимопонимание с гостиничным руководством, тоже заинтересованном в сохранении исторического здания.

Работы предполагается вести скорее всего поэтапно - отдельными крыльями или даже этажами, чтобы отель в целом продолжал функционировать.

Проект реставрации гостиницы «Пекин» можно назвать примером совокупного подхода к решению градостроительных задач. В историческом центре города появится многофункциональный деловой комплекс общей площадью более 127 тыс. м2. Здание органично впишется в общую концепцию застройки. При этом классность отеля возрастет до четырех или даже пяти звезд.

Что же будет представлять из себя новый гостинично-офисный комплекс «Пекин»? Кроме существующей одноименной гостиницы, в него войдут офисы, апарт-отель со свободной планировкой, торговые площади. По существу, мы получим квартальную застройку в историческом центре Москвы. За счет апарт-отеля число гостиничных мест увеличится примерно вдвое.

Новое строительство развернется на площади в 1,73 га. Сейчас уже частично снесены сооружения и здания, расположенные за гостиницей. Там разместится современный бизнес-центр, состоящий из двух зданий. По своей этажности не превысит памятник архитектуры. Предполагается использование подземного пространства (автостоянка на тысячу с лишним машин). В целом работы по сооружению гостинично-офисного комплекса «Пекин» должны завершиться в 2010 году. Непосредственно же реставрация гостиницы «Пекин» запланирована на 2008-2009 годы.