Вернисажи, конкурсы, проекты

Молодые архитекторы России на Байкале
Тала Никитина

Русская линия

№ 5 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №5


Содержание номера:

А. М. Младковская
«Московская Швейцария»

Е. Н. Боровик
Система перехватывающих стоянок в Москве: проблемы и перспективы

Н. Г. Егоров
С чего начинается фасад

И. Н. Сергеев
Мил ли вид от Миловиды?

И. И. Магер
Добрые Ангелы Мира

Б. Х. Бухарина
У «Пекина» прибавится звезд

Н. Г. Сербовеликов
«Архимед»: новые проекты

Т. Н. Самохина
Союз зодчих: эпоха становления

В. А. Резвин
Через Марьину рощу в Останкино

Тала Никитина
Молодые архитекторы России на Байкале

 

Молодежное объединение Союза московских архитекторов по инициативе и при участии мастерской А. Асадова провело очередную яркую акцию. С 14 по 22 июня на Ольхоне, самом большом острове озера Байкал, прошел очередной международный фестиваль молодых российских зодчих «Шаман-город». Он стал пятым в проекте «Города». Впервые его участники рискнули забраться в столь отдаленный район. Всего за три дня на Ольхоне возник целый город из 50 объектов. Активность, проявленная молодыми архитекторами, превзошла самые смелые ожидания организаторов: строить «Шаман-город» приехали почти 600 человек. Местная турбаза не справлялась с таким неожиданным и редким для этих мест единовременным наплывом народа, и архитекторы с удовольствием жили в палатках.

«Шаман-город» - мероприятие во многом уникальное. Это единственный молодежный архитектурный фестиваль. Во-первых, он проходит вне традиционных пафосных площадок, в местах, стимулирующих творческий поиск. Для молодых кадров ведущих архитектурных мастерских и выпускников профильных вузов это - не просто романтическое приключение на свежем воздухе. Оказавшись на «собственном» творческом поле, они сами становятся центром внимания, в то время как обыкновенно пребывают в тени архитектурных звезд и своих руководителей. Во-вторых, это «реальный» концептуальный фестиваль. Несмотря на его концептуальность, все заявленные проекты архитекторы воплощают здесь в материале своими руками, получая возможность убедиться, что даже самые смелые идеи могут стать реальностью, и доказывая - прежде всего самим себе - жизнеспособность своего креатива. В-третьих, на Ольхоне объекты реализуются в цельной архитектурной среде. Хотя фестиваль и не накладывает на участников никаких ограничений, при строительстве объектов возникает именно город - цельная архитектурная среда. В процессе стройки архитекторы учатся взаимодействовать, работать в ограниченных пространствах и неожиданных соседствах.

Все вышеописанное ясно продемонстрировало две тенденции, характерные для молодого российского зодчества: в отношении креатива и профессионализма наши архитекторы поднялись на вполне достойный уровень и горят желанием воплощать свои идеи. Практически каждая из представленных работ была не просто оригинальной и подчас довольно сложной в исполнении, но основывалась на сложной философской концепции. Участники серьезно подошли к заявленной теме - «Город шаманов»; многие основательно изучили шаманизм, чтобы включить в проекты элементы этой культуры. Ряд команд создали сложные архитектурные постройки с элементами перфоманса – световыми и драматическими шоу, в которых использовались сила ветра и солнце. Например, группа «Дети Иофана» перед своей «Аркой» устроила театрализованное представление. На других объектах можно было гадать (так работал шаманский ретранслятор «Истышур» команды мастерской Сергея Киселева), медитировать или даже «изменять себя». Последнюю возможность предложил проект «Место для измены» команды «Любовники». Кроме того, на Ольхоне появились шаманский олень, место для камлания и даже шаманский туалет.

Вместе с тем, фестиваль показал: архитекторы готовы и жаждут сплочения - выяснилось, что иных возможностей творчески общаться у российской архитектурной молодежи просто нет. А ведь те, кто сегодня строит «Шаман-город», через 10-20 лет будут определять архитектурный облик реальных городов, так что начать чувствовать себя единым сообществом крайне важно для них именно сейчас. Начавшись как небольшая творческая акция, фестиваль «Города» разросся до масштабов целого движения. В его рамках сегодня стартуют местные региональные инициативы, которые станут отборочными этапами для желающих строить очередной концептуальный «Город».

Самые удачные работы на Ольхоне решено сохранить, образовав музей под открытым небом, где будут проходить другие творческие слеты. За счет «фантазий» архитекторов выиграли и местные турбазы: часть объектов станут туристическими достопримечательностями.

Одна из возможных площадок для следующего (зимнего) фестиваля из серии «Города» - Ярославль, признанный «официальной столицей» масленицы. Организаторы - архитектурная мастерская А. Асадова (Москва) и Союз московских архитекторов - приглашают к сотрудничеству всех, кто готов принять участие в молодежном архитектурном движении России. Подробная информация - на сайте www.asadov.ru.