Храм, о котором пойдет речь, возведен в 1789 году и
находится в поселке Быково Раменского района
Московской области. От Москвы недалеко, но путь к
нему многотруден, ибо прямого и удобного
подъезда нет. Добираются сюда разве только те,
кто по-настоящему ценит старое храмозодчество.
Быковский же храм удивителен по своей
архитектонике и загадочен в своем «происхождении».
Он двухэтажный; верхняя церковь посвящена
Владимирской иконе Божией Матери, нижняя –
теплая, ныне действующая – Рождеству Христову.
Здание кирпичное, облицовано снаружи белым
камнем. По оригинальности проектного решения и
разработке архитектурных форм памятник
уникален. Правда, его принято относить к так
называемой «псевдоготике», или к «ложной
русской готике», или «неоготике», но,
разумеется, подобные определения не исчерпывают
всех особенностей постройки, не имеющей прямых
аналогий в российском зодчестве.
Быковская усадьба сложилась в целостный
комплекс к концу XVIII века, когда имением владел
Михаил Михайлович Измайлов (1719–1800). Многие годы
он возглавлял Кремлевскую экспедицию дворцовых
строений, короткое время занимал посты
главнокомандующего и начальствующего
гражданской частью в Москве и губернии. У
Екатерины II Измайло был в чести, с воцарением же
Павла I «за старостию и
слабостию здоровья» его
отправили в отставку.
Многие исследователи считают создателем
Быковской усадьбы и церкви знаменитого зодчего
Василия Ивановича Баженова. В 1767-1775 годах он
работал над перестройкой (в итоге не
осуществленной) Московского Кремля, где
собирался проложить новые улицы, выходящие на
обширную площадь, и воздвигнуть грандиозный
дворец, в 1775-1785-х - возводил дворцовый ансамбль в
Царицыно (также им не законченный). Оба проекта
непосредственно «курировал» М. М. Измайлов. Отсюда и
предположение: почему бы Баженову было не
построить заодно и усадебный комплекс для своего
начальника? Однако житейская логичность
подобного предположения не подкрепляется
никакими источниками. Да что там источники – с
первого взгляда видно: архитектоника
Владимирской церкви слишком отличается от
архитектоники всех известных баженовских
построек. Тем не менее, в многочисленных
буклетах, путеводителях, справочниках
относительно церкви в Быково без каких-либо
оговорок утверждается авторство В. И. Баженова –
взять хотя бы брошюру такого авторитета, как М. А.
Ильин1.
От первоначального ансамбля в усадьбе уцелел
лишь пейзажный парк с ротондальной беседкой и
интересующий нас храм. Утверждение, что
быковское имение проектировал один архитектор,
тоже весьма шатко. Беседка являет собой эталон
классицизма и «принадлежит к
лучшим образцам парковой архитектуры конца XVIII
века»2 (она наверняка
составляла единое стилевое целое с усадебным
домом) тогда как храм возведен в совершенно иных
формах. Между тем, Баженов со второй половины 1770-х
и в первой половине 1780-х вырабатывал свой
собственный стиль. Его искания далеко отстояли и
от академического классицизма, который он
исповедовал при строительстве Кремлевского
дворца, и от «готики» Быковского храма, что сразу
становится очевидным при сравнении последнего с
корпусами царицынского дворцового ансамбля.
Церковь отличается не только
сложными тектоническими решениями, но и
уникальностью планировки, в основе которой лежит
овал (эллипс). В России никогда не бывало овальных
в плане церквей – Быковская, пожалуй,
единственная. Да и в светских постройках
овальные залы до крайности редки.
Доводилось ли вам, уважаемый москвич, хоть бы
раз в жизни побывать в эллиптическом
пространстве? Вряд ли. Потому что здания с
овальными помещениями в Москве и ее окрестностях
(как, впрочем, и в других русских городах) можно
пересчитать по пальцам одной руки. Ну, например,
Дом-комод на Покровке, усадебные дома князя С. С.
Гагарина в Никольском-Гагарино (1774-1776),
архитектор И. Старов) и графа В. Г. Орлова в имении
Отрада (начат в 1774, архитекторы К. Бланк, Д.
Желярди, М. Быковский)…
Да, Баженов тоже не чуждался криволинейных
форм. Сохранился, в частности, выполненный им
проект Малого Полуциркульного дворца Екатерины
II в Царицыне с эллипсоидной залой (в наши дни его
наконец-то достроили), собирался он и собственный
дом возвести, где была овальная гостиная. Но
храмов с овальной планировкой зодчий никогда не
проектировал.
Вообще творчество В. И. Баженова являет собой
поразительный феномен в истории русской
архитектуры: не сохранилось ни одной «числящейся» за
ним постройки, которая дошла до нас в
первоначальном виде и которую с полной
достоверностью можно считать его созданием. Не
потому ли историки архитектуры с таким упорством
стремились и стремятся именно Баженову
приписать все уникальные здания конца XVIII –
начала XIX века?
Не избежал этой участи и Владимирский храм.
Между тем в его экстерьере слишком много
оригинальных особенностей. Фасад изобилует
вытянутыми стрельчатыми формами - удлиненным
остроконечным порталам вторят аналогичные окна,
аттики и проемы башен-колоколен. Храм
завершается куполом, окруженным множеством
шпилями-пинаклями; точно такие же высятся и над
башнями. Их многочисленность – еще одна
самобытная черта здания. Что же касается В. И.
Баженова, то он никогда не ставил на свои
постройки столько пинаклей.
Наиболее эффектен западный фасад,
фланкированный парными колокольнями и
украшенный открытой балюстрадой с широкой
изящно выгнутой двухмаршевой лестницей белого
камня. Подобных феерических лестниц наше
храмовое зодчество не знало ни тогда, ни потом.
Кажется, этот церемониальный, очерченный легким
парапетом всход ведет не в храм, а во дворец.
Кстати, столь знаменательная лестница
изначально не предусматривалась: она
отсутствует на проектном листе, находящемся в
Архитектурном музее, а также на эскизном чертеже
в Историческом музее. Листы сильно разнятся по
манере исполнения и, бесспорно, выполнены двумя
разными лицами, причем явно не В. И. Баженовым,
имевшим совсем иной графический почерк.
Когда-то Владимирскую церковь обильно украшала
скульптура, которая никогда не являлась
предметом специального изучения. Исследователи
даже не упоминают о ней. Однако ее запечатлела
сохранившаяся акварель архитектора А. Н.
Бакарева (1804)3. Между окон по западной стене
трапезной высятся четыре фигуры – их можно
отождествить с четырьмя евангелистами. На
фронтоне над центральным порталом помещен
барельеф Спаса Смоленского, что кажется
странным, ибо, по церковным канонам, над западным
входом должно быть изображение, соответствующее
посвящению храма (в данном случае - Владимирская
икона Божией Матери). Скульптурный декор дошел до
нас в незначительной своей части: уцелели лишь
отдельные горельефные медальоны, но они до сих
пор не атрибутированы, и кто на них изображен –
мы не знаем.
Осталось упомянуть отдельно стоящую
колокольню. Про нее мало что известно.
Предположительно она относится к середине XIX
века и сооружена по проекту И. Т. Таманского в
стилевом подражании храму.
Итак, вопрос об авторстве Быковского памятника
до сих пор остается открытым. Ответ на него,
возможно, могли бы дать архивные документы
Кремлевской экспедиции дворцовых строений, но
они погибли в 1812 году. Крайне мало осталось и
письменных свидетельств о В. И. Баженове. Все это
порождает догадки и домыслы, превращающиеся со
временем в метафакты. Между тем храм настолько
нетривиален и не подходит ни под какие ранжиры,
что его нельзя даже гипотетически отнести к
творчеству какого-либо определенного
архитектора. Заморский гастролер? Не похоже.
Никто из иностранцев, работавших в то время в
России, ничего подобного не создавал. Или некий
маэстро однажды прибыл в Россию с тем, чтобы
построить одну единственную церковь и тут же
уехал, не оставив по себе никаких следов? Но так
не бывает.
Сохранившиеся проектные листы Быковского
храма (неподписные и недатированные), как уже
говорилось, выполнены разными лицами. Значит,
речь может вестись о нескольких авторах?
Первоначальный проект составил один архитектор,
а строительство осуществлял другой, вносивший
изменения и дополнения по ходу дела. Подобная
практика была широко распространена в ту эпоху.
Тогда кто они? И вновь мы попадаем в область
загадок и гипотез.
На искомую роль подходит, к примеру, Матвей
Казаков, ученик и сподвижник Баженова. Казаков
имел свою архитектурную команду – вот и
объяснение различия почерков на чертежных
листах. А. И. Михайлов – крупнейший исследователь
творчества В. И. Баженова - находил в декоре
Быковского храма мотивы, заставляющие вспомнить
Царицынский и Петровский дворцы М. Ф. Казакова, а
также приписываемые этому зодчему церкви в
Петровском-Алабине и на Гороховом поле. «Все это не позволяет отнести
церковь в Быково к произведениям Баженова,
прежде чем не будет проведено тщательное
сопоставление ее форм с творчеством Казакова»4. Между прочим, предположение об
авторстве Казакова еще в 1930-х годах, задолго до А.
И. Михайлова, высказывал Алексей Гречь в своей
книге «Венок усадьбам», написанной в Соловецком лагере и
увидевшей свет лишь недавно5. Однако историки
архитектуры последующего поколения
сколько-нибудь углубленного изучения быковского
памятника так и не предприняли, и на сегодняшний
день однозначно атрибутировать его нельзя. Храм
– загадочный, исполненный удивительной гармонии
и красоты, и притом не признанный, не вошедший в
анналы, - продолжает стоять в стороне не только от
Новорязанского шоссе, но и от магистрального
пути эволюции русского зодчества…
1. Ильин М. А. Баженов. М., 1954. С. 52-54.
2. Памятники архитектуры Московской области.
Каталог. Т. 2. М., 1975. С. 163.
3. Три века русской усадьбы. Живопись, графика,
фотография. Изобразительная летопись. XVII –
начало XX в. Альбом-каталог. М., 2004.
4. Михайлов А. И. Баженов. М., 1951. С. 188.
5. Гречь А.Н. Венок усадьбам // Памятники
Отечества. Вып. 32. 1995. С.169.