Зодчий и время

Юрий Васильевич Юров. К 80-летию со дня рождения
М. В. Евсеева, член Союза архитекторов России

Русская линия

№ 1 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

Первый заместитель Мэра Москвы В. И. Ресин
Нам по силам решение самых сложных задач

В.Коршунов, О.Ким
Утраченные дворцовые постройки в Царицыне

А.Крашенинников, М.Евстешин
Траугот Яковлевич Бардт (1873-1942)

Н.Пономаренко, Л.Егорова
Некоторые проблемы реабилитации территорий природного комплекса Москвы

Н.Никонов
Еще раз об особенностях проектирования и строительства уникальных сооружений (ГУ Центр «Энлаком»)

Беседа Марианны Евгеньевны Маевской с заслуженным архитектором России Павлом Юрьевичем Андеевым

М.Евсеева
Юрий Васильевич Юров. К 80-летию со дня рождения

Ю. А. Пелевин
Храм-загадка

В. А. Резвин
Вокруг Арбатской площади

Аль-Мухейр Мохаммед
Современное состояние торговых комплексов Йемена

 

Юрий Васильевич ЮровЗа последние 15 лет заметно преобразились жилые районы Юго-Восточного административного округа Москвы - Жулебино, Марьинский парк, Кузьминки. С возведением индивидуальных высотных зданий изменился облик Волгоградского и Рязанского проспектов. На территории округа выросли уникальные общественные комплексы – в их числе Московский областной дом искусств (МОДИ) в Кузьминках, детская школа искусств имени М. А. Балакирева в Выхино, современные учебные заведения и поликлиники, крупные фирменные магазины. Во всем этом большая заслуга коллектива проектировщиков мастерской № 8 ОАО «Моспроект», которой в течение 27 лет руководил заслуженный архитектор России, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, лауреат премии Совета Министров СССР, обладатель множества других почетных наград и званий Юрий Васильевич Юров (1926-2005).

Он ушел из жизни внезапно, в солидном возрасте, но на пике творческой деятельности, до последней минуты отдавая ей все свои силы и талант. Над чем бы Юрий Васильевич ни работал, он неизменно стремился создать для людей оптимальную среду обитания, радующую глаз и греющую душу. Последняя «архитектурная эпопея», в которой его творческий коллектив оставил столь яркий след, – проектирование района «Марьинский парк» (авторы градостроительной концепции: главный архитектор Москвы А. В. Кузьмин, В. В. Стейскал и Ю. В. Юров (ОАО «Моспроект»), В. П. Коротаев (НИиПИ Генплана Москвы), Ю. П. Григорьев (ГУП «МНИИТЭП»). Здесь со всей наглядностью продемонстрированы самые современные градостроительные приемы – комфортные жилые дома, широкие улицы, совершенная социальная, инженерная и транспортная инфраструктура.

Это была поистине грандиозная стройка. По словам Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города В. И. Ресина, «Марьинский парк» стал первым крупным районом столицы, планировка и застройка которого велась комплексно, согласно нормативам, заложенным в новый Генплан. <…> При этом строительство объектов социального и культурного назначения здесь велось опережающими темпами. Жители новых домов сразу были обеспечены школами и поликлиниками».Московский областной дом искусств в Кузьминках.

На сегодняшний день в Марьино построено более 5 млн. м2 жилья. Каждый микрорайон имеет свое «лицо». Грамотно спланированные кварталы разноэтажных домов гармонично сочетают в себе все основные индустриальные серии, выпускаемые домостроительными комбинатами. Роль архитектурных доминант играют высотные жилые башни, имеющие оригинальные чашеобразные формы кровель. Следует особо отметить удачные колористические решения. На насыпных грунтах в разных частях района разбито четыре крупных парка, во дворах зазеленели скверы. Рядом со станцией метро «Марьино» возведена церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» - один из самых больших и красивых новых храмов столицы. Построены деловой центр, три многоярусных гаража, два физкультурно-оздоровительных комплекса, плавательный бассейн. Облагорожена набережная.

Ю. В. Юров писал: «Долгое время эта территория была занята городскими полями фильтрации. Ил удаляли бульдозерами, засыпали песком. Отсюда было вывезено 10 млн. кубометров илового осадка и завезено 16 млн. кубометров чистого грунта. В 1991 году началось проектирование застройки. Особенности структуры района – улицы ведут к реке в целях естественной вентиляции, а между ними – зеленые пространства. В центре – круг диаметром 400 м – теперь это спортивная зона».

Перед создателями нового района стояла задача: строить красиво, разнообразно, но недорого и на основе массовых серий МНИИТЭПа и «Моспроекта». В 1993 году были сданы первые дома 2-го микрорайона, а через одиннадцать лет завершились работы в 14-м, последнем микрорайоне. Юго-восток столицы перестал быть нежилым уныло-промышленным краем города.

В 1993 году начал функционировать Московский областной дом искусств (авторский коллектив: архитекторы Ю. В. Юров (руководитель), В. А. Воробьев, В. А. Синицына, инженеры В. М. Павлов, М. С. Алексеев, В. П. Трошин). Это уникальное здание стало важным градостроительным узлом, организовавшим окружающую застройку. Два зрительных зала (на 860 и 240 мест), множество артистических и подсобных помещений, оснащенных по последнему слову техники, роскошный вестибюль с хрустальными люстрами и мраморным полом, торжественная лестница, парадное фойе на втором этаже… Основной зрительный зал выдержан в золотисто-белой гамме и обладает совершенной акустикой. Стены отделаны фосфогипсовыми плитами, получаемыми из отходов Воскресенского химкомбината. Да, именно так: при сооружении МОДИ использовались исключительно отечественные материалы, поступавшие в основном из Подмосковья (Озерское месторождение, Сергиев Посад, Истра, Люберцы). Люстры и бра изготовлены на Московском светотехническом заводе. Кстати, для Большого зала они создавались по авторским эскизам Ю. В. Юрова.Марьинский парк

Избежав шаблонных решений, зодчие создали здание-скульптуру, интересное для обозрения со всех сторон. Сочетание белого камня с кирпичом и зубчатые формы навеяны, по словам Юрова, архитектурой царицынского ансамбля и церковью Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. Особенно красив театр вечером, благодаря искусной подсветке. Перед входом поставлены две своеобразные «яблони»: кирпичные стволы и «гроздья» светильников. Неповторимый эффект порождается контрастом широких окон вестибюля и вертикальных окон фойе второго этажа. Здание в целом представляет собой воплощенное торжество свободы, света, легкости…

С появлением Дома искусств в Кузьминках Московская область получила наконец свой первоклассный театр, где выступают знаменитые коллективы и исполнители, а жители ЮВАО - значимый очаг культуры.

+ + +

В заключение скажем немного о Юрии Васильевиче как о человеке. Он родился в 1926 году. В 1952-м окончил Московский архитектурный институт и с тех пор проработал в «Моспроекте» 53 года, 27 из которых, как уже говорилось, возглавлял мастерскую № 8 – коллектив, где трудились более 100 человек. Под его непосредственным руководством в разные годы были построены Дворец пионеров в Люблинском районе, обширные кварталы Кузьминок, Южного Бутова, Люблино, Жулебина, Выхина и Марьинского парка, индивидуальные жилые дома по улице Зеленодольской, по Волгоградскому проспекту, в Текстильщиках, на улицах Юных Ленинцев и Гурьянова в Печатниках, комплекс учебных зданий Государственного университета управления в Выхино, 25-этажное здание гостиницы на Рязанском проспекте. Архитекторы мастерской № 8 проектировали индивидуальную застройку, сформировавшую площадь Крестьянской заставы.Памятник С. А. Есенину в Кузьминках

Ю. В. Юров восстанавливал разрушенный после землетрясения Ташкент, строил город Тынду, участвовал в авторском коллективе создателей посольств Румынии, Швеции и Кувейта в Москве. Как говорит жена архитектора И. И. Юрова, его неукротимая творческая деятельность не иссякала даже дома: в кабинете всегда стояла доска с чертежом проектируемого в данный момент объекта. На протяжении нескольких лет он каждую субботу объезжал свои стройки в составе группы под руководством В. И. Ресина. Коллеги в один голос утверждают, что он был чрезвычайно талантливым зодчим и богато одаренным во многих других отношениях личностью. Эта одаренность проявилась и в потомках: дочь Ю. В. Юрова О. Ю. Юрова-Алексеева окончила МАрхИ и работает главным инженером проекта в «Моспроекте-2», внук Константин унаследовал от деда его незаурядные музыкальные способности и учится в Московской консерватории.

Ю. В. Юров оставил также много прекрасных живописных работ. Вместе со скульптором В. Цигалем он работал над памятником С. А. Есенину на Есенинском бульваре.

Юрий Васильевич любил людей, создавал для них жизнерадостную архитектуру, и за это москвичи навсегда сохранят о нем светлую память.