История места

Вокруг Патриарших прудов
В. А. Соловьев, архитектор

Русская линия

№ 4 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №4


Содержание номера:

С. Д. Омельченко
Некоторые аспекты кадровой политики московского Стройкомплекса

Е. В. Фейгина, архитектор
Конструктивные особенности высотных зданий

Я. Ш. Каждан, кандидат исторических наук
Иннокентий Дмитриевич Мельчаков

В. Л. Беляев
Проблемы территориального развития российских мегаполисов

М. Е. Маевская, архитектор
Дом, который построил Джек...

В. А. Соловьев, архитектор
Вокруг Патриарших прудов


"Ангелом и Богом отмеченный..."
К 80-летию со дня рождения Владимира Вениаминовича Милашевского

Е. Ю. Михелева
"Архитектурная сказка" М. Ф. Казакова

М. В. Шубенков, профессор МАрхИ
Скрытая структура архитектуры

 

Патриаршие пруды зимойВ этой статье речь пойдет об истории и проблемах удивительного уголка московского центра - района, некогда называвшегося Бронной слободой. Его улицы и переулки переживают непростое время. Трудно сказать, удастся ли этому месту, где главными являются Большая и Малая Бронные улицы, сохранить свое лицо.

Сытинский переулок. Его название не имеет отношения к книгоиздателю Ивану Дмитриевичу Сытину. По игре случая тут располагалось родовое гнездо совсем других Сытиных. На участке, принадлежавшем капралу лейб-гвардии Измайловского полка П. Н. Сытину, его сын, бригадир Андрей Петрович, строит в 1806 году небольшую городскую усадьбу, которая пережила опустошительный пожар в 1812-го. Известно, что после пожара на Тверской сохранилось только двенадцать домов, а на бульварах от Тверской до Покровки выгорела вся правая (внутренняя) сторона, но деревянный сытинский особняк уцелел. Сегодня, после реставрации, главный дом сытинской усадьбы - подлинное украшение старых Палашей.

В конце XIX века владельцем особняка стал купец И. М. Дмитриев, который на месте одного из боковых флигелей выстроил четырехэтажный доходный дом в стиле модного тогда московского модерна. После революции квартиры этого дома превратились в обычные коммуналки, а в первом этаже разместилась аптека. Несколько лет назад предприниматели Ю. А. Музыченко и С. А. Корчмидт приобрели обветшавший дом и провели его реконструкцию по проекту, разработанному бюро под руководством архитектора Образцова. По окончании строительных работ в 2002 году в доме появились элитные квартиры, причем на верхних этажах - двухуровневые. С эксплуатируемой кровли открывается превосходный вид...

Интересна и поучительна судьба соседнего Богословского переулка, который преобразился буквально на наших глазах. В результате реконструкции, предпринятой двадцать лет назад, от старой застройки сохранились только два дома в начале и конце переулка. Небольшие мещанские домики на четной стороне были безжалостно снесены все до единого, а на их месте выросли два 8-этажных кирпичных корпуса вполне заурядной архитектуры, которые задали некогда уютному переулку новый уличный масштаб. Ширина его увеличилась почти вдвое, так как новые дома были отнесены от красной линии вглубь квартала на 20 метров. Меньше других изменился участок Богословского переулка за Большой Бронной, выходящий к Тверскому бульвару. Его украшением является построенный в 1652-1657 годах храм Иоанна Богослова в Бронной слободе. Это единственная сохранившаяся в районе церковь.

6b.jpg (32302 bytes)
Этот дом на углу Большого и Малого Козихинских
переулков еще не заселен

6c.jpg (31481 bytes)
Дом на углу Трехпрудного и Малого Козихинского
переулков. Архитектор Э.-Р. К. Нирнзее

Нынешний Богословский уже ничем не напоминает прежний переулок, и человек, давно здесь не бывавший, скорее всего его не узнает. Правда, большинство других окрестных переулков пока сохраняет специфический архитектурный облик и характер городской среды бывшей Бронной слободы.

В середине 1930-х годов в соответствии с планом реконструкции Москвы большие работы развернулись на Тверской. Улицу расширили почти в два раза. Ветхие дома сносили, а наиболее ценные передвигали. Покинул свое место и известный памятник раннего классицизма - монументальное здание глазной больницы. Дом развернули главным фасадом в Мамоновский переулок и передвинули на 80 метров. На освободившемся участке построили жилой дом по проекту архитектора А. К. Бурова. Разумеется, такая метаморфоза не прошла для памятника бесследно. Значительный уклон переулка продиктовал устройство цокольного этажа, на который и было поставлено здание. Завершают Мамоновский капитальные доходные дома и особняки конца позапрошлого века, придающие ему вполне столичный респектабельный облик.

6d.jpg (15325 bytes)
Так выглядит сегодня бывший дом-красавец
в Трехпрудном переулке

6e.jpg (13252 bytes)
Дом-«новосел» в Большом Палашевском переулке

Вид от начала Мамоновского переулка на дома, стоящие внизу, в Трехпрудном, богат разнообразием архитектурных тем. Центром этой глубокой перспективы является здание бывшей конторы типографии Левенсона, построенное по проекту Ф. О. Шехтеля в 1900 году. Прихотливая по силуэту многообъемная композиция нарядна и выразительна; высокая крутая кровля увенчана декоративной кованой решеткой изящного начертания; к боковому фасаду пристроены две разные по масштабу башни с остроконечными завершениями, явно рассчитанными на контурное восприятие. Зодчий, разумеется, не мог предположить, что спустя полвека эта перспектива зрительно обогатится еще одной выразительной деталью - шпилем высотного дома на площади Восстания (теперь вновь Кудринской). Эффект получился совершенно неожиданным: стройная башня высотки, как заключительный аккорд, завершает панораму, открывающуюся от начала Мамоновского переулка.

Трехпрудный. Здесь во владении с садом (№ 8) прошли детские годы Марины Ивановны Цветаевой. Переулок оставил глубокий след в ее памяти, и в стихах она не раз возвращалась к дому своего детства. Он был снесен более 70 лет назад, и на его месте возведено 4-этажное кирпичное здание, надстроенное в 1940-х годах. Архитектура надстройки решена в причудливом романско-мавританском стиле, что придало заурядному зданию романтическое звучание.

Самый высокий и необычный - дом под № 5 на углу Малого Козихинского переулка, сооруженный по проекту инженера Э.-Р. К. Нирнзее, строителя одного из первых московских небоскребов в Большом Гнездниковском. Его готические эркеры, башни и нависающие балконы невозможно рассмотреть вблизи - для этого надо отправиться в начало переулка.

Если пройти Трехпрудным до угла Ермолаевского, то можно увидеть небольшой коттедж с круглой башней, который спрятался за высокой оградой. Его фасады с мотивами английской готики облицованы светло-коричневой керамикой. Этот дом Ф. О. Шехтель построил для себя (сейчас здесь посольство Уругвая). Благодаря счастливому случаю в соседних переулках оказались еще две постройки выдающегося мастера.

Сердце района - Патриаршие пруды. Небольшой тихий сквер притаился невдалеке от места, где Малая Бронная улица впадает в русло Садового кольца. Обрамляющие его улицы и переулки как бы вычленили из застройки этот зеленый оазис и образовали естественную заповедную зону. Пространство вокруг пруда насыщено темными стволами лип, ажурным металлом оград, пунктирными рядами скамеек, чугунными торшерами фонарей. Цветники, детские площадки, скульптура и малые формы делают сквер любимым местом отдыха в любое время года.

6f.jpg (36648 bytes)
В этом доме на Малой Бронной улице
бывал Михаил Булгаков

6g.jpg (13795 bytes)
Книгопечатня Левенсона.
Архитектор Ф. О. Шехтель

 

6h.jpg (13757 bytes)
Церковь Иоанна Богослова в Бронной слободе

Удивительно масштабная застройка окаймляет сквер плотным прямоугольником. Трудно освободиться от ощущения, будто молчаливая стена домов сомкнулась, чтобы защитить этот островок от бурь и невзгод урбанизации. Большинство домов не выделяются какими-то архитектурными достоинствами и построены они в разное время, но их объединяет общая черта - точная масштабная соотнесенность с размерами сквера, которая делает весь этот уголок города единым архитектурным целым.

Напротив, на Малой Бронной, стоит дом в стиле московского модерна, сооруженный в 1912 году архитектором И. Г. Кондратенко. Здесь, у друзей Крешковых, часто бывал Михаил Булгаков. Отсюда, с высоты шестого этажа он, как на ладони, видел сквер и пруд.

Не так давно группе архитекторов поручили построить новый каменный павильон на берегу пруда. Деревянный павильон, возведенный в 1935 году архитектором Хазановым, обветшал. Когда его начали разбирать, жители окружающих домов задались вопросом: что построят? Все вздохнули с облегчением, когда увидели изящный павильон, по размерам и архитектуре напоминающий прежний, стоявший еще при Булгакове. Даже гипсовые барельефы со старого павильона были бережно сохранены и установлены на новом фасаде.

"Однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина..." Место это не случайно выбрано Булгаковым для завязки романа. Живший неподалеку, на Большой Садовой, писатель очень любил этот район Москвы, часто тут гулял; здесь жили многие его друзья и знакомые. Он чувствовал завораживающую ауру этого уголка города и сделал его местом, вокруг которого разворачиваются события в "Мастере и Маргарите".

Несколько лет назад московские власти решили поставить в сквере памятник Булгакову, совместив это деяние со строительством гаража под прудом. Москвичи однозначно восприняли сие действие как начало гибели Патриарших. Невиданное прежде единодушное выступление жителей района привело к тому, что решение отменили. Это была едва ли не первая победа граждан над самоуправством чиновников.

Сегодня ситуация в переулках вокруг Патриарших прудов и Малой Бронной далека от идиллической. Район облюбовали для так называемого элитного строительства, новые дома тут растут, извините за банальность, как грибы. Только за последние годы на этой сравнительно небольшой, плотно застроенной территории появилось семь многоэтажных зданий. Местные жители получают извещения, что их дома признаны аварийными. Для такого заключения необходимо, чтобы один из элементов конструкций имел износ более 60%. Поэтому в акте указывают износ перекрытий - 62%. Любой специалист понимает, что значат эти "липовые" два процента. Заключения о признании их домов аварийными жителям даже не показывают; старожилов района выживают не мытьем - так катаньем. Из района стали исчезать булочные и маленькие недорогие продовольственные магазины. Вместо них появились фургоны на колесах и супермаркет "Алые паруса". Это современный магазин, о котором можно сказать лишь одно: он не по карману многим, особенно пенсионерам, которых тут много.

6i.jpg (11964 bytes)
Супермаркет «Алые паруса» в Богословском переулке

6j.jpg (17019 bytes)
«Новые» формы торговли. Большой Козихинский переулок

Последний удар был нанесен недавно: снесли Палашевский рынок. Небольшой, уютный, он стал жертвой борьбы с подобными рынками, которую в последние годы ведут столичные власти. СМИ их бурно поддерживают. Видимо, кто-то искренне считает, что эти рынки можно заменить торговыми монстрами вроде того, что вырос на месте знаменитой московской Тишинки... Примечательно, что снесли Палашевский рынок молниеносно: на следующий день после закрытия экскаватор разрушил все его павильоны. Вероятно, бурная история с Патриаршими стала "уроком" для "сносителей"...

Центральный округ оказался парией среди других административных округов столицы, где москвичи могут требовать новую квартиру в своем микрорайоне, если их дом сносят. Старожилы Малой Бронной или Большого Козихинского переулка получают смотровые ордера в Южном Бутове...

Прогулку по старой Бронной слободе заканчиваем с чувством некоторой тревоги: что появится на небольших участках, где сегодня вовсю идут строительные работы? Смогут ли архитекторы согласовать новые здания с обликом и масштабом исторической застройки или равнодушно переступят через нее?