Зодчий и время

Иннокентий Дмитриевич Мельчаков
Я. Ш. Каждан, кандидат исторических наук

Русская линия

№ 4 за 2006  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

Архитектура и строительство Москвы №4


Содержание номера:

С. Д. Омельченко
Некоторые аспекты кадровой политики московского Стройкомплекса

Е. В. Фейгина, архитектор
Конструктивные особенности высотных зданий

Я. Ш. Каждан, кандидат исторических наук
Иннокентий Дмитриевич Мельчаков

В. Л. Беляев
Проблемы территориального развития российских мегаполисов

М. Е. Маевская, архитектор
Дом, который построил Джек...

В. А. Соловьев, архитектор
Вокруг Патриарших прудов


"Ангелом и Богом отмеченный..."
К 80-летию со дня рождения Владимира Вениаминовича Милашевского

Е. Ю. Михелева
"Архитектурная сказка" М. Ф. Казакова

М. В. Шубенков, профессор МАрхИ
Скрытая структура архитектуры

 


Иннокентий Дмитриевич МельчаковСреди зодчих, в творчестве которых военно-патриотическая тема заняла значительное место, был архитектор и художник, профессор Московского архитектурного института Иннокентий Дмитриевич Мельчаков. Мне не раз доводилось беседовать с ним, и неизменно поражала удивительная скромность этого человека, столь много успевшего сделать в профессии.

Он родился в Иркутске 8 февраля 1907 года, его детство и юность прошли в Сибири, где он и получил среднее образование. Рисованием увлекался с детства, что и определило выбор профессии.

В 1927 году Иннокентий Дмитриевич поступает в Иркутскую художественную студию к известному педагогу И. Л. Копылову и в 1930-м, получив звание художника-техника, отправляется в Ленинград. Архитектура северной столицы произвела на молодого человека неизгладимое впечатление. Позднее он вспоминал, что Ленинград ошеломил его...

Мельчаков становится студентом архитектурного отделения Академии художеств, а вскоре, после очередной реорганизации, это отделение было передано в Ленинградский институт инженеров коммунального хозяйства. За время учебы Иннокентию Дмитриевичу пришлось поработать в ряде проектных организаций Ленинграда - постигая тайны архитектуры, он не переставал заниматься рисунком. В 1933 году на выставке молодых художников Мельчаков впервые выставляет свои работы - архитектурные зарисовки Ленинграда, пейзажи, отличавшиеся мастерством, своеобразной техникой. К концу учебы он экспонирует уже более шестидесяти своих работ.

После успешного окончания вуза (тема дипломной работы - "Дома архитектора в Ленинграде") по ходатайству руководства института И. Д. Мельчаков был зачислен в Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР на основное отделение. В эти годы он принимает участие в различных конкурсах: в 1937 году создает проект памятника Героям стратосферы, премированный Академией архитектуры, проектирует станцию московского метрополитена в Измайлове. В ноябре 1938-го Мельчакова командировали в США для участия в строительстве Советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке. Вместе с художниками Е. Е. Лансере и А. М. Соловьевым он создавал интерьеры павильона, отражавшие достижения Советского Союза в народном хозяйстве. Задача, по словам самого И. Д. Мельчакова, стояла весьма сложная: необходимо было решать интерьеры, исходя не только из объемов предлагаемого пространства, - многообразная экспозиция диктовала определенные архитектурные формы.

В Америке архитектор выполнил множество рисунков - путевые наброски, зарисовки павильонов Франции, Японии, Бельгии и других стран. Многие из этих графических и акварельных работ экспонировались на персональной выставке Мельчакова в Доме архитектора в 1941 году. Впереди ожидало интересное будущее, однако все планы и замыслы пришлось отложить...

В первые же дни Великой Отечественной войны Иннокентий Дмитриевича направили на маскировку предприятий Москвы; по его проектам разрабатывалась охрана промзон в Чимкенте; он проектировал и строил огневые точки под городом Горьким... С того времени военно-патриотическая тема становится неизменной частью творчества архитектора.

В 1943 году И. Д. Мельчаков становится автором Пантеона партизанам, памятника генералу Гурьеву (причем, скульптурную группу выполняет самостоятельно), в 1944-м разрабатывает проекты триумфальных арок, братских могил. Вместе с архитектором Г. П. Гольцем он создает целую серию памятников и монументов, участвуя во Всесоюзных конкурсах. Одной из значительных работ Иннокентия Дмитриевича того периода стал проект мемориального комплекса Победы в нынешнем Калининграде (при участии С. С. Нанушьяна). После победы в конкурсе авторы выехали в Кенигсберг, чтобы непосредственно участвовать в реализации проекта. Мемориал был открыт 30 сентября 1945 года и стал одним из первых значительных памятников Великой Победы, реквиемом павшим Героям.

Были и другие значительные работы. Так, в 1948 году вместе с художником Рождественским И. Д. Мельчаков проектирует Павильона СССР на выставке Международной федерации женщин, в 1950-е годы участвует в созданиир триумфальных арок для Киева и Переяслава-Хмельницкого в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией.

В 1943 году началась педагогическая деятельность Иннокентия Дмитриевича, продолжавшаяся до самой его кончины. По приглашению академика архитектуры И. В. Жолтовского он пришел в Московский архитектурный институт сначала на должность старшего преподавателя, затем доцента, профессора. Под его руководством студенты разрабатывали проекты памятников, посвященных знаменательным событиям: "Рубеж славы" под Москвой, морякам-подводникам. Эта традиция продолжается и сегодня: студенты первых и вторых курсов в канун знаменательных дат выполняют подобные задания.

Одновременно с педагогической и административной работой профессор И. Д. Мельчаков продолжал заниматься творчеством: в соавторстве с Н. Я. Колли разработал проект могилы М. И. Калинина у Кремлевской стены, памятник генералу А. А. Брусилову, колонну в есть исторических побед Красной Армии (два варианта хранятся в музее имени А. Щусева) и так далее.

Разносторонний талант И. Д. Мельчакова проявился в проектировании объектов гражданского строительства - это окружная автострада с центрами обслуживания, строительство 10-этажного дома на Ленинградском шоссе, чугунная ограда для Химкинского речного порта, плафоны для Кремля, ансамбль главного входа на ВДНХ (ныне ВВЦ), выполненный в классическом стиле. (Мельчаков вообще был убежден: в основе творчества зодчего должно лежать глубокое изучение классического наследия, что позволит добиться гармонии и красоты пропорций в архитектуре). Это сооружение поражает воображение и поныне. Несмотря на грандиозные размеры, оно оставляет впечатление легкости, элегантности - за счет точно выверенных пропорций всех элементов. Заметим, что здесь Иннокентий Дмитриевич выступил не только как автор проекта, но и самостоятельно выполнил скульптурные группы, внося при необходимости те или иные изменения. Такое отношение к делу весьма характерно для Мельчакова.

Главный вход на ВДНХ стал визитной карточкой страны, сам же проект был отмечен Золотой и Бронзовой медалями ВДНХ (заметим, что, кроме входа, Иннокентий Дмитриевич принимал участие и в разработке павильонов Прибалтийских республик). Эти же идеи классицизма нашли отражение и в проекте входных ворот в сад имени Баумана со стороны Ново-Басманной улицы (Москва). Еще одна значимая работа - зал коллегии Министерства высшего образования (ныне конференц-зал МАрхИ).

Как мы уже говорили, И. Д. Мельчаков проявил себя и в архитектурном проектировании, и в монументальной живописи и рисунке. Его картины неоднократно экспонировались на персональных выставках в Доме архитектора, в Доме дружбы народов. Особенно интересны циклы, посвященные поездкам в Грецию, Италию, Англию, - они свидетельствуют о глубокой привязанности автора к шедеврам классического наследия.

В 1966 году И. Д. Мельчаков был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1977-м в связи с 70-летием со дня рождения и 50-летием творческой деятельности прошла выставка мастера, на которой экспонировалось 250 его работ.

Надо сказать, что увлечение рисунком и живописью в итоге возобладало, и в 1983 году Иннокентий Дмитриевич перешел на кафедру живописи МАрхИ. И. Д. Мельчаков говорил студентам, что в их рисунках должна ощущаться рука архитектора. Свой курс живописи он строил так, чтобы соединить основы классического искусства с реалиями современной жизни.

Иннокентий Дмитриевич активно работал в Союзе архитекторов, был в 1970-е годы одним из инициаторов создания при МАрхИ музея, вошел в состав его Научного совета. И несмотря на большую загруженность постоянно рисовал, уделяя большое внимание совершенствованию техники акварели. О нем справедливо говорили, что он был лучшим художником среди архитекторов и лучшим архитектором среди художников.

Рисунки И. Д. Мельчакова:

Таллин. Ратуша

Лондон. Зарисовки

Лондон. Зарисовки