Среди
зодчих, в творчестве которых
военно-патриотическая тема заняла значительное
место, был архитектор и художник, профессор
Московского архитектурного института
Иннокентий Дмитриевич Мельчаков. Мне не раз
доводилось беседовать с ним, и неизменно
поражала удивительная скромность этого
человека, столь много успевшего сделать в
профессии.
Он родился в Иркутске 8 февраля 1907 года, его
детство и юность прошли в Сибири, где он и получил
среднее образование. Рисованием увлекался с
детства, что и определило выбор профессии.
В 1927 году Иннокентий Дмитриевич поступает в
Иркутскую художественную студию к известному
педагогу И. Л. Копылову и в 1930-м, получив звание
художника-техника, отправляется в Ленинград.
Архитектура северной столицы произвела на
молодого человека неизгладимое впечатление.
Позднее он вспоминал, что Ленинград ошеломил
его...
Мельчаков становится студентом архитектурного
отделения Академии художеств, а вскоре, после
очередной реорганизации, это отделение было
передано в Ленинградский институт инженеров
коммунального хозяйства. За время учебы
Иннокентию Дмитриевичу пришлось поработать в
ряде проектных организаций Ленинграда - постигая
тайны архитектуры, он не переставал заниматься
рисунком. В 1933 году на выставке молодых
художников Мельчаков впервые выставляет свои
работы - архитектурные зарисовки Ленинграда,
пейзажи, отличавшиеся мастерством, своеобразной
техникой. К концу учебы он экспонирует уже более
шестидесяти своих работ.
После успешного окончания вуза (тема дипломной
работы - "Дома архитектора в Ленинграде") по
ходатайству руководства института И. Д.
Мельчаков был зачислен в Институт аспирантуры
Академии архитектуры СССР на основное отделение.
В эти годы он принимает участие в различных
конкурсах: в 1937 году создает проект памятника
Героям стратосферы, премированный Академией
архитектуры, проектирует станцию московского
метрополитена в Измайлове. В ноябре 1938-го
Мельчакова командировали в США для участия в
строительстве Советского павильона на
Международной выставке в Нью-Йорке. Вместе с
художниками Е. Е. Лансере и А. М. Соловьевым он
создавал интерьеры павильона, отражавшие
достижения Советского Союза в народном
хозяйстве. Задача, по словам самого И. Д.
Мельчакова, стояла весьма сложная: необходимо
было решать интерьеры, исходя не только из
объемов предлагаемого пространства, -
многообразная экспозиция диктовала
определенные архитектурные формы.
В Америке архитектор выполнил множество
рисунков - путевые наброски, зарисовки
павильонов Франции, Японии, Бельгии и других
стран. Многие из этих графических и акварельных
работ экспонировались на персональной выставке
Мельчакова в Доме архитектора в 1941 году. Впереди
ожидало интересное будущее, однако все планы и
замыслы пришлось отложить...
В первые же дни Великой Отечественной войны
Иннокентий Дмитриевича направили на маскировку
предприятий Москвы; по его проектам
разрабатывалась охрана промзон в Чимкенте; он
проектировал и строил огневые точки под городом
Горьким... С того времени военно-патриотическая
тема становится неизменной частью творчества
архитектора.
В 1943 году И. Д. Мельчаков становится автором
Пантеона партизанам, памятника генералу Гурьеву
(причем, скульптурную группу выполняет
самостоятельно), в 1944-м разрабатывает проекты
триумфальных арок, братских могил. Вместе с
архитектором Г. П. Гольцем он создает целую серию
памятников и монументов, участвуя во Всесоюзных
конкурсах. Одной из значительных работ
Иннокентия Дмитриевича того периода стал проект
мемориального комплекса Победы в нынешнем
Калининграде (при участии С. С. Нанушьяна). После
победы в конкурсе авторы выехали в Кенигсберг,
чтобы непосредственно участвовать в реализации
проекта. Мемориал был открыт 30 сентября 1945 года и
стал одним из первых значительных памятников
Великой Победы, реквиемом павшим Героям.
Были и другие значительные работы. Так, в 1948
году вместе с художником Рождественским И. Д.
Мельчаков проектирует Павильона СССР на
выставке Международной федерации женщин, в 1950-е
годы участвует в созданиир триумфальных арок для
Киева и Переяслава-Хмельницкого в честь 300-летия
воссоединения Украины с Россией.
В 1943 году началась педагогическая деятельность
Иннокентия Дмитриевича, продолжавшаяся до самой
его кончины. По приглашению академика
архитектуры И. В. Жолтовского он пришел в
Московский архитектурный институт сначала на
должность старшего преподавателя, затем доцента,
профессора. Под его руководством студенты
разрабатывали проекты памятников, посвященных
знаменательным событиям: "Рубеж славы" под
Москвой, морякам-подводникам. Эта традиция
продолжается и сегодня: студенты первых и вторых
курсов в канун знаменательных дат выполняют
подобные задания.
Одновременно с педагогической и
административной работой профессор И. Д.
Мельчаков продолжал заниматься творчеством: в
соавторстве с Н. Я. Колли разработал проект
могилы М. И. Калинина у Кремлевской стены,
памятник генералу А. А. Брусилову, колонну в есть
исторических побед Красной Армии (два варианта
хранятся в музее имени А. Щусева) и так далее.
Разносторонний талант И. Д. Мельчакова
проявился в проектировании объектов
гражданского строительства - это окружная
автострада с центрами обслуживания,
строительство 10-этажного дома на Ленинградском
шоссе, чугунная ограда для Химкинского речного
порта, плафоны для Кремля, ансамбль главного
входа на ВДНХ (ныне ВВЦ), выполненный в
классическом стиле. (Мельчаков вообще был
убежден: в основе творчества зодчего должно
лежать глубокое изучение классического
наследия, что позволит добиться гармонии и
красоты пропорций в архитектуре). Это сооружение
поражает воображение и поныне. Несмотря на
грандиозные размеры, оно оставляет впечатление
легкости, элегантности - за счет точно выверенных
пропорций всех элементов. Заметим, что здесь
Иннокентий Дмитриевич выступил не только как
автор проекта, но и самостоятельно выполнил
скульптурные группы, внося при необходимости те
или иные изменения. Такое отношение к делу весьма
характерно для Мельчакова.
Главный вход на ВДНХ стал визитной карточкой
страны, сам же проект был отмечен Золотой и
Бронзовой медалями ВДНХ (заметим, что, кроме
входа, Иннокентий Дмитриевич принимал участие и
в разработке павильонов Прибалтийских
республик). Эти же идеи классицизма нашли
отражение и в проекте входных ворот в сад имени
Баумана со стороны Ново-Басманной улицы (Москва).
Еще одна значимая работа - зал коллегии
Министерства высшего образования (ныне
конференц-зал МАрхИ).
Как мы уже говорили, И. Д. Мельчаков проявил себя
и в архитектурном проектировании, и в
монументальной живописи и рисунке. Его картины
неоднократно экспонировались на персональных
выставках в Доме архитектора, в Доме дружбы
народов. Особенно интересны циклы, посвященные
поездкам в Грецию, Италию, Англию, - они
свидетельствуют о глубокой привязанности автора
к шедеврам классического наследия.
В 1966 году И. Д. Мельчаков был награжден орденом
Трудового Красного Знамени, в 1977-м в связи с
70-летием со дня рождения и 50-летием творческой
деятельности прошла выставка мастера, на которой
экспонировалось 250 его работ.
Надо сказать, что увлечение рисунком и
живописью в итоге возобладало, и в 1983 году
Иннокентий Дмитриевич перешел на кафедру
живописи МАрхИ. И. Д. Мельчаков говорил студентам,
что в их рисунках должна ощущаться рука
архитектора. Свой курс живописи он строил так,
чтобы соединить основы классического искусства
с реалиями современной жизни.
Иннокентий Дмитриевич активно работал в Союзе
архитекторов, был в 1970-е годы одним из
инициаторов создания при МАрхИ музея, вошел в
состав его Научного совета. И несмотря на большую
загруженность постоянно рисовал, уделяя большое
внимание совершенствованию техники акварели. О
нем справедливо говорили, что он был лучшим
художником среди архитекторов и лучшим
архитектором среди художников.
Рисунки И. Д.
Мельчакова: