|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
В. А. Соловьев,
архитектор
На старой
Покровке
Артур Скижали - Вейс,
архитектор-фантаст
Жанр
"Архитектурной фантастики"
М. Е. Маевская, архитектор
Дома
Особого Назначения - новое лицо Москвы?
С. Б. Мержанов
Москва в
истории архитектуры Приенисейской Сибири
Н. Г. Григорьев
"Громов,
Пальцев и Ко"
Беседа кандидата
архитектуры К. М. Савкина с доктором архитектуры,
генеральным директором МНИИП "Моспроект-4"
А. В. Боковым:
Пространство
квадрата
А. А. Стариков, ректор
УГАХА, член-корреспондент РААСН
Уральская
школа архитектуры и искусства
Г. Г. Еолян,
архитектор
Еще один
резерв жилищного строительства |
Окончив МАрхИ, Владимир Евгеньевич Громов и
Владимир Федорович Пальцев прошли традиционную
советскую школу проектирования в ее
"моспроектовской редакции". С началом
кооперативного движения сотрудничали с рядом
частных проектных бюро, в том числе на правах
учредителей. В начале 1990-х они открыли
собственное дело.
Первые заказы не заставили себя долго ждать.
Большей частью они предполагали реконструкцию и
адаптацию исторических зданий. В. Е. Громов и В. Ф.
Пальцев занимались не капремонтом, а именно
реконструкцией, ставя своей целью увеличение
функционального объема путем "архитектурного
вмешательства". В фасадах сохраняли "дух
эпохи", одновременно вводя современные
стилистические решения - скажем, например,
большие плоскости остекления. Примером может
служить не вполне традиционная трактовка
брандмауэрной стены при реконструкции здания
банка "МАИБ" в 1-м Труженниковом переулке.
Показательна в этом ряду также реконструкция
дома Рогожской полицейской части на
Николоямской улице. Работа стала лауреатом
ежегодного Московского конкурса на лучшую
реставрацию, реконструкцию и новое
строительство. Силуэт, характер, физиономические
особенности здания бережно сохранены, но
абсолютно новая функциональность, планировочная
структура, строительные материалы придали ему
современное звучание. Перед архитекторами
стояла проблема: на какой исторический период
ориентироваться? В конце XVIII века это был жилой
дом, в середине ХIХ столетия его перестроили с
целью размещения там полицейской части. Тогда-то
и появилась местная достопримечательность -
деревянная пожарная каланча. До нас дошли одни
фундаменты. Чтобы убедить заказчика в
необходимости восстановления башни, Громов и
Пальцев начинили ее инженерными коммуникациями
и устроили смотровую площадку, тем самым
высвободив под офисы максимум площадей.
Другое направление деятельности архитектурной
фирмы Громова и Пальцева - подбор земельных
участков для возможного восстановления
утраченной исторической застройки, что
предполагает проведение историко-архитектурных
исследований. Доскональное изучение истории той
или иной территории не может не влиять на
архитектурные решения, оказываясь сдерживающим
фактором на пути авторского волеизъявления.
Однако всем этим интерес фирмы не
ограничивается. Она всегда стремилась выйти на
новое строительство, тем более, что в ней с самого
начала работали архитекторы со своим творческим
почерком в созидании нового, хотя их работы порой
и фигурируют в документах как "воссоздание".
В указанной сфере деятельность фирмы имеет ряд
характерных особенностей. Во-первых, архитекторы
берут на себя весь комплекс предпроектных и
проектных согласований, освобождая заказчика от
этих функций: в мастерской есть специалисты с
большим опытом работы в бывших ОКСах,
занимающиеся оформлением градостроительного
задания, технических условий и тому подобным.
Во-вторых, практически все объекты Громова и
Пальцева идут с "чистого листа", когда
строительство осуществляется "в ногу" с
проектированием.
С годами фирма окрепла, появился вкус к свободе
самовыражения, вольности трактовок, авторской
инвенции, материалом для которых служит, с одной
стороны, дух места, с другой - наличная
социально-культурная ситуация, ибо любой
исторический сюжет может быть пересказан
современным языком.
Пять лет для фирмы - "ребяческий" возраст.
Поиск своего лица продолжается. Сейчас
архитекторы, выйдя за пределы Садового кольца,
возводят на Большой Коммунистической улице
"стеклянный дом-ларец". У них, кстати, была
возможность выйти не только за пределы Садового
кольца, но и за пределы России: начали было
проектировать административно-жилой комплекс
для бывшего Ленинабада (Таджикистан), однако дело
остановилось вследствие начавшихся "местных
разборок".
Последние полтора года фирма работает совместно
с транснациональной компанией "Mabetex",
успевшей возвести множество объектов по всей
России - от Москвы до Якутии. У нее есть проектное
подразделение в Любляне, но, поскольку тамошние
проектировщики плохо знакомы с нашей спецификой,
руководство "Mabetex" все чаще ориентируется на
силы фирмы "Громов, Пальцев и Ко", в том числе
строя и в бывших союзных республиках. Один
совместный объект - здание "МАПО-банка" на
Бутырском валу - уже завершен. Другие находятся в
процессе реализации.
Фирма связана со средним звеном заказчиков,
которые могут себе позволить строительство
одного-двух объектов, главным образом офисов.
Последняя ее работа, может быть, наиболее
отчетливо демонстрирует пробуждение вкуса к
творческой вольнице - жилой дом в Переяславском
переулке, где жилая функция вполне может
поменяться на офисную. Архитекторы не
отворачиваются и от небольших заказов - вроде
приспособления первого этажа под магазинчики,
ограничиваясь, правда, чисто интерьерными
делами. Однако клиентов приходится фильтровать:
в случае, если кто-то упрямо хочет получить
просто сарай, ему отказывают, потому что в таком
случае проектировщики заведомо теряют свое лицо.
Правда, чтоб игнорировать не слишком престижные
заказы, надо крепко стоять на ногах. Творческий
коллектив архитектурной фирмы "Громов,
Пальцев и Ко" сложился, смежников приглашает в
основном из крупных проектных институтов.
Постоянных сотрудников порядка двадцати,
среднемесячная же численность работающих по
контракту - пятьдесят-семьдесят человек. А
начинали как все: "Их было трое", включая
бухгалтера...
|