|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
В. А. Соловьев,
архитектор
На старой
Покровке
Артур Скижали - Вейс,
архитектор-фантаст
Жанр
"Архитектурной фантастики"
М. Е. Маевская, архитектор
Дома
Особого Назначения - новое лицо Москвы?
С. Б. Мержанов
Москва в
истории архитектуры Приенисейской Сибири
Н. Г. Григорьев
"Громов,
Пальцев и Ко"
Беседа кандидата
архитектуры К. М. Савкина с доктором архитектуры,
генеральным директором МНИИП "Моспроект-4"
А. В. Боковым:
Пространство
квадрата
А. А. Стариков, ректор
УГАХА, член-корреспондент РААСН
Уральская
школа архитектуры и искусства
Г. Г. Еолян,
архитектор
Еще один
резерв жилищного строительства |
С середины 1990-х годов понятие "элитное
жилье" прочно вошло в нашу жизнь.
Обывательские представления о желаемой роскоши
домашнего убранства, размерах квартир и
характере всяческих бытовых удобств постепенно
сформировали определенный социальный заказ. За
реализацию этих запросов части нашего общества и
взялась возникшая в 1994 году компания
"ДОН-Строй". За 11 лет ею были созданы
постройки разного уровня и назначения. Помимо
широко известных коммерческих жилых комплексов,
"ДОН-Строй" разрабатывал систему новых
муниципальных домов и социальных объектов для
Москвы. В последние годы в сферу его деятельности
вошли также точечные объекты торговли, спорта и
офисное строительство. Поэтому в данной статье
мы в первую очередь будем говорить о
"ДОН-Строе" как о целостном явлении в
рхитектурно-строительной жизни города -
различные стороны его деятельности могут носить
самый противоречивый характер. В этом нет ничего
удивительного, так как деятельность компании
обширна и разнопланова. Только самая заметная
часть ее работы - коммерческое строительство
жилья - может рассматриваться и с архитектурной,
и с инженерной стороны, и с позиций развития ландшафтного
дизайна и благоустройства городских территорий.
Отдельного разговора заслуживают маркетинговые
и рекламные достижения компании. И уж совсем
"за кадром" рискуют остаться весьма
существенные вопросы взаимоотношений крупного
работодателя и его сотрудников, социальной
политики компании и т д.
Прежде чем анализировать работу "ДОН-Строя"
в области жилищного строительства, следует еще
раз обозначить, что же это такое, что
представляет собой "дом элитного уровня".
Современный столичный рынок недвижимости
предлагает несколько градаций ценности жилого
фонда и отчасти напоминает систему
"звездной" маркировки туристических отелей.
Наиболее дорогим и престижным считается жилье
категории "Де Люкс". В жилом комплексе
такого уровня, помимо традиционного набора
удобств, учитываются виды из окон, близость
исторических памятников, общий характер и
плотность окружающей застройки. Такой дом должен
обладать неповторимым и запоминающимся
архитектурно-художественным обликом, а
инфраструктура самого комплекса включать
расширенный перечень услуг, например
собственные спортивные и оздоровительные
центры, рестораны и магазины, бассейны и
смотровые площадки, замкнутую внутриквартальную
территорию с индивидуальным ландшафтным
дизайном и т. д.
В категории "Премиум" требования к
планировке квартир, "начинке" самого здания
и инфраструктуре почти совпадают с
предыдущей позицией, но менее жестки к окружению.
При переходе в категорию "Бизнес" жилой дом
лишается части умной "начинки", упрощается
архитектурное решение, сокращается перечень
дополнительных услуг внутри комплекса, да и к
окружению гораздо меньше претензий.
Большую роль в определении класса жилого
комплекса играет его транспортная доступность.
"Экономический" класс жилья представляет
собой практически традиционные муниципальные
дома, часть квартир которых реализуется
коммерческим путем. В таких постройках, кроме
новизны, высокой этажности, отсутствия
внутренней отделки помещений и свободной
планировки, почти ничего нет. Даже банальные
подземные гаражи становятся привилегией далеко
не всех жителей такого дома. Компания
"ДОН-Строй" успела отметиться работами
практически во всех категориях, однако именно
жилье высшего уровня стало ее визитной
карточкой.
Первоначально ареной деятельности
"ДОН-Строя" стал район Щукино. Здесь были
построены и широко разрекламированы
дорогостоящие объекты, что в целом улучшило
имидж и привлекательность района в общей
структуре города. Результатом такой
деятельности стало и появившееся у горожан
представление, что "элитный" и престижный
дом или квартира могут находиться не только
внутри Садового кольца или на Тверской улице, и
как следствие, - актуальность экологической
составляющей в формировании престижа жилья.
Постепенно расширяя географию строительства,
"ДОН-Строй" не оставлял своим вниманием
изначально облюбованный район. В округе
появились прямолинейные и заметные высотки
"Две башни" химического зелено-голубого
цвета и перекликающийся с ними по стилю отделки
дом на улице Маршала Бирюзова, 33. По мере роста
компании строительство в Щукино не только
коммерческого жилья или домов с долей
муниципальных квартир, но и социальных объектов
стало постоянной составляющей работы
донстроевцев. На сегодняшний день Московский
государственный институт музыки имени А. Шнитке
обзавелся новым учебным корпусом в исполнении
"ДОН-Строя", а жители района получили новый
физкультурно-оздоровительный комплекс
"Комета" на Строгинском бульваре и часовню
на улице Саломеи Нерис. Кроме того, в обязанности
компании входит регулярное строительство
детских площадок и зон отдыха, благоустройство
скверов. За все эти достижения "ДОН-Строй"
получает уникальные условия для строительства
коммерческого жилья в не менее уникальных
уголках Москвы.
Один из ярких примеров такого рода -
дорогостоящий жилой комплекс "Алые паруса"
в излучине Москвы-реки. Идея его создания - со
своей набережной и пристанью - действительно
плодотворная. В ее реализацию было вложено
множество усилий. Что же получил город в конечном
итоге?
Во многом авторы "Парусов" были правы.
Действительно, уникальное место вблизи
природоохранной зоны Серебряного бора,
актуальная для нашего времени стилистика -
псевдоклассическая роскошь советской
архитектуры начала 1950-х, помноженная на
финансовые возможности удачливых
представителей новой капиталистической России и
технические ресурсы современного строительного
комплекса, - все это оказалось востребованным
определенной частью общества. Но в архитектурном
отношении и гигантский масштаб, и чисто
коммерческие ходы (относительная равноценность
большинства квартир, обслуживание чрезвычайно
разветвленной инфраструктуры и прочее) сыграли с
создателями комплекса злую шутку. Перенесенные
со сталинских жилых домов прообразы в новом
масштабе приобрели лапидарность и излишнюю
грубость, сочетание традиционной отделки
(штукатурка, натуральный камень) с новыми
материалами (фрагменты остекления,
хромированный металл) привели в зрительному
диссонансу. Трехчастное деление фасадов, логично
разложенное на высоте в 7-9 этажей, при
механическом повторении уже не "держит"
фасад высотой в 40 и более этажей, а
дополнительные фрагменты карнизов и раскреповок
каждых 3-5 этажей нарушают ритм и логику
целостного восприятия здания. Кроме того,
механическое увеличение отдельных фрагментов
карнизов или ордерных элементов пропорционально
увеличению высоты фасадов производит
впечатление гипертрофированного,
неестественного для глаза масштаба частей
здания. Когда у тебя за окном карниз размером с
небольшую спальню, неизбежно покажется, что в
этом мире что-то нарушилось. Тем не менее "Алые
Паруса" можно назвать самым известным жилым
комплексом Москвы конца 1990-х - начала 2000-х годов.
В целом политика компании - создание
"самых-самых" домов. Главная задача -
придумать, в чем именно они будут
"самые-самые" (самый высокий, самый модный,
самый известный...). Отношение к "ДОН-Строю"
во многом перекликается с отношением к
творчеству Зураба Церетели: амбиции,
размах, колоссальная продуктивность и
уникальные способности по продвижению своего
творчества "ближе к народу". В такой
ситуации художественная оценка отходит на
второй план, а вот результаты по завоевыванию
места в массовом общественном сознании можно
назвать выдающимися.
Компания "ДОН-Строй" процвела на реализации
тонко подмеченных ожиданий общества: это некие
усредненные мечты о благоденствии в условиях
отдельно взятой городской квартиры и
одновременно реальные затраты на обслуживание
имиджа, то есть демонстрация состоятельности,
что сформировало своего рода "клуб
клиентов", быть членом которого престижно и
респектабельно. Тем более что вынужденный
имущественный ценз для жителей на все время
владения и пользования жильем (для оплаты охраны,
дополнительных сервисных услуг, собственно
квартплаты) приводит к сохранению статусности
комплексов.
В Москве сегодня есть "Камелот" и
"Эльсинор", "Коперник" и "Евгений
Онегин", "Римский дом" и "Северная
звезда". Эти постройки созданы усилиями разных
архитекторов и строительных компаний. Но моду на
яркие и запоминающиеся имена для новых жилых
зданий в столице ввела именно компания
"ДОН-Строй". Конкуренты успешно развили
традицию, и теперь Москва обзавелась десятками
комплексов с персональными именами. Донстроевцы
не придумали эту концепцию такая практика
достаточно традиционна и в США, и в других
странах. Но именно после грандиозной рекламы
"Алых парусов", "Триумф-паласа",
"Северной звезды" и прочих проектов
"ДОН-Строя" в сознании москвичей укрепилась
идея, что престижный жилой, а не только
офисно-деловой комплекс должен обладать
собственным именем.
Комплекс "Эльсинор" - это попытка
воспроизвести облик и характер застройки
северо-европейских городов, но попытка явно
неудачная. Рекламируемые отсылки к прообразам
готических стрельчатых арок и окон,
остроконечных башен и красных черепичных
кровель плохо коррелируются с реальным
заурядным многоквартирным домом, завершения
которого поменяли с традиционно плоского
варианта на двускатный. Добавленные башенки
расположены слишком высоко, их мало и плохо
видно. Настолько плохо, что они кажутся
случайными декоративными элементами и не
работают на целостный характер образа здания. А
смешение форм полукруглых мансардных окон с
остроконечными и вовсе вносит сумятицу в облик
дома.
При разговоре о домах "ДОН-Строя"
справедливо возникает вопрос авторства зданий.
Однако в компании, как и в большинстве
иностранных строительных корпораций, уже
устоялась практика, когда указывается только
фирма, возводившая здание (например, "СОМ"), а
фамилии конкретных создателей проектов остаются
вне поля зрения общественности. Тем более
интересным оказывается ситуация, когда заметно
разностильные объекты создаются одними и теми же
архитекторами или проектными бюро. (Например,
фирма "Два в Кубе" спроектировала для
"ДОН-строя" как близкие к классике "Алые
Паруса и "Северную звезду", и откровенно
стилизованный "Эльсинор", так и вполне
модернистские "Две башни" и дом на
"Бирюзова 33")
Начав с одного сегмента на северо-западе столицы,
компания ДОН-Строй широко распространила свое
присутствие на карте города. Обозначив несколько
градаций уровня возводимых жилых комплексов,
ДОН-Строй всячески продвигал и продолжает
сегодня представлять "элитное" жилье.
Широко позиционируя себя как уникальную
компанию, эта строительная корпорация
действительно стала предоставлять москвичам
жилье высокого качества с сильно развитой
инфраструктурой, с использованием самых
современных "умных" технологий и
материалов. "Находкой", как мы уже говорили,
стала и практика давать звучные имена жилым
комплексам.
"Триумф-палас" - опять
"самый-самый" проект. Это и дворец, и триумф
(архитектурный? работы компании?), и самое высокое
жилое здание в Европе на момент постройки
(декабрь 2003 года) - более 264 метров. В свое время
много споров вызвала идея "повторения"
сталинских высоток. Поэтому комплекс
"Триумф-палас", пропагандируемый сначала
как восьмая высотка в Москве, из-за
неоднозначности реакции на него был быстренько
"перемаркирован" в самое высокое жилое
здание в Европе. И даже внесен в книгу рекордов
Гиннеса (это положено "самым-самым"). Однако
сравнение с первоисточниками конца 1940-х - начала
1950-х годов все же приходится провести, и опять не
в пользу новых построек. Хотя общая структура
"Триумф-паласа" вроде бы воспроизводит
принципы формообразования оригинальных
московских высоток, при более детальном анализе
неизбежно проступают фальшивые ноты. Например, и
в здании Университета, и в жилом доме на
Котельнической набережной горизонтальные
членения фасада читаются по всему периметру.
Цокольная часть не имеет зрительных перебивок и
дополнительных линий, как в "Триумф-паласе",
где слишком массивные и плохо проработанные
карнизы усиливают впечатление упрощенности, а
отсутствие качественной масштабной
скульптурной и прочей
художественно-декоративной артикуляции на
фасадах и в завершении обрамления башен нарушают
представление о гармоничности целого, присущее
многим работам архитекторов середины ХХ века. А
уж большие фрагменты остекления на фасадах и
отсутствие детальной проработки поверхности
стен (рельефных панно, наличников) делает облик
нового здания механистичным, скучным и, к
сожалению, весьма далеким от яркости
художественных образов лучших примеров
архитектуры "советского ар-деко".
Тем не менее строительство комплекса
"Триумф-палас" было квинтэссенцией,
завершением большого периода работы компании в
особенно престижном и востребованном в
общественном сознании 1990-х годов стиле
"сталинского ампира". Другими вариантами,
более или менее удачными в этом жанре, стали и
широко известные "Алые паруса", и
"Северная звезда", и "Дом на Смоленской
набережной", и другие объекты. Интересно, что
схожесть с архитектурой "сталинок"
проявилась там, где авторы проектов, возможно, и
не планировали сходства: большие общественные
пространства часто неопределенного назначения,
просторные пустующие холлы, вспомогательные
вестибюли и коридоры, дополнительные лестницы и
технические выходы. Обилие именно таких
пространственных решений до сих пор удивляет в
жилых домах конца 1930-х - начала 1950-х годов,
особенно по контрасту со сравнительно небольшой
площадью самих квартир.
Одновременно в донстроевских домах явно
слышится "гостиничная нота". Как в дорогих
отелях, здесь излишне респектабельный антураж
работы обслуживающего персонала, нарочитые в
отделке проходные пространства - дорогая мебель,
аксессуары и декор интерьеров.
Создав себе имя несколькими чрезвычайно
амбициозными проектами, "ДОН-Строй"
постепенно отказался от индивидуального
названия жилых комплексов. Обилие уже
реализованных и строящихся объектов, а также
жесткая конкуренция побудили компанию к более
естественному способу обозначения проектов - по
названию улиц или районов. Жилой квартал
"Воробьевы горы" не менее претенциозный
проект, чем уже упомянутые "Алые Паруса" или
"Триумф-Палас". Панорама с Кутузовского
проспекта в сторону одного из лучших в столице
силуэтных ансамблей - комплекса зданий
Университета - задает заведомо высокую планку
для сопоставления. Однако в архитектурном
отношении главное и единственное достоинство
"Воробьевых гор" - большая высота башен.
Во-первых, это коммерчески оправдано, а во-вторых
- создает новый броский силуэт в панораме этой
части Москвы. С градостроительной точки зрения
комплекс активно формирует визуальную среду
очень значительной части Москвы. Ведь он
вступает в диалог не только с университетским
комплексом, но и с новыми культовыми
сооружениями в парке на Поклонной горе. Цветовое
решение башен не привносит ничего существенного
в окружающую застройку, а общая структура
расположения корпусов слишком замкнута и имеет
ценность только для его пользователей.
Нам следует четко отделять удачные ходы
"ДОН-Строя" как большой строительной
компании на рынке недвижимости столицы от
результатов его работы с точки зрения городских
приобретений в "большой архитектуре". Если
коммерческие, маркетинговые и даже отдельные
социальные проекты "ДОН-Строя" можно
признать весьма успешными, то с оценкой
архитектурных достоинств многих комплексов все
выглядит менее оптимистично. Уловив сменившийся
вектор предпочтений заказчика элитного жилья,
"ДОН-Строй" отошел от строительства
псевдоклассических зданий с обилием
тяжеловесных деталей, лепнины, ордерных колонн,
капителей и карнизов. Эстетика новых дорогих
домов стала подчеркнуто современной. И хотя
формально в каждом коммерческом проекте
компании провозглашается связь с конкретным
окружением, а вписанность в городской контекст
якобы диктует выбор стилистики, главная причина
разнохарактерности построек - время их
проектирования и строительства. Представления о
престижности и стиле "элитного" жилья
середины 1990-х заметно отличаются от нынешних.
Явный крен в сторону исторических аллюзий и
прямых заимствований форм периода становления
компании (1994-1997) сменился ориентацией на
модернистскую стилистику зданий, начиненных
"интеллектуальными" системами и
механизмами. Сегодня именно такой тип жилья
преподносится как наиболее прогрессивный,
комфортный и, следовательно, престижный.
Анонсированный в 2004 году проект "Дом на
Мосфильмовской" представляет собой именно
такой тип супердорогого жилья. Поэтому
неудивительно, что проектирование было поручено
одной из наиболее ярких и опытных современных
архитектурных мастерских Москвы - "Сергей
Скуратов Архитектс". Комплекс претендует на
наличие запоминающегося модернистского образа
постройки. В качестве новых стилевых ориентиров
выступили известные проекты застройки кварталов
вокруг берлинской Потсдамской и Лейпцигской
площадей, работы признанных московских
неомодернистов. Возможно, те же источники
вдохновили донстроевцев на формирование
определенного облика "Новой Остоженки" и
"Дома на Покровском бульваре".
В русле последней тенденции следует упомянуть и
"Дом в Сокольниках". Его динамичная и
красивая форма на рекламных картинках выглядит
очень привлекательно. Однако насколько
воплощенный в материалах и конструкциях дом
сохранит эту графическую элегантность, большой
вопрос. Самый модный дом в классе "Премиум",
по версии "ДОН-Строя", несмотря на
общемодернистскую стилистику, обладает и
"фирменными" чертами, присущими почти всем
элитным комплексам компании. У него сильно
развитый стилобат со своим благоустроенным
сквером и детской площадкой, обширная сеть
магазинов и спортивный центр, расположенные в
нижних уровнях здания; традиционно замкнутая
придомовая территория со стоянками и
многочисленной охраной. Используемая в отделке
как внешних, так и внутренних пространств
хромированная сталь, обилие стекла, камня и
керамической плитки придает зданию некоторую
легкость и холодность. Какими будут
"взаимоотношения" нового здания с
окружением, пока не совсем понятно, так как формы
и силуэты подобного рода обычно самодостаточны и
не нуждаются в поддержке среды. В целом же из всех
проектов "ДОН-Строя" в стилистике
модернизма и хай-тека этот может претендовать на
наибольшую лаконичность и элегантность.
За 11 лет присутствия на московском рынке
недвижимости "ДОН-Строй" сформировал
определенное общественное мнение относительно
своей деятельности. Благодаря умелой и обширной
рекламе компании удалось стать "N 1" в
общественном сознании, когда дело касается
элитного строительства. Это вовсе не значит, что
"ДОН-Строй" реально доминирует или является
монополистом столичного коммерческого
строительства. Компании "Конти", "Капитал
Групп", "Сити - ХХI век" и многие другие не
менее успешно работают на московском рынке.
Однако в массовом сознании именно за
"ДОН-Строем" закрепилась позиция
"главного" создателя нового дорогого жилья
в Москве. Поскольку у этой компании множество
проектов возводятся одновременно, архитектурное
качество оставляет желать лучшего. Инженерным
вопросам уделяется большее внимание. И это не
случайно. Во-первых, если нельзя превзойти
классиков архитектуры (как русской, так и
советской) в качестве архитектурного продукта,
то он - этот продукт - должен обладать несомненной
инженерно-технической привлекательностью:
именно за счет нее создается комфортность жилья,
ее надежность, вариативность интерьеров.
Во-вторых, после трагических событий с
обрушением "Трансвааль-парка" все
масштабные проекты, возводимые в столице,
разрабатываются и просчитываются особенно
тщательно.
Дома Особого Назначения - это еще один рекламный
слоган, выступающий в качестве варианта
расшифровки названия компании. Объективно можно
отметить положительный эффект ее работы для
города: в Москве появились дома с непохожими
прообразами и названиями, удачно расположенные в
живописных местах, с развитой автономной
инфраструктурой. К недостаткам же следовало бы
отнести: пафосность и излишнюю стилизованность,
гигантоманию и дороговизну в обслуживании.
Помимо последнего, для жителей многих
донстроевских домов существенным минусом
становится непродуманная планировка - много
темных (без дневного света) пространств в
квартирах, в большинстве которых к тому же
относительно невысокие потолки. Стандарт в три
метра на этаж означает, что с учетом высоты
междуэтажных перекрытий, толщины отделочных
материалов и прочего реальная высота потолков
оказывается не больше 2 метров 70 сантиметров. Для
комнат площадью более 25 метров такие соотношения
некомфортны и визуально, и эксплуатационно.
Конечно, из всякого правила есть исключения. К
сожалению, наиболее характерной оказывается
ситуация, когда покупателю показывают один-два
эксклюзивных интерьера пентхаусов, а продают
вполне обычное жилье внутри комплекса, где
многие характеристики отличаются.
Активное строительство муниципального жилья и
комплексов бизнес-класса менее отражено в
рекламе, однако крупные комплексы (наподобие
"Измайловского") или дома, развивающие
предшествующие проекты ("Северная Звезда" -
продолжение "Новой Звезды", "Бирюзова,
33" - развитие темы комплекса "Две башни"),
тоже широко освещаются в прессе. При этом
создается впечатление, что более ранние
постройки изобретательнее и в отношении декора,
и общей композиции комплексов (дома на улицах
Расплетина, Бирюзова). Они в чем-то откровенно
сказочные, но это честнее, чем подделки под
сталинские высотки или берлинский неомодернизм.
|