Точка зрения

Дома Особого Назначения - новое лицо Москвы?

  М. Е. Маевская, архитектор

Русская линия

№ 4 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4


Содержание номера:

В. А. Соловьев, архитектор
На старой Покровке

Артур Скижали - Вейс, архитектор-фантаст
Жанр "Архитектурной фантастики"

М. Е. Маевская, архитектор
Дома Особого Назначения - новое лицо Москвы?

С. Б. Мержанов
Москва в истории архитектуры Приенисейской Сибири

Н. Г. Григорьев
"Громов, Пальцев и Ко"

Беседа кандидата архитектуры К. М. Савкина с доктором архитектуры, генеральным директором МНИИП "Моспроект-4" А. В. Боковым:
Пространство квадрата

А. А. Стариков, ректор УГАХА, член-корреспондент РААСН
Уральская школа архитектуры и искусства

Г. Г. Еолян, архитектор
Еще один резерв жилищного строительства


4a.jpg (15748 bytes)С середины 1990-х годов понятие "элитное жилье" прочно вошло в нашу жизнь. Обывательские представления о желаемой роскоши домашнего убранства, размерах квартир и характере всяческих бытовых удобств постепенно сформировали определенный социальный заказ. За реализацию этих запросов части нашего общества и взялась возникшая в 1994 году компания "ДОН-Строй". За 11 лет ею были созданы постройки разного уровня и назначения. Помимо широко известных коммерческих жилых комплексов, "ДОН-Строй" разрабатывал систему новых муниципальных домов и социальных объектов для Москвы. В последние годы в сферу его деятельности вошли также точечные объекты торговли, спорта и офисное строительство. Поэтому в данной статье мы в первую очередь будем говорить о "ДОН-Строе" как о целостном явлении в рхитектурно-строительной жизни города - различные стороны его деятельности могут носить самый противоречивый характер. В этом нет ничего удивительного, так как деятельность компании обширна и разнопланова. Только самая заметная часть ее работы - коммерческое строительство жилья - может рассматриваться и с архитектурной, и с инженерной стороны, и с позиций развития 4b.jpg (15435 bytes)ландшафтного дизайна и благоустройства городских территорий. Отдельного разговора заслуживают маркетинговые и рекламные достижения компании. И уж совсем "за кадром" рискуют остаться весьма существенные вопросы взаимоотношений крупного работодателя и его сотрудников, социальной политики компании и т д.

Прежде чем анализировать работу "ДОН-Строя" в области жилищного строительства, следует еще раз обозначить, что же это такое, что представляет собой "дом элитного уровня". Современный столичный рынок недвижимости предлагает несколько градаций ценности жилого фонда и отчасти напоминает систему "звездной" маркировки туристических отелей. Наиболее дорогим и престижным считается жилье категории "Де Люкс". В жилом комплексе такого уровня, помимо традиционного набора удобств, учитываются виды из окон, близость исторических памятников, общий характер и плотность окружающей застройки. Такой дом должен обладать неповторимым и запоминающимся архитектурно-художественным обликом, а инфраструктура самого комплекса включать расширенный перечень услуг, например собственные спортивные и оздоровительные центры, рестораны и магазины, бассейны и смотровые площадки, замкнутую внутриквартальную территорию с индивидуальным ландшафтным дизайном и т. д.

В категории "Премиум" требования к планировке квартир, "начинке" самого здания и4c.jpg (11160 bytes) инфраструктуре почти совпадают с предыдущей позицией, но менее жестки к окружению. При переходе в категорию "Бизнес" жилой дом лишается части умной "начинки", упрощается архитектурное решение, сокращается перечень дополнительных услуг внутри комплекса, да и к окружению гораздо меньше претензий.

Большую роль в определении класса жилого комплекса играет его транспортная доступность. "Экономический" класс жилья представляет собой практически традиционные муниципальные дома, часть квартир которых реализуется коммерческим путем. В таких постройках, кроме новизны, высокой этажности, отсутствия внутренней отделки помещений и свободной планировки, почти ничего нет. Даже банальные подземные гаражи становятся привилегией далеко не всех жителей такого дома. Компания "ДОН-Строй" успела отметиться работами практически во всех категориях, однако именно жилье высшего уровня стало ее визитной карточкой.

Первоначально ареной деятельности "ДОН-Строя" стал район Щукино. Здесь были построены и широко разрекламированы дорогостоящие объекты, что в целом улучшило имидж и привлекательность района в общей структуре города. Результатом такой деятельности стало и появившееся у горожан представление, что "элитный" и престижный дом или квартира могут находиться не только внутри Садового кольца или на Тверской улице, и как следствие, - актуальность экологической составляющей в формировании престижа жилья. Постепенно расширяя географию строительства, "ДОН-Строй" не оставлял своим вниманием изначально облюбованный район. В округе появились прямолинейные и заметные высотки "Две башни" химического зелено-голубого цвета и перекликающийся с ними по стилю отделки дом на улице Маршала Бирюзова, 33. По мере роста компании строительство в Щукино не только коммерческого жилья или домов с долей муниципальных квартир, но и социальных объектов стало постоянной составляющей работы донстроевцев. На сегодняшний день Московский государственный институт музыки имени А. Шнитке обзавелся новым учебным корпусом в исполнении "ДОН-Строя", а жители района получили новый физкультурно-оздоровительный комплекс "Комета" на Строгинском бульваре и часовню на улице Саломеи Нерис. Кроме того, в обязанности компании входит регулярное строительство детских площадок и зон отдыха, благоустройство скверов. За все эти достижения "ДОН-Строй" получает уникальные условия для строительства коммерческого жилья в не менее уникальных уголках Москвы.

Один из ярких примеров такого рода - дорогостоящий жилой комплекс "Алые паруса" в излучине Москвы-реки. Идея его создания - со своей набережной и пристанью - действительно плодотворная. В ее реализацию было вложено множество усилий. Что же получил город в конечном итоге?

Во многом авторы "Парусов" были правы. Действительно, уникальное место вблизи природоохранной зоны Серебряного бора, актуальная для нашего времени стилистика - псевдоклассическая роскошь советской архитектуры начала 1950-х, помноженная на финансовые возможности удачливых представителей новой капиталистической России и технические ресурсы современного строительного комплекса, - все это оказалось востребованным определенной частью общества. Но в архитектурном отношении и гигантский масштаб, и чисто коммерческие ходы (относительная равноценность большинства квартир, обслуживание чрезвычайно разветвленной инфраструктуры и прочее) сыграли с создателями комплекса злую шутку. Перенесенные со сталинских жилых домов прообразы в новом масштабе приобрели лапидарность и излишнюю грубость, сочетание традиционной отделки (штукатурка, натуральный камень) с новыми материалами (фрагменты остекления, хромированный металл) привели в зрительному диссонансу. Трехчастное деление фасадов, логично разложенное на высоте в 7-9 этажей, при механическом повторении уже не "держит" фасад высотой в 40 и более этажей, а дополнительные фрагменты карнизов и раскреповок каждых 3-5 этажей нарушают ритм и логику целостного восприятия здания. Кроме того, механическое увеличение отдельных фрагментов карнизов или ордерных элементов пропорционально увеличению высоты фасадов производит впечатление гипертрофированного, неестественного для глаза масштаба частей здания. Когда у тебя за окном карниз размером с небольшую спальню, неизбежно покажется, что в этом мире что-то нарушилось. Тем не менее "Алые Паруса" можно назвать самым известным жилым комплексом Москвы конца 1990-х - начала 2000-х годов.

В целом политика компании - создание "самых-самых" домов. Главная задача - придумать, в чем именно они будут "самые-самые" (самый высокий, самый модный, самый известный...). Отношение к "ДОН-Строю" во многом перекликается с отношением к творчеству Зураба 4d.jpg (14474 bytes)Церетели: амбиции, размах, колоссальная продуктивность и уникальные способности по продвижению своего творчества "ближе к народу". В такой ситуации художественная оценка отходит на второй план, а вот результаты по завоевыванию места в массовом общественном сознании можно назвать выдающимися.

Компания "ДОН-Строй" процвела на реализации тонко подмеченных ожиданий общества: это некие усредненные мечты о благоденствии в условиях отдельно взятой городской квартиры и одновременно реальные затраты на обслуживание имиджа, то есть демонстрация состоятельности, что сформировало своего рода "клуб клиентов", быть членом которого престижно и респектабельно. Тем более что вынужденный имущественный ценз для жителей на все время владения и пользования жильем (для оплаты охраны, дополнительных сервисных услуг, собственно квартплаты) приводит к сохранению статусности комплексов.

В Москве сегодня есть "Камелот" и "Эльсинор", "Коперник" и "Евгений Онегин", "Римский дом" и "Северная звезда". Эти постройки созданы усилиями разных архитекторов и строительных компаний. Но моду на яркие и запоминающиеся имена для новых жилых зданий в столице ввела именно компания "ДОН-Строй". Конкуренты успешно развили традицию, и теперь Москва обзавелась десятками комплексов с персональными именами. Донстроевцы не придумали эту концепцию такая практика достаточно традиционна и в США, и в других странах. Но именно после грандиозной рекламы "Алых парусов", "Триумф-паласа", "Северной звезды" и прочих проектов "ДОН-Строя" в сознании москвичей укрепилась идея, что престижный жилой, а не только офисно-деловой комплекс должен обладать собственным именем.

Комплекс "Эльсинор" - это попытка воспроизвести облик и характер застройки северо-европейских городов, но попытка явно неудачная. Рекламируемые отсылки к прообразам готических стрельчатых арок и окон, остроконечных башен и красных черепичных кровель плохо коррелируются с реальным заурядным многоквартирным домом, завершения которого поменяли с традиционно плоского варианта на двускатный. Добавленные башенки расположены слишком высоко, их мало и плохо видно. Настолько плохо, что они кажутся случайными декоративными элементами и не работают на целостный характер образа здания. А смешение форм полукруглых мансардных окон с остроконечными и вовсе вносит сумятицу в облик дома.

При разговоре о домах "ДОН-Строя" справедливо возникает вопрос авторства зданий. Однако в компании, как и в большинстве иностранных строительных корпораций, уже устоялась практика, когда указывается только фирма, возводившая здание (например, "СОМ"), а фамилии конкретных создателей проектов остаются вне поля зрения общественности. Тем более интересным оказывается ситуация, когда заметно разностильные объекты создаются одними и теми же архитекторами или проектными бюро. (Например, фирма "Два в Кубе" спроектировала для "ДОН-строя" как близкие к классике "Алые Паруса и "Северную звезду", и откровенно стилизованный "Эльсинор", так и вполне модернистские "Две башни" и дом на "Бирюзова 33")

Начав с одного сегмента на северо-западе столицы, компания ДОН-Строй широко распространила свое присутствие на карте города. Обозначив несколько градаций уровня возводимых жилых комплексов, ДОН-Строй всячески продвигал и продолжает сегодня представлять "элитное" жилье. Широко позиционируя себя как уникальную компанию, эта строительная корпорация действительно стала предоставлять москвичам жилье высокого качества с сильно развитой инфраструктурой, с использованием самых современных "умных" технологий и материалов. "Находкой", как мы уже говорили, стала и практика давать звучные имена жилым комплексам.

4e.jpg (24550 bytes)"Триумф-палас" - опять "самый-самый" проект. Это и дворец, и триумф (архитектурный? работы компании?), и самое высокое жилое здание в Европе на момент постройки (декабрь 2003 года) - более 264 метров. В свое время много споров вызвала идея "повторения" сталинских высоток. Поэтому комплекс "Триумф-палас", пропагандируемый сначала как восьмая высотка в Москве, из-за неоднозначности реакции на него был быстренько "перемаркирован" в самое высокое жилое здание в Европе. И даже внесен в книгу рекордов Гиннеса (это положено "самым-самым"). Однако сравнение с первоисточниками конца 1940-х - начала 1950-х годов все же приходится провести, и опять не в пользу новых построек. Хотя общая структура "Триумф-паласа" вроде бы воспроизводит принципы формообразования оригинальных московских высоток, при более детальном анализе неизбежно проступают фальшивые ноты. Например, и в здании Университета, и в жилом доме на Котельнической набережной горизонтальные членения фасада читаются по всему периметру. Цокольная часть не имеет зрительных перебивок и дополнительных линий, как в "Триумф-паласе", где слишком массивные и плохо проработанные карнизы усиливают впечатление упрощенности, а отсутствие качественной масштабной скульптурной и прочей художественно-декоративной артикуляции на фасадах и в завершении обрамления башен нарушают представление о гармоничности целого, присущее многим работам архитекторов середины ХХ века. А уж большие фрагменты остекления на фасадах и отсутствие детальной проработки поверхности стен (рельефных панно, наличников) делает облик нового здания механистичным, скучным и, к сожалению, весьма далеким от яркости художественных образов лучших примеров архитектуры "советского ар-деко".

Тем не менее строительство комплекса "Триумф-палас" было квинтэссенцией, завершением большого периода работы компании в особенно престижном и востребованном в общественном сознании 1990-х годов стиле "сталинского ампира". Другими вариантами, более или менее удачными в этом жанре, стали и широко известные "Алые паруса", и "Северная звезда", и "Дом на Смоленской набережной", и другие объекты. Интересно, что схожесть с архитектурой "сталинок" проявилась там, где авторы проектов, возможно, и не планировали сходства: большие общественные пространства часто неопределенного назначения, просторные пустующие холлы, вспомогательные вестибюли и коридоры, дополнительные лестницы и технические выходы. Обилие именно таких пространственных решений до сих пор удивляет в жилых домах конца 1930-х - начала 1950-х годов, особенно по контрасту со сравнительно небольшой площадью самих квартир.

Одновременно в донстроевских домах явно слышится "гостиничная нота". Как в дорогих отелях, здесь излишне респектабельный антураж работы обслуживающего персонала, нарочитые в отделке проходные пространства - дорогая мебель, аксессуары и декор интерьеров.

Создав себе имя несколькими чрезвычайно амбициозными проектами, "ДОН-Строй" постепенно отказался от индивидуального названия жилых комплексов. Обилие уже реализованных и строящихся объектов, а также жесткая конкуренция побудили компанию к более естественному способу обозначения проектов - по названию улиц или районов. Жилой квартал "Воробьевы горы" не менее претенциозный проект, чем уже упомянутые "Алые Паруса" или "Триумф-Палас". Панорама с Кутузовского проспекта в сторону одного из лучших в столице силуэтных ансамблей - комплекса зданий Университета - задает заведомо высокую планку для сопоставления. Однако в архитектурном отношении главное и единственное достоинство "Воробьевых гор" - большая высота башен. Во-первых, это коммерчески оправдано, а во-вторых - создает новый броский силуэт в панораме этой части Москвы. С градостроительной точки зрения комплекс активно формирует визуальную среду очень значительной части Москвы. Ведь он вступает в диалог не только с университетским комплексом, но и с новыми культовыми сооружениями в парке на Поклонной горе. Цветовое решение башен не привносит ничего существенного в окружающую застройку, а общая структура расположения корпусов слишком замкнута и имеет ценность только для его пользователей.

Нам следует четко отделять удачные ходы "ДОН-Строя" как большой строительной компании на рынке недвижимости столицы от результатов его работы с точки зрения городских приобретений в "большой архитектуре". Если коммерческие, маркетинговые и даже отдельные социальные проекты "ДОН-Строя" можно признать весьма успешными, то с оценкой архитектурных достоинств многих комплексов все выглядит менее оптимистично. Уловив сменившийся вектор предпочтений заказчика элитного жилья, "ДОН-Строй" отошел от строительства псевдоклассических зданий с обилием тяжеловесных деталей, лепнины, ордерных колонн, капителей и карнизов. Эстетика новых дорогих домов стала подчеркнуто современной. И хотя формально в каждом коммерческом проекте компании провозглашается связь с конкретным окружением, а вписанность в городской контекст якобы диктует выбор стилистики, главная причина разнохарактерности построек - время их проектирования и строительства. Представления о престижности и стиле "элитного" жилья середины 1990-х заметно отличаются от нынешних. Явный крен в сторону исторических аллюзий и прямых заимствований форм периода становления компании (1994-1997) сменился ориентацией на модернистскую стилистику зданий, начиненных "интеллектуальными" системами и механизмами. Сегодня именно такой тип жилья преподносится как наиболее прогрессивный, комфортный и, следовательно, престижный.

Анонсированный в 2004 году проект "Дом на Мосфильмовской" представляет собой именно такой тип супердорогого жилья. Поэтому неудивительно, что проектирование было поручено одной из наиболее ярких и опытных современных архитектурных мастерских Москвы - "Сергей Скуратов Архитектс". Комплекс претендует на наличие запоминающегося модернистского образа постройки. В качестве новых стилевых ориентиров выступили известные проекты застройки кварталов вокруг берлинской Потсдамской и Лейпцигской площадей, работы признанных московских неомодернистов. Возможно, те же источники вдохновили донстроевцев на формирование определенного облика "Новой Остоженки" и "Дома на Покровском бульваре".

В русле последней тенденции следует упомянуть и "Дом в Сокольниках". Его динамичная и красивая форма на рекламных картинках выглядит очень привлекательно. Однако насколько воплощенный в материалах и конструкциях дом сохранит эту графическую элегантность, большой вопрос. Самый модный дом в классе "Премиум", по версии "ДОН-Строя", несмотря на общемодернистскую стилистику, обладает и "фирменными" чертами, присущими почти всем элитным комплексам компании. У него сильно развитый стилобат со своим благоустроенным сквером и детской площадкой, обширная сеть магазинов и спортивный центр, расположенные в нижних уровнях здания; традиционно замкнутая придомовая территория со стоянками и многочисленной охраной. Используемая в отделке как внешних, так и внутренних пространств хромированная сталь, обилие стекла, камня и керамической плитки придает зданию некоторую легкость и холодность. Какими будут "взаимоотношения" нового здания с окружением, пока не совсем понятно, так как формы и силуэты подобного рода обычно самодостаточны и не нуждаются в поддержке среды. В целом же из всех проектов "ДОН-Строя" в стилистике модернизма и хай-тека этот может претендовать на наибольшую лаконичность и элегантность.

За 11 лет присутствия на московском рынке недвижимости "ДОН-Строй" сформировал определенное общественное мнение относительно своей деятельности. Благодаря умелой и обширной рекламе компании удалось стать "N 1" в общественном сознании, когда дело касается элитного строительства. Это вовсе не значит, что "ДОН-Строй" реально доминирует или является монополистом столичного коммерческого строительства. Компании "Конти", "Капитал Групп", "Сити - ХХI век" и многие другие не менее успешно работают на московском рынке. Однако в массовом сознании именно за "ДОН-Строем" закрепилась позиция "главного" создателя нового дорогого жилья в Москве. Поскольку у этой компании множество проектов возводятся одновременно, архитектурное качество оставляет желать лучшего. Инженерным вопросам уделяется большее внимание. И это не случайно. Во-первых, если нельзя превзойти классиков архитектуры (как русской, так и советской) в качестве архитектурного продукта, то он - этот продукт - должен обладать несомненной инженерно-технической привлекательностью: именно за счет нее создается комфортность жилья, ее надежность, вариативность интерьеров. Во-вторых, после трагических событий с обрушением "Трансвааль-парка" все масштабные проекты, возводимые в столице, разрабатываются и просчитываются особенно тщательно.

Дома Особого Назначения - это еще один рекламный слоган, выступающий в качестве варианта расшифровки названия компании. Объективно можно отметить положительный эффект ее работы для города: в Москве появились дома с непохожими прообразами и названиями, удачно расположенные в живописных местах, с развитой автономной инфраструктурой. К недостаткам же следовало бы отнести: пафосность и излишнюю стилизованность, гигантоманию и дороговизну в обслуживании. Помимо последнего, для жителей многих донстроевских домов существенным минусом становится непродуманная планировка - много темных (без дневного света) пространств в квартирах, в большинстве которых к тому же относительно невысокие потолки. Стандарт в три метра на этаж означает, что с учетом высоты междуэтажных перекрытий, толщины отделочных материалов и прочего реальная высота потолков оказывается не больше 2 метров 70 сантиметров. Для комнат площадью более 25 метров такие соотношения некомфортны и визуально, и эксплуатационно. Конечно, из всякого правила есть исключения. К сожалению, наиболее характерной оказывается ситуация, когда покупателю показывают один-два эксклюзивных интерьера пентхаусов, а продают вполне обычное жилье внутри комплекса, где многие характеристики отличаются.

Активное строительство муниципального жилья и комплексов бизнес-класса менее отражено в рекламе, однако крупные комплексы (наподобие "Измайловского") или дома, развивающие предшествующие проекты ("Северная Звезда" - продолжение "Новой Звезды", "Бирюзова, 33" - развитие темы комплекса "Две башни"), тоже широко освещаются в прессе. При этом создается впечатление, что более ранние постройки изобретательнее и в отношении декора, и общей композиции комплексов (дома на улицах Расплетина, Бирюзова). Они в чем-то откровенно сказочные, но это честнее, чем подделки под сталинские высотки или берлинский неомодернизм.