Жанр "Архитектурной фантастики"

Артур Скижали - Вейс, архитектор-фантаст 

Русская линия

№ 4 за 2005  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №4


Содержание номера:

В. А. Соловьев, архитектор
На старой Покровке

Артур Скижали - Вейс, архитектор-фантаст
Жанр "Архитектурной фантастики"

М. Е. Маевская, архитектор
Дома Особого Назначения - новое лицо Москвы?

С. Б. Мержанов
Москва в истории архитектуры Приенисейской Сибири

Н. Г. Григорьев
"Громов, Пальцев и Ко"

Беседа кандидата архитектуры К. М. Савкина с доктором архитектуры, генеральным директором МНИИП "Моспроект-4" А. В. Боковым:
Пространство квадрата

А. А. Стариков, ректор УГАХА, член-корреспондент РААСН
Уральская школа архитектуры и искусства

Г. Г. Еолян, архитектор
Еще один резерв жилищного строительства


Сегодня в литературе существует сформировавшееся перспективное направление - жанр научной фантастики. Вспомним знаменитых писателей этого жанра: А. Беляева, Г. Уэллса, А. Кларка, С. Лема, братьев Стругацких, И. Ефремова, Жюль-Верна, Р. Брэдбери и других. Интерес к этому виду литературы огромен.

3a.jpg (22871 bytes)Искусство ХХ века - кинематограф, получив мощное техническое развитие, взялся за экранизацию образов, созданных писателями- фантастами, материализовав их визуально, с добавлением аудио-видео- спецэффектов. Развитие современных компьютерных технологий позволило создать новую фантастическую виртуальную реальность - Интернет и компьютерные игры, в которых зритель становится уже реальным участником и может влиять на происходящее. В художественной среде под влиянием всего перечисленного сформировалось целое направление - "фэнтэзи", представленное такими известными художниками, как Л. Ройо, Б. Валеджо, Д. Гурни, М. Виланом, Р. МкКоллом, Д. Маттингли, П. Лехром и другими. Создана колоссальная галерея художественно-фантастических образов. Мало того, эти виды искусства активно взаимодействуют между собой, обогащая и развивая виртуальный мир фантастики.

Однако искусство архитектуры оказывается в стороне от этого интересного и важного процесса. Если взглянуть на архитектурное творчество в названном направлении, то ничего значительного мы не увидим, хотя предпосылки к развитию жанра "архитектурной фантастики" в истории существуют. Здесь следует упомянуть гениального венецианского архитектора, археолога, гравера, художника Д. Б. Пиранези. В конце ХVIII века Пиранези стал первым архитектором, который отошел от обыденной реставрации архитектурного объекта и дал волю богатой фантазии, эмоциям и романтике. 3b.jpg (18006 bytes)Результат превзошел все ожидания: античные руины Древнего Рима ожили; мало того, к ним появился не только интерес профессионалов - историков, археологов и искусствоведов, но и огромный общественный, публичный интерес. Из посвящения меценату Джьоббе, в предисловии к своему труду, Пиранези пишет: "Признаюсь Вам, что эти говорящие руины наполняют мою душу такими фантастическими картинами, какие я не был бы в состоянии себе представить даже на основании таких точнейших рисунков этих руин, которые выполнены бессмертным Палладио и которые я постоянно имел перед глазами..." На мой взгляд, Пиранези был первым основоположником фантазирования в архитектуре. Но был ли Пиранези архитектором-строителем? Судьбе было угодно, чтобы он заполнил изображениями на медных пластинах площадь, гораздо большую, чем все итальянские граверы XVIII века, вместе взятые, и при этом воплотил в жизнь только единственную архитектурную работу - проект украшения фасада церкви св. Марии на Авентине, в которой был погребен.

Следующим архитектором - титаном уже ХХ века, посвятившим свою жизнь фантазированию, стал Яков Чернихов. Однако, в отличие от Пиранези, в творчестве Чернихова обозначился громадный интеллектуальный скачок в виртуальное пространство архитектуры. Этот мастер предложил целую систему фантазирования по различным направлениям архитектуры, издав теоретический труд "Мой творческий путь", изданный в 30-е годы ХХ века. Чернихов писал об архитектуре будущего: "Мне мыслится, что человек должен использовать необъятные пространства воздуха, недра земли и силу волн и пр. Не может быть, чтобы человек не использовал в будущем необъятные водные пространства. Также не может быть, чтобы человек оставил без своего пытливого внимания необычные свойства горных массивов, недр земли и стратосферу... Использовав все свое прошлое и перешагнув через многое, даже совершенные свои творения, человек покажет всю мощь своего гения, изобретательства, искусства и выдумки в новых, невиданных и прекрасных строениях... Одним из особых отделов архитектуры будущего будут так называемые, "подвижные сооружения" на суше, воде и воздухе..."

Итак, Пиранези, Чернихов. Кто же еще? Но как ни странно, дальше - обрыв, и я не могу вспомнить ни одного архитектора-фантаста такого уровня мышления.

Удивительно, что за столько десятилетий в архитектуре, по сравнению с литературой, кинематографом и другими видами искусства, появилось так мало произведений из мира фантастики. Явный дисбаланс, при том что архитектура является частью всеобщей культуры и так же должна впитывать духовные и художественные поиски других видов искусства. Может быть, нет интересных тем для фантазирования или, еще хуже, обществу не нужны архитектурные фантазии? Смею утверждать, что нужны и есть бесчисленное множество тем - все зависит только от творческой позиции автора и его мастерства. Просто в современной архитектуре нет такого ясно обозначенного и ярко выраженного направления - жанра "архитектурной фантастики". Нет особой школы абстрактного мышления, нового образного архитектурного "языка", которые позволяли бы легко переходить границы реального проектирования и строительства. Думаю, произведения архитектуры, созданные в жанре "архитектурной фантастики", станут необходимой духовной пищей, а сам жанр - трибуной полного свободомыслия и эксперимента, с которой архитекторы смогут предъявлять обществу свои невероятные идеи. И конечно, архитектуре необходимо воссоединиться в этом направлении с другими видами современного искусства. Однако сегодня место архитекторов в этом жанре заняли художники-дизайнеры, работающие в стиле "фэнтэзи". Именно они вместо архитекторов проектируют и рисуют фантастическую архитектуру, в силу своих возможностей, иногда убогую и без должного профессионализма. Обидно, что архитекторы сегодня заняты только реальным проектированием и строительством, отдавая представителям других видов искусств право решать, какая же должна быть архитектура в виртуальном мире фантастики.

3c.jpg (16317 bytes)