|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
В. А. Соловьев,
архитектор
На старой
Покровке
Артур Скижали - Вейс,
архитектор-фантаст
Жанр
"Архитектурной фантастики"
М. Е. Маевская, архитектор
Дома
Особого Назначения - новое лицо Москвы?
С. Б. Мержанов
Москва в
истории архитектуры Приенисейской Сибири
Н. Г. Григорьев
"Громов,
Пальцев и Ко"
Беседа кандидата
архитектуры К. М. Савкина с доктором архитектуры,
генеральным директором МНИИП "Моспроект-4"
А. В. Боковым:
Пространство
квадрата
А. А. Стариков, ректор
УГАХА, член-корреспондент РААСН
Уральская
школа архитектуры и искусства
Г. Г.
Еолян, архитектор
Еще один
резерв жилищного строительства |
Сегодня в литературе существует
сформировавшееся перспективное направление -
жанр научной фантастики. Вспомним знаменитых
писателей этого жанра: А. Беляева, Г. Уэллса, А.
Кларка, С. Лема, братьев Стругацких, И. Ефремова,
Жюль-Верна, Р. Брэдбери и других. Интерес к этому
виду литературы огромен.
Искусство
ХХ века - кинематограф, получив мощное
техническое развитие, взялся за экранизацию
образов, созданных писателями- фантастами,
материализовав их визуально, с добавлением
аудио-видео- спецэффектов. Развитие современных
компьютерных технологий позволило создать новую
фантастическую виртуальную реальность -
Интернет и компьютерные игры, в которых зритель
становится уже реальным участником и может
влиять на происходящее. В художественной среде
под влиянием всего перечисленного
сформировалось целое направление -
"фэнтэзи", представленное такими известными
художниками, как Л. Ройо, Б. Валеджо, Д. Гурни, М.
Виланом, Р. МкКоллом, Д. Маттингли, П. Лехром и
другими. Создана колоссальная галерея
художественно-фантастических образов. Мало того,
эти виды искусства активно взаимодействуют
между собой, обогащая и развивая виртуальный мир
фантастики.
Однако искусство архитектуры оказывается в
стороне от этого интересного и важного процесса.
Если взглянуть на архитектурное творчество в
названном направлении, то ничего значительного
мы не увидим, хотя предпосылки к развитию жанра
"архитектурной фантастики" в истории
существуют. Здесь следует упомянуть гениального
венецианского архитектора, археолога, гравера,
художника Д. Б. Пиранези. В конце ХVIII века
Пиранези стал первым архитектором, который
отошел от обыденной реставрации архитектурного
объекта и дал волю богатой фантазии, эмоциям и
романтике. Результат превзошел все ожидания:
античные руины Древнего Рима ожили; мало того, к
ним появился не только интерес профессионалов -
историков, археологов и искусствоведов, но и
огромный общественный, публичный интерес. Из
посвящения меценату Джьоббе, в предисловии к
своему труду, Пиранези пишет: "Признаюсь Вам,
что эти говорящие руины наполняют мою душу
такими фантастическими картинами, какие я не был
бы в состоянии себе представить даже на
основании таких точнейших рисунков этих руин,
которые выполнены бессмертным Палладио и
которые я постоянно имел перед глазами..." На
мой взгляд, Пиранези был первым основоположником
фантазирования в архитектуре. Но был ли Пиранези
архитектором-строителем? Судьбе было угодно,
чтобы он заполнил изображениями на медных
пластинах площадь, гораздо большую, чем все
итальянские граверы XVIII века, вместе взятые, и при
этом воплотил в жизнь только единственную
архитектурную работу - проект украшения фасада
церкви св. Марии на Авентине, в которой был
погребен.
Следующим архитектором - титаном уже ХХ века,
посвятившим свою жизнь фантазированию, стал Яков
Чернихов. Однако, в отличие от Пиранези, в
творчестве Чернихова обозначился громадный
интеллектуальный скачок в виртуальное
пространство архитектуры. Этот мастер предложил
целую систему фантазирования по различным
направлениям архитектуры, издав теоретический
труд "Мой творческий путь", изданный в 30-е
годы ХХ века. Чернихов писал об архитектуре
будущего: "Мне мыслится, что человек должен
использовать необъятные пространства воздуха,
недра земли и силу волн и пр. Не может быть, чтобы
человек не использовал в будущем необъятные
водные пространства. Также не может быть, чтобы
человек оставил без своего пытливого внимания
необычные свойства горных массивов, недр земли и
стратосферу... Использовав все свое прошлое и
перешагнув через многое, даже совершенные свои
творения, человек покажет всю мощь своего гения,
изобретательства, искусства и выдумки в новых,
невиданных и прекрасных строениях... Одним из
особых отделов архитектуры будущего будут так
называемые, "подвижные сооружения" на суше,
воде и воздухе..."
Итак, Пиранези, Чернихов. Кто же еще? Но как ни
странно, дальше - обрыв, и я не могу вспомнить ни
одного архитектора-фантаста такого уровня
мышления.
Удивительно, что за столько десятилетий в
архитектуре, по сравнению с литературой,
кинематографом и другими видами искусства,
появилось так мало произведений из мира
фантастики. Явный дисбаланс, при том что
архитектура является частью всеобщей культуры и
так же должна впитывать духовные и
художественные поиски других видов искусства.
Может быть, нет интересных тем для
фантазирования или, еще хуже, обществу не нужны
архитектурные фантазии? Смею утверждать, что
нужны и есть бесчисленное множество тем - все
зависит только от творческой позиции автора и
его мастерства. Просто в современной архитектуре
нет такого ясно обозначенного и ярко выраженного
направления - жанра "архитектурной
фантастики". Нет особой школы абстрактного
мышления, нового образного архитектурного
"языка", которые позволяли бы легко
переходить границы реального проектирования и
строительства. Думаю, произведения архитектуры,
созданные в жанре "архитектурной
фантастики", станут необходимой духовной
пищей, а сам жанр - трибуной полного
свободомыслия и эксперимента, с которой
архитекторы смогут предъявлять обществу свои
невероятные идеи. И конечно, архитектуре
необходимо воссоединиться в этом направлении с
другими видами современного искусства. Однако
сегодня место архитекторов в этом жанре заняли
художники-дизайнеры, работающие в стиле
"фэнтэзи". Именно они вместо архитекторов
проектируют и рисуют фантастическую
архитектуру, в силу своих возможностей, иногда
убогую и без должного профессионализма. Обидно,
что архитекторы сегодня заняты только реальным
проектированием и строительством, отдавая
представителям других видов искусств право
решать, какая же должна быть архитектура в
виртуальном мире фантастики.
|