ТАИНСТВЕННОСТЬ БЫТИЯ

Р. И. Тевосян

Русская линия

№ 4 за 2003  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №4


Содержание номера:

В.И.Ресин
Строительная отрасль: 15 лет созидания

Я. Ш. Каждан
Иван Васильевич Ламцов

О. С. Вершинина, И. В. Захаров, В. Р. Вершинин
Государственный контроль градостроительной деятельности

«Золотое сечение-2003

Г. В. Есаулов
Сессия РААСН-2003. Казань


Итоговый документ научной части сессии Общего собрания РААСН-2003

А.В.Фирсова
Учитель

О.Л.Емельянова
Воспоминания о Жолтовском

Р. И. Тевосян
Таинственность бытия

Весной 2003 года в Центральном Доме архитектора состоялся вечер памяти и открытие выставки архитектора и художника Анатолия Смагина. Его работы, собранные воедино, произвели необычайное впечатление - казалось, что от них исходит дивный золотой свет.
Живопись, акварель, графика...
Если попытаться в полном объеме представить то, что создал в искусстве Анатолий Смагин, должен бы работать научный отдел музея. А пока это всего лишь попытка, первый шаг, который сделан для того, чтобы образ художника и его творчество не исчезли во времени.
Анатолий Смагин родился в Москве 26 июня 1937 года. Отец его погиб на фронте в 1943-м, мама работала няней в детском саду. По окончании школы он поступает в Московский архитектурный институт на факультет промстроя, который окончил в 1961 году.
Художник, философ, архитектор, поэт, правдоискатель... Понятие компромисса для него не существовало - только стремление найти истину во всем. Помню, как на первом курсе архитектурного института мы сидим на лекции, где-то в последних рядах, и он говорит об искусстве. Он уже тогда блуждал по своим дорогам.
Как-то в одной из книг внезапно остановила мысль: «Мы леопарды, львы. Когда мы уйдем, останутся волки, шакалы и овцы...» Смагин был из леопардов.

Известно, что он не подписывал свои работы, отказывался от выставок. Ему казалось, что если его работы действительно представляют интерес, их впоследствии соберут, выставят, издадут. А пока жив, отпущенное время надо тратить не на хлопоты, а на работу. Одержимый искусством, Смагин посвящал ему каждый свободный час. Это была система жизненных правил, созданная им для себя, подчеркиваю, только для себя. О нем можно было сказать словами поэта: «Все мое несчастье заключается в моих достоинствах». Горестно, но однажды в момент отчаяния он уничтожил 50 лучших акварелей.
Блестяще владея рисунком, акварелью, он использовал также и смешанную технику, а в живописи изобрел свою, благодаря чему его картины легко узнаваемы. Любимой всегда оставалась акварель. Он говорил, что за свою жизнь написал 1000 акварелей. Сегодня их не собрать. Они разлетелись по свету, подаренные знакомым, а иногда просто случайным встречным, которые в свою очередь тоже раздаривали их.
Его композициям присущи изящество и музыкальность линейного ритма, колористическое многообразие контрастных локальных либо тонально единых цветов с богатой гаммой оттенков. Творческие кладовые художника были неисчерпаемы. Из его стихов:

...Всплывут воспоминанья
В движеньи красок или в акварели,
Восстанет из небытия то волшебство...

Всегда внутренне свободный, он обращался к различным направлениям искусства, как бы путешествуя во времени, что соответствовало богатству его напряженной духовной жизни, смелости поэтического мышления. «Я многоконцептуальный художник» - стало его доминантой. Для него не существовали пространственно-временные рамки, а быстрота работы акварелью позволяла выражать непосредственные мысли и состояния, апеллируя к подсознанию.
Можно выделить несколько тем, которые повторяются в его произведениях: абстрактные композиции; остро характерные графические портреты; архитектурные фантазии; пейзажи; птицы и бабочки (отождествляющиеся с крылатой душой); фантастические цветы; принцесса; всадники...Когда мы разбирали вместе его архив, он дал названия или пояснения некоторым работам: «Рождение чувства», «Охота за мной», «Сосна, море, стрекоза», «Море, гора, лодка, солнце», «Любовь», «Король Лир», «Король Лир молчит», «Дом в доме», «Глаза дерева и космический глаз», «Песня о соколе», «Ужастик», «Монстр», «Сон девушки», «Синяя птица», «Переход реки смерти», «Схватка дракона со св. Георгием», «В рюмке живет цветок - черная точка акцент для глаза», «Взгляд открытый, взгляд закрытый. Ощущение тяжести. Из этого что-то возникло. Кто-то хочет этим поживиться»...

Тане

Время течет сквозь решетку лимана,
Где в красных кораллах
Синяя птица поет о том,
Что там, в паутине лучистой,
Молча смотрит красное солнце.
Я тебе расскажу о том,
Как встречаются звезды,
Я тебе расскажу о том,
Как целуются звезды,
Я тебе расскажу о том,
Как венчаются звезды.
Я в шаль стихов тебя заверну
И отнесу в туманную вечность,
Только при этом очень жаль,
Что вечность эта не вечна.
А из золота неба плачет дождь серебра,
Словно в черных кораллах
Плачет синяя птица, будто знает,
Что там, в паутине лучистой,
Молча смеется красное солнце...
Анатолий Смагин 1970-е годы

Художник постоянно соотносил свет и тьму, жизнь и смерть, добро и зло.
Бесконечное многообразие приемов отражения окружающей действительности возникло благодаря его открытости этой действительности и интересу к людям. Попытка отнести Смагина к интровертам - заблуждение. Рыцарь чести, он умел быть настоящим другом при любых обстоятельствах. Мы дружили более 40 лет.

Анатолий Смагин создал особый мир, где доминируют вечные ценности бытия, фантастика, а подчас - мистико-символическая тайна, где в одном потоке соединяются образы, плывущие в воображении, реальность и сны. Созвучную мысль довелось прочитать в дневнике Святослава Рихтера: «Какая же фантазия бывает у творцов искусства; это смесь кошмаров в восхитительных садах. Это красота рядом со смертью, и все это реальнее, чем наша жизнь».
Неистовость, неукротимость характера художника воплощалась в его зарисовках с натуры, мгновенных портретах, Смагин рисовал постоянно - природу, людей, птиц, храмы, заброшенные деревушки. Повинуясь силе первого впечатления, он фиксировал наиболее характерное в преходящем моменте жизни, таящееся за ее внешней оболочкой.

И эту всю красу цветных иллюзий - Мир волшебный дано увидеть только раз, А дважды не дано узреть сие - Уйдет в забвенье вечное.
Но в то же время его графическим работам, акварелям, живописи присущи тщательность исполнения, почти научный подход к изображаемому. В годы работы в ЦНИИ промзданий он написал исследование о сложных проблемах цвета и световоздушной среды. Несоединимое соединялось в творчестве, подчиняясь законам какой-то особой логики.
Склонность к анализу природного совершенства и, в частности, к его цветовой гармонии воплотилась в серьезной научной работе по колористике. Предмет исследования - волшебный феномен - бабочка с удивительными сочетаниями каждого цвета в определенных пропорциях к общей поверхности крыльев. Исследование этих соотношений легло в основу колористических рекомендаций для решения вполне конкретных цветовых задач в архитектурном проектировании.

Его талант архитектора не был востребован в обществе, поскольку жизнь его выпала на десятилетия строительства по типовым проектам с применением готовых панелей и блоков. В процессе работ на храме Христа Спасителя по чертежам Смагина были воссозданы четыре внутренние звонарские лестницы на хорах, что стало его последней архитектурной работой. Лестницы разработаны по нечетким историческим фотографиям, дававшим смутное представление о форме и стилистике. И все же автор добился ощущения гармонии с архитектурно-художественным обликом интерьера, созданного в XIX веке архитектором К. Тоном. И сегодня мы можем видеть спроектированные Анатолием Смагиным золотые лестницы, ведущие в небо.

Хотелось бы вспомнить один радостный день последних месяцев его жизни. Архитектор Вадим Докторович пригласил нас в храм Христа Спасителя, над воссозданием которого он работал. Слушая его подробный рассказ, Смагин в эти минуты был совершенно счастлив. Он вновь оказался в своем профессиональном мире. На фотографии на память мы стоим втроем, обнявшись, на фоне храма.
В 1995-2001 годы - особенно трудный период - Смагин вопреки всему остался верен высоким критериям искусства и этики, которым следовал всегда. Когда руки больше не слушались его, он поставил перед собой цель: создать «лебединую песню». Она так и осталась мечтой.
Умирал он в одиночестве, в квартире, ставшей для него микромиром, его духовной средой, заполненной книгами и картинами. Мы подолгу говорили о многом, иногда казалось, он знает нечто такое, чего не знает никто, и этому «нечто» он загадочно улыбался.
Последний раз мы виделись 1 мая, говорили - 2-го. Вернувшись в Москву 10-го, я позвонила ему, однако телефон не отвечал. Никто не знал, что он умер. Так что день смерти Анатолия Смагина неизвестен: где-то между 3-м и 10-м мая 2001 года.
Он называл себя «неизвестный художник», в исключительных случаях ставил вместо подписи знак «АС». Он действительно был асом. На выставке и вечере открылось, как необходимо нам то неуловимое витающее в воздухе вдохновение, которое почти утрачено обществом, зараженным массовой культурой, тот чистый золотой свет и радость, которые несут в себе картины Анатолия Смагина.