|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.
Содержание
номера:
В.И.Ресин
Строительная
отрасль: 15 лет созидания
Я. Ш. Каждан
Иван Васильевич
Ламцов
О. С. Вершинина, И. В. Захаров, В. Р. Вершинин
Государственный
контроль градостроительной деятельности
«Золотое сечение-2003
Г. В. Есаулов
Сессия РААСН-2003.
Казань
Итоговый документ
научной части сессии Общего собрания РААСН-2003
А.В.Фирсова
Учитель
О.Л.Емельянова
Воспоминания о
Жолтовском
Р. И. Тевосян
Таинственность
бытия |
Не буду касаться
архитектуры, а расскажу об Иване Владиславовиче
просто как о человеке.
Вступлением пусть послужит небольшой эпизод
первой встречи Ивана Владиславовича с Ольгой
Федоровной (моей тетушкой по матери). Это было
году, наверное, в 1927-м, Ольга Федоровна вместе со
своим мужем Валентином Сергеевичем Смышляевым (актером
и режиссером 2-го МХТ) были в гостях у
Габричевских (о них я расскажу позже), где также
находился Иван Владиславович Жолтовский. Видимо,
для Ивана Владиславовича и Ольги Федоровны
происшедшее на этом вечере знакомство было
знаменательным, что, очевидно, почувствовал и
Смышляев, так как довольно рано и настойчиво стал
звать Ольгу Федоровну домой. Никакие ее просьбы
побыть еще немного не помогли. Они ушли.
Не секрет, что бывает любовь с первого взгляда. По-видимому,
она была взаимной. Вскоре Ольга Федоровна уехала
с дочкой Любочкой и со мной на лето на Украину.
Было ли все договорено с Иваном Владиславовичем,
я не знаю. Но, во всяком случае, он приехал к Ольге
Федоровне. Хватка у Жолтовского была железная!Период
пребывания на Украине стерся из моей памяти, лишь
помню, как я лазала по деревьям, а Любочка плакала,
так как ей это не всегда удавалось. Бывали
моменты, что мы с Любочкой ссорились. Но после
того, как моя мама написала из Москвы письмо, где
было сказано, как однажды, идя по московской
улице, услышала по радио знакомые голоса - это
ссорились Любочка с Олей, на нас это очень
подействовало. Мы потом старались говорить друг
другу ласковые слова, надеясь, что и это будет
услышано.
После возвращения в Москву Ольга Федоровна
вместе с дочкой переехала к Жолтовскому. Первая,
более сознательная моя встреча с Иваном
Владиславовичем состоялась, когда мне было лет
10-11. Помню, что он был интересным, крупным,
стройным, очень длинноногим, с необыкновенно
живым, проницательным взглядом.
Давайте приоткроем дверь его дома. Я часто
приходила к Любочке, которая так и осталась моей
ближайшей подругой на всю жизнь. Иван
Владиславович всегда заглядывал к нам в комнату,
интересуясь,
чем мы занимаемся. А если видел, что мы просто
болтаем, старался что-нибудь придумать,
поскольку органически не переносил безделья.
Вообще Иван Владиславович относился к людям с
большой добротой, участием и помогал им, чем
только мог. К сожалению, люди отрывали его от
работы, обращаясь к нему с различными просьбами,
не имеющими к архитектуре никакого отношения.
Поэтому Ольга Федоровна была вынуждена стать его
личным секретарем, всякий раз оценивая, есть ли
необходимость его беспокоить. Особо настойчивые
и неделикатные старались «захватить» его, когда
Ольга Федоровна уезжала на дачу.
Однажды во время войны (Иван Владиславович не
был в эвакуации) мать одной студентки
Архитектурного института (мне не хочется
называть ее фамилию) явилась с просьбой помочь
достать ей дрова. Пришла она под самый
комендантский час, и Иван Владиславович вынужден
был всю ночь терпеть ее присутствие и болтовню.
Он был очень деликатным человеком. Одним словом,
работать она ему не дала, а ночные часы были для
Жолтовского самыми продуктивными. Спать он
ложился всегда около 6-7 утра.
Иван Владиславович очень любил молодежь, общение
с ней было для него жизненной потребностью. Он
сам молодел от этих встреч. Консультации своей
мастерской Иван Владиславович проводил как в
Моспроекте, так и у себя дома. По словам его
учеников, консультации на дому казались наиболее
интересными и плодотворными. Да и Иван
Владиславович считал эти часы самыми
счастливыми.
Своих детей у Ивана Владиславовича не было, но
относился он к детям с теплом и участием. Как-то я
пришла к Ольге Федоровне (вернее, просто к тете
Леле) с моей дочкой Машенькой (Любочкиной
крестницей), которой было тогда лет 7-8. Она
училась в Центральной музыкальной школе при
Московской консерватории. Иван Владиславович
попросил Машу сыграть Баха и остался очень
доволен. Думаю, что это была не просто вежливость,
потому что слушал он ее с большим вниманием (Маша
потом окончила музыкальную школу с золотой
медалью). Посчитав ее достаточно взрослой, Иван
Владиславович принес ей письмо архитектора
Николая Петровича Былинкина (довольно
философское, присланное ему к какой-то особой
дате), посоветовал внимательно его прочесть и
понять его мудрость.
Часто бывая у Жолтовских, я иногда приходила
лично к Ивану Владиславовичу за советом или
консультацией, в чем никогда не имела отказа.
Нужно сказать, что Иван Владиславович очень
привязался ко мне, всегда с удовольствием
делился своими впечатлениями, рассказывал о
своих поездках в Италию и показывал
многочисленные фотографии, приобретенные там. А
однажды, в порыве добрых чувств, сделал мне
неоценимый подарок - книгу Палладио, на которой
тонко заточенным чертежным карандашом надписал:
«Олечке, с пожеланием понять мудрость этой
книги». И, как всегда, подписался ИЖ (его подпись
все называли «Ижица»).
Когда же я приходила просто к Любочке или Ольге
Федоровне, то Иван Владиславович, узнав о моем
приходе, обычно поднимался из мастерской наверх,
приносил какие-нибудь интересные книги по
архитектуре, а чаще звал меня в мастерскую.
Однажды он высказал пожелание, чтобы я
запоминала, что и где лежит у него в мастерской. А
мастерская у него была просто музеем: и хорошая
мебель, и мраморная скульптура, и замечательные
картины, вплоть до портрета Палладио, что было
для него особенно ценно. И, конечно, рабочий стол
с великолепным при нем креслом, в котором он
сидел во время работы. Без этого кресла Ивана
Владиславовича
невозможно было представить. В нем он казался
Королем архитектуры.
Иван Владиславович работал обычно ночами, так
как днем у него было много других дел:
консультации в ряде проектных организаций и в
Архитектурном институте, где он был еще и
художественным руководителем. Да и домой к нему
приходило немало людей. Может быть, главным было
то, что ночами ему никто не мешал.
Здесь я хочу сделать маленькое отступление. О
присутствии Ивана Владиславовича в
Архитектурном институте всегда можно было
догадаться по аромату чудного табака, который
стоял в коридорах. Он один курил трубку с таким
табаком, приготовленным им самим: за основу брал
«Золотое руно», добавлял туда мед и что-то еще.
Это было настоящее таинство.
Во время войны прямым попаданием бомбы был
полностью разрушен двухэтажный дом на
территории Третьяковской галереи, в котором жили
Рыбниковы, родственники Ольги Федоровны и моей
мамы. Нужно сказать, что муж Любови Федоровны
Рыбниковой Алексей Александрович был главным
реставратором галереи и художником. Несколько
его полотен висело в Третьяковской галерее, я
помню небольшую картину «Полотер». Какое-то
время, пока Моссовет не предоставил им квартиру,
Рыбниковы всей семьей в пять человек жили у нас в
61-й квартире дома 16 на Малой Никитской улице. А
так как у нас стало тесновато, Ольга Федоровна и
Иван Владиславович предложили мне пожить у них.
Вечерами я бывала в мастерской у Ивана
Владиславовича, но старалась уйти не очень
поздно, чтобы не мешать ему работать. Кроме того,
мне нужно было утром идти на занятия в
Архитектурный институт, поэтому я вставала рано,
обычно тогда, когда Иван Владиславович пил
утренний чай и шел спать. Ел он вообще мало, так
как считал, что «есть надо лишь столько, чтобы не
умереть с голода». А Ольга Федоровна старалась,
конечно, кормить его калорийно. Иван
Владиславович был добрым человеком и любил
делать людям приятное. Так, нам с Любочкой каждый
вечер перед сном он приносил по кусочку шоколада,
что было безумно трогательно. Он любил угощать и
своих учеников. Однажды Николаю Константиновичу
Базалееву (в нашем обиходе - Коле), к которому он
относился очень тепло, налил какао. Коле напиток
понравился, и после этого Иван Владиславович при
каждом удобном случае угощал его им.
А случаев было немало, так как во время войны
его ученики, в том числе и Коля, часто оставались
дежурить по ночам на крыше его дома, чтобы
вовремя скинуть вниз зажигалки. Как-то ночью на
крышу дома упало несколько зажигалок, которые
Коле удалось быстро сбросить во двор. Но одна из
них пробила кровлю и, проскочив сквозь обрешетку,
загорелась на чердаке. Коля и тогда не растерялся:
все погасил и засыпал песком, запасенным в ящиках.
Дом Ивана Владиславовича был двухэтажный, причем
в комнатах второго этажа стояла хорошая мебель,
висели прекрасные картины. В конце зимы, когда в
воздухе веяло весной и от теплых лучей солнца
начинал таять снег, мы с архитектором Дмитрием
Георгиевичем Олтаржевским лезли на крышу дома
счищать его, чтобы протечки не испортили ценные
вещи на втором этаже.
Да, дом этот, в котором жил Жолтовский с 1920 по 1959
год, был действительно знаменит! На тумбе у ворот
при входе во двор была прикреплена мраморная
доска «Свободен от постоя», которую потом кто-то
варварски уничтожил. В начале XIX века он
принадлежал писателю и общественному деятелю
Александру Владимировичу Станкевичу. (Вознесенский
переулок, на которой дом находился, в 1922 году в
память о его брате, философе и просветителе
Николае Владимировиче получил название улицы
Станкевича. Сейчас ему возвращено историческое
название.) В 1827 году здесь поселился поэт
Боратынский, у которого в 1828-1834 годы бывал в
гостях Пушкин.
Раньше на месте мастерской Ивана Владиславовича
была домовая церковь, что видно из подлинных
чертежей дома Станкевича, которые хранятся у
Ольги Северцевой (племянницы Габричевских). В
торце мастерской было маленькое возвышение,
именно там находилась алтарная часть церкви с
полукруглой нишей, заделанной при перестройке
дома. Там у Ивана Владиславовича стояло
великолепное бюро красного дерева с мраморными
колонками, которое много позднее было передано в
дар в Царскосельский дворец.
Рассказывая о Жолтовском, нельзя не сказать
несколько слов и об Александре Георгиевиче
Габричевском, родственнике Станкевичей. По
высказыванию искусствоведа А. М. Кантора, у него
были все данные, чтобы «стать легендой еще при
жизни». (Тем, кто хочет ознакомиться с жизнью и
творчеством А. Г. Габричевского, рекомендую книгу
О. С. Северцевой. В ней, в статье М. В. Алпатова,
есть замечательные слова: «Вклад Габричевского в
нашу культуру в известной степени подобен тому,
который оставил Станкевич в русской культуре
прошлого века.»)
Я радуюсь и горжусь тем, что такой необыкновенно
образованный, умный и высококультурный человек,
каким был Александр Георгиевич, являлся крестным
отцом моей дочери. В последнее лето жизни
Александра Георгиевича, когда он уже был
безнадежно болен, моя Машенька проводила с ним в
Коктебеле довольно много времени. Особенно они
любили совместные прогулки по холму Топсень. В
Коктебеле он и умер, похоронен на местном
кладбище.
Нужно сказать, что Иван Владиславович
Жолтовский сначала снимал комнаты в доме
Станкевича и только после переезда Александра
Георгиевича Габричевского к жене - Наталии
Алексеевне Северцевой (в здание Университета на
Моховой), стал фактически хозяином квартиры.
Каждый год 27 ноября - в день рождения Ивана
Владиславовича - с поздравлениями собирались
архитекторы почти со всей Москвы. Мастерская '
была до отказа заполнена гостями. В эти вечера мы
С Любочкой активно помогали по хозяйству:
разносили гостям чай, подавали угощение и
старались чем только возможно занять их. Гости
старались быть поближе к Ивану Владиславовичу,
который сидел в кресле, только самые
стеснительные и скромные устраивались вдали от
него.
А в юбилейные дни чествование Ивана
Владиславовича проходило в Доме архитектора, в
Большом зале на втором этаже, куда приходили не
только московские и ленинградские архитекторы,
но и люди из разных по профилю организаций и из
других городов. Было много цветов, адресов и
различных подарков. Так, в один из юбилеев мы,
тогда еще студентки, преподнесли Ивану
Владиславовичу от Архитектурного института
старинное кашпо с кактусом - символом вечности (кактус
принес нам Михаил Иванович Курилко специально
для Жолтовского).
А потом в каминной было застолье. «Хозяином» Дома
архитектора в то время был Каро Семенович Алабян.
Этот внимательный и гостеприимный чело: век
исполнял роль тамады за столом. После основных
тостов и поздравлений он по очереди подсаживался
к каждому гостю и для каждого находил теплые
слова. И я также была удостоена его внимания.
Иван Владиславович бывал и у нас в семье. В один
из визитов к нам он привез мне в подарок
великолепный английский полугоночный велосипед,
на котором я впоследствии гоняла по Можайскому
шоссе во время летнего отдыха на Николиной горе -
сравнительно недалеко от дачи Жолтовских,
находившейся около деревни Дарьино по
Белорусской дороге.
Дом Жолтовского был замечательно расположен:
сзади лес, с одного бока спуск к маленькой, очень
чистой речушке с ключами, откуда брали воду для
питья, а с другого бока и спереди при подходе к
дому - поле, где среди ржи великолепно
чувствовали себя васильки. Одним словом, красота:
была необыкновенная. Недаром Иван Владиславович
довольно долго подыскивал себе дом и, безусловно,
нашел то, что искал. Он снимал его сначала у Стол-повских,
а потом купил.
Жизнь Ивана Владиславовича на даче была не
менее деятельной, чем в Москве: он косил траву,
причем прекрасно владел косой, постоянно ходил
писать этюды, зимой катался на лыжах, а летом
совершал довольно далекие прогулки, во время
которых собирал лекарственные травы и растения,
делая потом лечебные настои. И так же, как в
Москве, любил принимать гостей. На втором этаже
его дачи, кроме спальной комнаты, была, как и в
Москве (правда, несколько иных габаритов),
мастерская с чертежным столом и великолепными
гравюрами на стенах. Видимо, без архитектурной
деятельности его жизнь была неполноценной.
Во время войны железнодорожное движение по
Белорусской дороге прекратилось. Однажды Ивану
Владиславовичу необходимо было срочно попасть в
Москву - и он отправился с дачи в 40-километровый
путь на велосипеде. Только в городе попросил
пустить его с велосипедом в троллейбус, показав
всем удостоверение члена Моссовета. В то время
ему было около 75 лет! В эти дни стояла жара - и он
довольно сильно обгорел в пути.
Ученики Ивана Владиславовича очень любили
ездить к нему на дачу на велосипедах и оставались
там ночевать на сеновале. Один раз и я рискнула в
такой надежной компании, как Скокан, Базалеев,
Кувшинов и Лебедев, поехать вместе с ними. Это был
мой первый такой далекий выезд.
Как правило, вся мастерская приезжала на дачу 24
июля на именины Ольги Федоровны. Этот день всегда
очень широко отмечался, и к нему готовились
заранее. Кроме хорошо приготовленных блюд, на
грядках специально приберегали клубнику, по
традиции ее подавали на стол с взбитыми сливками.
Любочка составляла остроумно-шуточные меню (например,
«Кильки на диванчиках»).
Ольгин день Иван Владиславович очень любил. Он
был большим праздником не только для него, но и
для всей мастерской, приезжавшей обычно в полном
составе с теплыми поздравлениями, остроумными
карикатурами. Я также всегда бывала в этот день,
тем более что я тоже Ольга.
Вот еще одно довольно колоритное добавление. В
ближайшей деревне Дарьино люди очень душевно
относились к Жолтовскому. Обычно каждый год в
день именин Ольги Федоровны местные женщины
надевали самые нарядные платья и на поляне,
вблизи дома Жолтовского, водили хороводы. А Ольга
Федоровна посылала им всевозможные вкусные
презенты. По-моему, это было уже традицией, причем
очень русской.
Я до сих пор удивляюсь, как в нашей сложной,
взбалмошной московской жизни Ивану
Владиславовичу удавалось так много всего
успевать.
Живя на даче, Иван Владиславович заболел
воспалением легких. Какое-то время боялись
перевозить его в Москву, ведь транспортировать
тяжело больного, да еще в 92-летнем возрасте не
просто. Но пришлось это сделать: нужна была
квалифицированная медицинская помощь и хороший
уход. В Москве его лечил мой брат Андрей
Леонидович Лимчер (ученик своего отца, Леонида
Федоровича Лимчера, квалифицированного врача-терапевта,
безупречно проработавшего 17 лет в Кремлевской
больнице и лечившего ранее Ивана Владиславовича).
Он приходил каждый день, делал все необходимое,
но спасти Ивана Владиславовича так и не удалось.
Очевидно, возраст сыграл свою роковую роль.
Смерть Ивана Владиславовича была потрясением не
только для родных и близких. Прощались с ним в
Большом зале Дома архитектора. У гроба была
поставлена береза - своеобразный символ его
отношения к жизни. «Учиться надо у природы», -
обычно говорил Иван Владиславович и приводил в
пример дерево: как оно, толстое и тяжелое от корня,
становится все легче, членится все мельче и
мельче, доходя до листа, растворяется в воздухе и
переходит в бесконечность.
Иван Владиславович вообще был очень мудр. Мне
кажется, что он еще недостаточно понят. Думаю, что
спустя какое-то время, и может быть, даже очень
большое, он будет раскрываться, и раскрываться
людям, особенно архитекторам. Похоронили Ивана
Владиславовича на старой территории
Новодевичьего кладбища. Рядом с могилой росло
дерево, которое живо и по сей день. Его ученики
заказали памятник из огромного куска
итальянского мрамора в виде большой вазы с
орнаментом - по проекту, сделанному ранее самим
Иваном Владиславовичем для Неждановой, но почему-то
не осуществленному. Обдумав, сочли это лучшим
вариантом. На доме, где жил Иван Владиславович,
установлена мемориальная доска. В нем
разместился читальный зал Государственного
исторического архива города Москвы.
Чтобы не заканчивать свой рассказ на такой
грустной ноте, хочу вспомнить, что вылет в Италию
в 1963 году группы архитекторов, куда и мне с мужем
Юрием Никитичем Емельяновым посчастливилось
попасть, состоялся 27 ноября, в день рождения
Ивана Владиславовича. Для нас это было очень
символично. На этом, пожалуй, и закончу свой
рассказ. |