ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ЛАМЦОВЯ. Ш. Каждан |
||||||
№ 4 за 2003 год |
|
|||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание номера:
В.И.Ресин
А.В.Фирсова |
Иван Васильевич
Ламцов (1899-1989) прочно вошел в историю московской
архитектурной школы, Московского архитектурного
института. Жизнь этого зодчего, художника,
теоретика и педагога в какой-то мере отражает
развитие советской архитектуры. Он родился в 1899 году в деревне Филипповичи Рязанской губернии Зарайского уезда. В детстве Ивану приходилось бывать в Зарайске. Небольшой красивый городок на реке Осетр со старинным кремлем и собором вызывал у мальчика чувство восхищения, что нашло отражение в его ранних рисунках. В семь лет (для деревни это считалось рано) он поступает в только что выстроенную в Филипповичах школу, где вместе с ним учились и великовозрастные крестьяне. Правда, учение оказалось непродолжительным: отец, живший в Москве, забрал семью к себе. В Москве Иван пошел в трехклассную школу, а затем продолжил обучение в городском Солодовниковско-купеческом училище, где, как он вспоминал позднее, «готовили бухгалтеров, но меня это мало интересовало. А вот чистописание, рисование меня увлекало, за отличные успехи в рисовании я был награжден книгой рассказов». Одной из памятных детских работ стал портрет-копия Петра I. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба Ламцова, если бы он не услышал от товарищей о существовании общеобразовательного отделения при Училище живописи, ваяния и зодчества на Мясницкой улице. Неподготовленному человеку поступить туда было сложно, поэтому Иван начинает заниматься в частной студии Василия Никитовича Мешкова - известного художника своего времени. «У Мешкова я был недолго, - рассказывал И. В. Ламцов. - Помню, как рисовал у него в классе гипсовую голову. Ко мне подошел Мешков, посмотрел и сказал: «Рисуете гипс, а у вас суконная модель». А как сделать, чтобы был гипс, не сказал, хотя и похвалил за то, что здорово рисую». Вскоре И. В. Ламцов переходит учиться в студию одного из учеников В. А. Серова - Петра Ивановича Келина. В квартире художника в большой тесноте сидели обучающиеся: была объявлена всего одна вакансия в 4-й класс Училища, а желающих оказалось куда больше «По общеобразовательным предметам, - вспоминал Иван Васильевич, - я подходил, а вот достаточной художественной подготовки не было. Я попросил П. И. Келина посмотреть мои рисунки и сказать, будет ли толк. Келин посмотрел и сказал: «Садись и рисуй!»....Рисовали натуру - старика. Келин подсел ко мне и говорит: «Ты видишь пятно теневое и не должен думать, что сидит человек. Нужно увидеть то, что рисуешь, и правильно строить соотношение в рисунке». После окончания работы Келин «моего» старика похвалил. Думаю, что это серовский прием, так как Келин тоже был хорошим портретистом. Он учил не только рисовать, но и ощущать жизнь». В августе 1916 года Иван Ламцов держит экзамен по
рисунку в Училище живописи, ваяния и зодчества.
«Конкурс был большой - 12 человек на место. Мы
рисовали гипсовую голову Зевса (случайно мой
экзаменационный рисунок сохранился). Закончив
работу, сдавали рисунки экзаменатору, рисунок
опечатывали и сдавали в комиссию, так что кто как
нарисовал, не было известно до объявления
результатов экзамена». Конкурс прошли два
человека, в их числе был и Ламцов, зачисленный на
общеобразовательное отделение Училища. После Октябрьской революции произошли
перемены в организации художественных учебных
заведений. В 1918 году по Постановлению
Правительственной комиссии по делам искусства
на базе бывшего Училища живописи, ваяния и
зодчества организовали II Свободные
государственные художественные мастерские (I -
Строгановское училище, или СХМ)1, в которых
учащиеся имели право выбирать руководителя и
придерживаться любых направлений и методов
обучения. Между направлениями шла борьба,
занятия проходили нерегулярно. Архитектурному факультету Вхутемаса
придавалось особое значение, так как он стал по
сути наследником трех учебных заведений:
Московского дворцового архитектурного училища,
присоединенного в 1865 году к Московскому училищу
живописи, ваяния и зодчества (существовавшему до
1918 года), архитектурного отделения УЖВЗ
(закрытому тоже в 1918 году) и архитектурного
факультета II Свободных художественных
мастерских. Новый факультет имел большие
автономные права. Среди
профессорско-преподавательского состава были
художники В. А. Фаворский, П. П. Кончаловский, Р. Р.
Фальк, В. Е. Татлин, И. И. Машков, скульпторы И. М.
Чайков, В. И. Мухина, архитекторы И. В. Жолтовский,
А. В. Щусев, И. В. Рыльский. Историю архитектуры и
искусства преподавали А. Г. Габричевский, Н. И.
Врунов и другие2. В 1921 году по инициативе студентов мастерской И.
В. Жолтовского была создана (помимо имеющихся
трех) объединенная мастерская под руководством
В. Ф. Кринского, Н. А. Ладовского и Н. В. Докучаева,
по принципам обучения «выпадавшая» из практики
Вхутемаса, поэтому декан факультета Норбет был
решительно против такой группы. «Обсуждение
путей архитектурного образования, - рассказывал
Ламцов, - шло на архитектурном факультете горячо
и бурно. Мы,сторонники Кринского, отстаивали свои
взгляды, и дело доходило до резких столкновений». Особо памятным для И. В. Ламцова стал 1923 год,
когда решением Наркомпроса его в числе
нескольких студентов выдвинули на
преподавательскую работу. Одновременно он
продолжает курс обучения и выполняет в макете
учебное задание по выявлению закономерностей
организации пространства (динамики и ритма,
массы и веса). С 1923 года начинается и общественная
деятельность Ламцова - он один из учредителей
Ассоциации новых архитекторов (Аснова). сельскохозяйственной выставки и в конкурсе на
проектирование Дворца труда. И. В. Ламцову, М. П.
Коржеву (отцу известного советского художника) и
В. А. Петрову было поручено проектирование
отдельных объектов старой и новой деревни на
выставке. Работа шла под руководством профессора
Алексея Михайловича Рухлядева (автора Речного
вокзала в Химках). За этот проект и возведение
старого архангельского дома (непростое дело -
огромные бревна клались вручную под песню
«Дубинушка») молодые архитекторы были
награждены Дипломами II степени
Сельскохозяйственной выставки и натуральной
премией (пальто на овчинном меху, костюм, меховая
шапка и 10 рублей). В 1926-1928 годы И. В. Ламцов публикует ряд
теоретических статей по проблемам архитектуры и
эстетики («О левой фразе в архитектуре», «К
вопросу о диалектике в архитектуре»4 и др.),
выполняет проекты спортклуба «Красные
Хамовники» (совместно с архитектором В. А.
Петровым, осуществлен частично) и
Полиграфической выставки в Москве. В годы первой пятилетки И. В. Ламцов становится членом Научно-технического совета, состоявшего из крупных специалистов. Рекомендации совета учитывались при разработке проектов всех важнейших строек страны - до 200 объектов в год: жилье и общественные здания в Комсомольске-на-Амуре, Орске, Лисичанске, Магнитогорске. Вот как об этом говорит сам И. В. Ламцов: «В 1929 году, работая в Аснове, мы экономили миллионы рублей, так как перепроектировали многие объекты так, чтобы их удешевить и в то же время улучшить интерьер и внешний вид». И. В. Ламцов продолжает преподавать - уже в
качестве доцента Вхутеина. Не пропускает и
различные архитектурные конкурсы - проекты
Дворца Советов (1931, I конкурс), Дворца техники,
Дворца труда в Охотном ряду (1932), которые оставили
заметный след в истории советской архитектуры. В
1929 году И. В. Ламцов вступает в ВОПРА -
Всероссийское общество пролетарских
архитекторов, а с образованием единых творческих
союзов (1 937) становится членом Союза советских
архитекторов, где ведет большую общественную
работу: он член правления Московской
организации, член жюри архитектурных конкурсов.
При этом Иван Васильевич очень много трудится
творчески: в составе архитектурной мастерской №
9 отдела планировки Моссовета он участвует в
проектировании жилых и общественных зданий,
промышленных сооружений, в планировке
населенных мест и парков. 1938 год - проекты жилых
домов в поселке Лианозово, мост через реку Упа в
Туле; 1939-й - один из вариантов проекта
Клязьменского лесопарка, проект застройки
Ярославского шоссе, соавторство в проекте парка
культуры и отдыха в Ступино; 1941-й - соавторство в
проекте жилых домов в рабочем поселке Рублево. После войны Иван Васильевич возвращается в
Московский архитектурный институт, и отныне
преподавательская работа становится его
основным делом. С 1946 по 1955 год он декан факультета
общей подготовки, одновременно продолжает
разрабатывать совместно с заведующим кафедрой
основ архитектурного проектирования
профессором В. Ф. Кринским и профессором М. А.
Туркусом научно-теоретические основы курса
объемно-пространственной композиции. Этот курс
профессор И. В. Ламцов читает не только в МАрхИ, но
с 1960 года и в Московском
художественно-техническом (Строгановском)
училище, где впервые вводится такая дисциплина. Иван Васильевич был всегда неизменно
доброжелателен, охотно спешил на помощь в
решении как профессиональных, так и житейских
проблем. Все, кому довелось общаться с ним,
вспоминают, что речь его была неторопливой,
словно каждое слово он предварительно взвешивал.
Его зоркий, если не сказать цепкий взгляд как
будто пронизывал собеседника насквозь. С ним
нельзя было лукавить, заниматься пустословием. Таким образом, существовала централизация
контроля в руках союзных органов
государственной власти, имеющая свои плюсы и
минусы. К позитивным элементам системы
госконтроля следует отнести ее нацеленность на
максимальную действенность, эффективность,
плановость проведения контрольных мероприятий.
В числе основных недостатков - отсутствие
должной координации в контрольно-ревизионной
работе, что нередко порождало параллелизм в ее
осуществлении, вело к распылению сил органов
контроля, мешало оперативной деятельности
предприятий3. В последнее время весьма актуальное значение
принимает проблема взаимодействия
государственного контроля с общественным. На
основе анализа опыта ряда западных развитых
стран можно сделать следующие выводы21: Государственная градостроительная политика,
формирование и реализация которой является
одной из важнейших задач Госстроя РФ, включает
создание условий для устойчивого развития
территорий и поселений, формирования систем
расселения и инженерно-транспортной
инфраструктуры с учетом комплексного
социально-экономического развития страны и ее
регионов, рационального природопользования,
сохранения историко-культурного наследия и
охраны окружающей природной среды. 1 Известия ВЦИК. № 193/457. 1918, 7 сентября. |