Строительная отрасль 15 лет созидания

И. Ресин, Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы,
руководитель Комплекса архитектуры, строительства, реконструкции и развития города

Русская линия

№ 4 за 2003  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №4


Содержание номера:

 

В.И.Ресин
Строительная отрасль: 15 лет созидания

Я. Ш. Каждан
Иван Васильевич Ламцов

О. С. Вершинина, И. В. Захаров, В. Р. Вершинин
Государственный контроль градостроительной деятельности

«Золотое сечение-2003

Г. В. Есаулов
Сессия РААСН-2003. Казань


Итоговый документ научной части сессии Общего собрания РААСН-2003

А.В.Фирсова
Учитель

О.Л.Емельянова
Воспоминания о Жолтовском

Р. И. Тевосян
Таинственность бытия

Строительная отрасль столицы всегда играла первостепенную роль в решении социальных и экономических задач. В начале 1990-х годов на заре социально-экономических реформ Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков определил строительство как одно из приоритетных направлений развития города, как локомотив, способный провести экономику Москвы сквозь череду дефолтов и кризисов.
Именно поэтому начало работы до совершенствованию управления деятельностью предприятий и организаций Комплекса и создание Мосстройкомитета были весьма своевременными. Все последующие шаги Правительства Москвы стали примером целеустремленного внедрения системного подхода к организации инвестиционно-строительной деятельности. За эти годы удалось провести в жизнь новую структурную политику, вытекающую из необходимости сохранения технологической целостности Комплекса, предотвратить угрозу хищнической приватизации предприятий отрасли.
Благодаря принципиальной позиции и личному мужеству Мэра столицы акционирование строительных организаций города проводилось не по федеральной, а по московской модели. Сегодня Строительный комплекс, работающий в рыночных условиях хозяйствования, в отличие от ранее существующей системы, объединяющей по вертикали соподчиненность всех строительных подразделений города, состоит из конкурирующих между собой организаций, представляющих столичную строительную индустрию от архитектурно-проектных мастерских до предприятий промышленности стройматериалов и домостроительных комбинатов.

Под руководством Комплекса архитектуры и строительства, развития и реконструкции города действуют сохраненные ведущие производственные структуры: Главмосстрой, Моспромстрой, Мосинжстрой, Мосремстрой, Моспромстроймате-риалы, Мосмонтажспецстрой и другие. Все они имеют различный статус - госпредприятия, акционерные общества и холдинговые компании, предприятия среднего и малого бизнеса.
Созданная в городе система управления позволила всерьез заняться перспективным планированием, выявить значение Генерального плана в жизни Москвы как основного инструмента градостроительного развития. В результате сегодня мы имеем отработанный механизм среднесрочного планирования городского заказа, организации предпроектной подготовки строительства, своевременных разработок и утверждения проектной документации и формирования на этой основе годовых инвестиционных программ.
В рамках этой системы Комплекс приступил к созданию новых и модернизированных серий проектов жилых домов, школ, детских садов, предприятий коммунального хозяйства, подстанций Скорой помощи, пожарных депо.
Комплекс подготовил и начал реализовывать программы модернизации и технического перевооружения предприятий стройиндустрии. Уже к середине 1990-х годов промышленность и строители с участием проектных и научных организаций провели через экспериментальное строительство всю номенклатуру разработанных проектов, заложили основу современных технологий. Это один из принципиальных аспектов нашей новой градостроительной политики, связанной не только с обновлением продукции домостроительных комбинатов, но и с переходом к разработке адресных проектов, учитывающих такие особенности участков строительства, как существующая застройка, рельеф местности.
Сегодня этот принцип наиболее ярко воплощен в экспериментальном районе Куркино на северо-западе Москвы, строительство которого должно быть завершено в ближайшие два-три года. Уникальный холмистый ландшафт Куркина, в который архитекторы вписали жилые дома, выполненные по индивидуальным авторским проектам, напоминает Швейцарию. Наиболее живописная часть этого района даже была названа Лозанной.

Новые конструктивные элементы, теплые стены, отделочные материалы, инженерное энергосберегающее оборудование, автоматизированная система управления энергопотреблением, оконная столярка - все эти бывшие темы экспериментального строительства ныне являются продуктами массового производства. Именно в середине 1990-х годов городские строительные организации впервые обратили внимание на монолитное домостроение - и город получил жилые дома на Каширском шоссе, на улицах Дунаевского, Стасовой и по ряду других адресов. Жизнь подтвердила своевременность этого начинания. Сегодня более половины всего ввода жилья составляют дома, выполненные в монолитном исполнении.

В 1996-1998 годы мы перешли к осуществлению важной градостроительной идеи создания жилищных комплексов. «Синяя птица», новая Олимпийская деревня, «Золотые ключи», Покровское-Глебово, «Алые паруса», застройка Рубцовской набережной, Зоологической и Краснопролетарской улиц, строящиеся «Воробьевы горы» и вертикаль на Ленинском проспекте показали умение наших архитекторов и инженеров мыслить системными категориями.
Славные страницы в истории московского градостроительства - возрождение уникальных объектов архитектурного, исторического и культурного наследия. Это - Казанский собор и Иверская часовня на Красной площади, храм Христа Спасителя и Старый гостиный двор; реконструкция филиала Государственного академического Большого театра, Малого театра, Музея А. С. Пушкина на Пречистенке, театра «Новая опера» в саду «Эрмитаж», Исторического музея.

Подлинным украшением города стали: мемориальный комплекс на Поклонной горе, созданный в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне, реконструированная большая спортивная арена в Лужниках, преобразившаяся Манежная площадь и значительная часть исторического центра Москвы. Только те, кто не желает видеть, не заметят, что сегодня центр города вычищен, хорош собой, здесь уже проведены и ведутся большие работы по реконструкции и новому строительству - это жилье, здания банков и офисов, магазинов и ресторанов, театров и концертных залов.
Итоги работы за прошедшие 15 лет значительны: Москва получила 49,5 миллионов квадратных метров жилья, 316 общеобразовательных школ и 31 блок начальных классов, 343 детских сада, 124 поликлиники, 46 больниц, десятки спортивно-оздоровительных центров и торговых комплексов, крытые катки и бассейны. Перечислять сделанное можно было бы очень долго.
За сухими цифрами статистической отчетности стоит огромный труд многотысячной армии строителей, создавших новые благоустроенные районы: Ясенево и Тропарево-Никулино, Северное и Южное Бутово, Жулебино и Марьинский парк. Число москвичей, живущих сегодня в каждом из них, не уступает, а порой и превосходит численность населения многих районных и областных центров Российской Федерации. Для нормальной жизни и деятельности районов массовой застройки создана современная инженерная и транспортная инфраструктура. Введены в строй районные тепловые станции суммарной мощностью более 2,5 г/кал в час. Сданы в эксплуатацию почти 2 тысячи километров инженерных коммуникаций.

Построены и крупные гидротехнические объекты - Вазузская гидротехническая система, водопроводно-регулирующий узел в Митино, резервуары чистой воды на Новозападной водопроводной станции, второй блок Ново-Люберецкой станции аэрации; с использованием новейших технологий очистки возведена станция аэрации в Южном Бутове. Сданы в эксплуатацию канализационно-насосные станции в Измайлове, Жулебине и Южном Бутове. Энергоснабжение центра города и районов массовой застройки обеспечивают новые электроподстанции: «Таганская», «Зубовская», «Иловайская», «Жулебинская» и «Новоцентральная».
Для улучшения транспортного обслуживания населения за прошедшие годы введены в эксплуатацию почти 2,5 миллиона квадратных метров дорог, построены 3 автобусных парка, введены в действие обновленные Казанский и Павелецкий вокзалы. Полностью реконструирована Московская кольцевая автомобильная дорога, оборудованная постами ГАИ, наземными и подземными пешеходными переходами, павильонами автобусных остановок, транспортными развязками, путепроводами и мостовыми сооружениями. Очень много достижений в метростроении.
И это далеко не полный перечень того, что сделано за прошедшие годы. Однако жизнь не стоит на месте. Какие бы масштабные дела ни были совершены, главное - постоянная устремленность в будущее, четкое представление о предстоящей работе.
Собственно говоря, перспективы уже определены Генеральным планом развития Москвы до 2020 года. Этот, третий по счету стратегический документ, явившийся важнейшей разработкой Комплекса в 1 990-е годы, представляет собой план реконструкции существующего города, а не строительство нового на месте старого.

Вспомните первый сталинский генеральный план переустройства Москвы 1935 года. Он был проникнут идеями монументализма, индустриализации. Его отличала такая безудержная устремленность в будущее, что прошлое уничтожали с невиданным энтузиазмом, безжалостно сносили церкви и другие исторические здания. В отличие от гигантомании этого плана, однообразия и отсутствия новых градостроительных идей брежневского плана 1971 года мы в ближайшие 20 лет преследуем главную цель - сделать Москву удобным для жизни людей городом. Основная концепция нынешнего главного градостроительного документа - гармоничное развитие города в существующих границах за счет более рационального использования его территории.
Создана открытая системная модель развития Москвы, которая легко позволяет включать в себя конкретные проблемы и решать их на основе разработанного проекта. Помимо прочего от всех предыдущих генпланов последний отличается не директивной, а регулятивной ориентацией материалов и в основном устанавливает общие рамки и требования к использованию территории в соответствии с назначением. Ограничения вводятся только по функциям и архитектурным параметрам строения. Эти ограничения разумны. Мы говорим: вот это и это делать нельзя, а все остальное можно. Иными словами, разрешается делать все, что не запрещено Генпланом. Генеральный план по сути своей стоит выше исполнительной власти и выше ведомственных интересов. Это обстоятельство сводит до минимума опасность принятия непродуманных, волюнтаристских решений.

Особенно важно, что в новом Генеральном плане заложены основные социально-экономические показатели обеспеченности горожан жильем, местами в больницах, детских садах, школах, спортивными и другими сооружениями социально-общественного значения. Причем располагаться все эти объекты должны в местах, удобных для москвичей. Нынешний Генеральный план смело можно назвать политической доктриной Мэра города, поскольку во главу угла проводимой Правительством Москвы политики поставлены интересы человека. Вот главный стержень наших устремлений, нашей работы! Поэтому жилищное строительство получило мощный качественный импульс в последние годы, оно будет развиваться и дальше. Мы намерены строить много.
Комплекс уже сегодня способен к воплощению любых архитектурных замыслов. Поиски домостроительных комбинатов позволяют прогнозировать значительные подвижки в освоении новых методов строительства, конструктивных систем отделки зданий. Согласно Генеральному плану развития Москвы суммарный жилищный фонд столицы увеличится к 2020 году до 220-230 миллионов квадратных метров, и это будут качественно совсем другие метры. Нам предстоит реформировать примерно половину промышленных зон, снести почти 20 миллионов квадратных метров ветхих домов и зданий первого периода индустриального домостроения, приступить к массовой реконструкции и капитальному ремонту существующего жилищного фонда.
Последняя задача (наряду с новым строительством) определена Мэром Москвы Ю. М. Лужковым как стратегия действия столичных строителей на предстоящие годы. Актуальность ее очевидна, поскольку* при сложившейся в городе системе выполняемые объемы капитального ремонта жилья резко отстают от потребностей, диктуемых необходимостью поддержания его на должном уровне. Из 192 миллионов квадратных метров жилищного фонда города не в лучшем состоянии, с износом от 40 до 60 % находится порядка 28 миллионов, или более 15% общего жилищного фонда.

Данную проблему не решить наскоком: потребуется многолетняя, кропотливая работа, системность в управлении, постоянное совершенствование форм и методов реализации программ, механизмов привлечения внебюджетных средств и формирование рынка инвестиций в области реконструкции, а также внедрение новейших технологий, развитие организационно-технического и информационно-аналитического обеспечения, создание и обновление нормативно-правовой базы.
Сегодня сделаны первые шаги в этом направлении. Удалось объединить усилия Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города с Комплексом городского хозяйства в единой программе работ на 2003-2004 годы, где текущий и капитальный ремонт закреплены за Комплексом городского хозяйства, а реконструкция и реновация - за Строительным комплексом. Намечена конкретная адресная программа работ с суммарным объемом в 1,5 миллиона квадратных метров. Реализация программы преобразования сложившейся жилой застройки позволит осуществить переход от территориального роста города к качественному обновлению градостроительных образований. Здесь многое зависит от творчества архитекторов. Многовековое формирование архитектурного облика Москвы было сложным (собственно, как и все в истории государства Российского). Смена эпох, трансфермация жизненных устоев, развитие культуры, технические достижения - все это нашло отражение в лучших творениях зодчих московской архитектурной школы, отметившей недавно свой 250-летний юбилей.
Сегодня, как никогда, важны взаимопроникновение и взаимосвязь прошлой и современной архитектуры, поскольку происходящие в нашем обществе перемены столь глубоки и неординарны, что представляют серьезную угрозу культурному развитию нации. Под натиском утилитарной коммерческой стихии вытесняются духовные и интеллектуальные ценности. Разнобой в нравственной ориентации порой порождает псевдосовременные архитектурные «шедевры», по существу не имеющие ничего общего с истинно гуманитарными ценностями.
Органическая связь современных строений с замечательными памятниками зодчества, истории и культуры, преемственное развитие уникальной московской городской среды - главное, чему должна отвечать новая архитектура столицы, чтобы достойно предстать перед потомками. Раньше архитекторы, разрабатывая планы реконструкции, с гордостью объявляли - столицу скоро будет не узнать. Нынешние зодчие утверждают - через 20 лет Москву будет легко узнать, поскольку она сохранит все лучшее, что оставили нам предыдущие поколения, став при этом городом, удобным для жизни людей.

Новое в городской архитектуре не должно мешать существующему. В этой связи давайте вспомним основную заповедь врача - не навреди. Именно такой принцип был положен в основу, например, построенного посольского подворья в Замоскворечье, жилых домов, возведенных в Малом Козихинском переулке возле Патриарших прудов и на территории Коломенской-Ямской слободы в пределах исторического Камер-Коллежского вала, реконструированной общеобразовательной школы (1935 год постройки, пересечение Бауманской улицы и Лефортовского переулка). Этим принципом сегодня руководствуются московские зодчие и строители, преобразуя исторический центр города. С учетом непременного условия сохранения историко-архитектурного наследия, бережного отношения к охранным зонам памятников ведется регенерация Коломенского, Царицына, Кускова, Останкина, Кузьминок.
В действующей структуре управления Строительным комплексом важное место отведено осуществлению научно-технической политики. На повестку дня сегодня выносится вопрос обязательного научно-технического сопровождения проектирования и строительства не только уникальных сооружений, но и основных объектов городского заказа.
Эта мысль должна получить законодательный статус. Следует всячески поощрять те городские производственные предприятия, которые поддерживают науку, сотрудничают с отраслевыми и академическими институтами и научно-производственными объединениями. И в этой связи нужно особо выделить несколько проблем, решение которых позволит перевести строительную отрасль в действительно наукоемкое производство.

Основное и главное - это экологическая реконструкция городского хозяйства и экономия ресурсов. Две проблемы так связаны друг с другом, что их не разлить водой, не растащить трактором. Здесь на первый план выходит энергосбережение как результат внедрения принципиально новых типов жилища и новых технологий при использовании нетрадиционных, возобновляемых источников энергии. Дом-первенец такого типа уже построен в Никулино.

Экологический подтекст эксплуатации нетрадиционных источников настолько впечатляющий, что напрочь отметает всякие доводы о дороговизне добытых таким способом киловатт-часов. То, что сегодня дорого, необязательно будет еще дороже завтра - совсем наоборот: завтра городская казна наверняка получит доход от подобных сегодняшних новшеств.
Не менее актуальна проблема поиска, разработки и внедрения новых материалов, реализации программ «Базальт» и «Композит». Адаптация оборонных технологий к потребностям Строительного комплекса должна вывести его на качественно новый уровень, соответствующий научно-техническим достижениям XXI века.
Следующая проблема - реконструкция и техническое перевооружение Промышленного комплекса, ликвидация убыточных предприятий, передача освобожденных территорий под предусмотренные нужды, развитие системы переквалификации, поиск и нахождение новых градообразующих факторов, куда перетекут кадры и произойдет диверсификация капиталов. И, наконец, говоря о проблемах, нельзя обойти стороной вопрос качества строительства. Отмечу главное: у нас создана и действует система комплексного подхода к решению трех взаимосвязанных проблем строительного производства - культура, качество, безопасность.
Культура производства начинается со строительной площадки. Нам не безразлично, в каком она состоянии, в каком виде выезжает в город с этой площадки автотранспорт, как одеты наши рабочие, как выдерживаются нормы и сроки производства работ. Словом, неудобства для москвичей, связанные со строительством, должны быть сведены к минимуму.
Стали практикой ежегодные смотры-конкурсы на лучший бытовой городок и лучшую строительную площадку, проведение комплексных проверок качества строительства, соблюдение требований организации, технологии и производства строительно-монтажных работ контрольно-надзорными органами. И результат не замедлил сказаться. Если раньше на «горячую линию», открытую в Комплексе, поступало в день 70-100 звонков с тревожными сигналами от москвичей, то сегодня бывает лишь 3-4 звонка. Если раньше специальные бригады, созданные для ликвидации своих же недоделок, иногда их «прятали» и они вновь обнаруживались при повторной проверке, то сегодня таких фактов уже практически нет.

В столичном Строительном комплексе создаются и внедряются системы управления качеством на базе международных стандартов ИСО-9000.
Итак, как видим, сделано немало, но предстоит сделать еще больше, чтобы можно было сказать: мы подошли к решению этой проблемы. Я считаю, что решение проблемы качества на сегодняшний день - это задача номер один. Надо четко представлять, что качество строительства начинается с проработки проектных решений и заканчивается неукоснительным соблюдением технологической дисциплины непосредственно на стройплощадке. Приняты неудачные проектные решения - течет кровля построенного здания, нарушена технология производства работ, испорчены фасады. И все это требует переделок, на это расходуются средства и время. Ни призывы, ни увещевания не приведут к улучшению качества строительства до тех пор, пока мы не добьемся осознания чувства ответственности за результаты труда каждым участником строительного процесса.

Еще одна болячка, которую мы не можем одолеть до сих пор, - охрана труда и безопасность строительства. Строительные недоделки, производственный травматизм и профессиональные заболевания - следствие плохой заботы и недостаточного контроля со стороны руководителей строительных и производственных подразделений. Можно выпускать ежегодно тысячу приказов и постановлений, и все будет бесполезно, пока первые руководители не поймут, что качество и безопасность труда - это в первую очередь их обязанность. Пока практическая работа будет подменяться бравыми реляциями об улучшении качества, процент снижения травматизма и аварий на стройках останется на прежнем уровне. Здесь нужен переход от формального отношения к созданию системы качества к душевному порыву, пониманию, что это общенациональная задача, а значит, должны быть поощряемы стремления к образованию, росту кадров, постоянное обучение руководства и линейного персонала. Выше уже было сказано о действующей в Комплексе «горячей линии», по которой любой москвич может сообщить о своих претензиях к качеству приобретенного или полученного им жилья. Гласность и еще раз гласность - вот действенное оружие в борьбе с бракоделами. Мы эту линию создали не на день, не на месяц и не на год - она будет действовать постоянно.
Подводя краткие итоги, со всей ответственностью нужно сказать: все, что сделано в Москве за прошедшие 15 лет, - это результат самоотверженного труда многотысячной армии архитекторов, строителей, инженеров и научных работников. Достойный вклад в развитие столицы внесли труженики домостроительных комбинатов, наших ведущих акционерных объединений - Главмосстроя, Моспромстроя, Мосинжстроя, флагмана строительной индустрии Моспромстройматериалов и Мосмонтаж-спецстроя. Нельзя не отметить хорошую работу холдинговой компании ГВСУ «Центр», строительных фирм «Кроет» и «Сатори», компаний «ДОН-Строй», «Новые Черемушки», «КОНТИ», объединения «Ин-геоком», корпораций «Мосэнергострой», «Жилищная инициатива», предприятия «Тема», обществ «Квартал» и «Поликварт», Трансстроя, Метро-строя. Это, так сказать, гвардейские части, и самые трудные участки работы обычно поручаются им. Этот список можно продолжать еще очень долго - ведь сегодня Проектно-строительный комплекс объединяет около миллиона человек. -
Быть строителем - не легкий труд, но он приносит радость, когда видишь конечный результат этого труда. Строитель - это еще и тот человек, на ком лежит большая ответственность за судьбу родного города. Таким образом, многое зависит от людей, работающих в строительной отрасли. Старшему поколению выпало на долю возводить первые панельные дома, нам же и будущим поколениям суждено вернуть Москве долги, накопившиеся за целый век. Хочется верить, что недалек тот день, когда из лексикона москвичей навсегда исчезнут такие слова, как «коммуналка» или «хрущевка». А термин «жилищный вопрос» останется только в произведениях литераторов.