log.jpg (8882 bytes)

Русская линия

№ 3 за 2000  год

портреты мастеров       промышленный  дизайн         новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.


Содержание номера:

БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА
В.А.Константинов
Панорама жизни холдинга

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА
В.Л.Хайт

Историко-культурный и образно-эстетический потенциал Москвы

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Н.Н.Никонов

Строительная отрасль как часть жизни города

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
В.И.Колчунов, В.Д.Райзер, Ю.Г.Агарков
Иосиф Ефимович Милейковский

РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ
М. А. Уланова
Школа в Северном Бутове

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ
Л.А.Гулабянц, И.О.Осипов
Тематическая радоновая карта Москвы

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН В ДЕЙСТВИИ 
Ц.Ю.Блинов
Новые виды транспорта в Москве

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Н.В.Канчели
Программа "Монтаж" - реальный расчет прочности конструкции

ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ
Н.Е.Гиговская
О реконструкции Немецкого рынка

ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА Архитектура историзма на рубеже веков

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ
М.В.Нащокина
Первый и единственный? 

ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
С.В.Миндрул
"Зеленый клин" Юго-Запада 

Школа в Северном Бутове
М.А.Уланова

Архитектура всегда очень чутко реагирует на состояние общества. Однотипная, скучная жилая и общественная среда - вот характерный портрет совсем недавней эпохи. В настоящее время в градостроительстве наметились тенденции индивидуализации архитектурных проектов. К счастью, иногда это относится не только к элитарным "коммерческим" объектам, но и к социальному строительству.

План первого этажа

Фрагмент интерьера

В начале 1996 года были разработаны новые стандарты для общеобразовательных учреждений. В них предусматривается уменьшение загруженности классов, увеличение размеров спортивного блока, расширение состава помещений факультативной и клубной работы, повышение требований к структуре и функциональным возможностям полезных площадей групп питания и т.п. На основе этих норм был создан весьма интересный проект, отмеченный на фестивале "Зодчество-99" третьей премией "За высокохудожественный подход к архитектуре общеобразовательной школы". Его авторы - коллектив мастерской № 11 ОАО "Моспроект" архитекторы Н.В.Лютомский, Ю.В.Богаевская, Г.С.Сандомирский, скульптор И.А.Бурганов, инженеры Б.С.Месбург, С.М.Сорокин, В.М.Силин, Н.Н.Цветков.

Школа № 1945, расположенная на Старокачаловской улице в Северном Бутове, была введена в строй в августе 1998 года. Надо заметить, что это первая и единственная на сегодняшний день московская школа такого уровня в районе типовой жилой застройки. Она неожиданно гармонично вписана в окружающую неоднородную, часто монотонную архитектурную среду. Школа имеет два совершенно разных фасада. Один - модульный, состоящий из трех блоков, напоминающих коробки типовых школ, обращен в сторону массива домов серии П-44. Другой - сложнорешенный - разворачивается в перспективном видении со стороны реки Битцы и микрорайона № 5 - экспериментального жилого комплекса из домов переменной этажности. 

Школа на фоне окружающей застройки

Такое решение проекта не случайно: в обоих случаях фасады привязаны к фону. Здесь есть и стилистика, и прагматика. Первое обстоятельство - собственно эстетическое, второе - устраняющее психологический и социальный конфликт здания и среды. 
Главный вход в школу, общая площадь которой превышает 18,5 тысяч кв.м, ориентирован на градостроительную линию района и располагается в юго-западной части здания. Он предварен мини-площадью, акцентированной круговой колоннадой. Пересекая ее, посетитель попадает в вестибюль. В нем сходятся две оси здания: продольная "учебная" и находящаяся под углом примерно 45 градусов к ней "общественно-административная". На продольной оси находятся учебные классы, столовая и спортивный блок. Вдоль "общественно-административной" расположены актовый зал, музей, библиотека, кабинеты хореографии, музыки, пения, технического творчества, а также административные помещения.

Организация пространства здания строго подчинена логике функционирования школы. Три функциональных блока - учебный, спортивный и общественно-административный - строятся вокруг открытого внутреннего двора, "форума", несколькими террасами спускающегося к пойме реки Битцы. Они четко отделены друг от друга, но в то же время находятся в мотивированной пространственной связи. Большая продольно расположенная рекреация - "пассаж" - соединяет эти три блока. На нее выходят трехэтажные корпуса учебного сектора, в которых располагаются начальные, средние и старшие классы. Нельзя не отметить совершенно особое достоинство архитектурного решения проекта. Его разработчикам удалось решить одну из самых сложных проблем психологии архитектуры - обеспечить в реализованной постройке психологический комфорт учеников как основу их психического и интеллектуального статуса, адекватного задачам обучения.

Каждая возрастная группа имеет свое собственное пространство. Для младшеклассников даже устроен локальный вход с уютным вестибюлем и обособленным гардеробом в северо-восточной части здания. Еще одна интересная находка: заполнение классов и кабинетов происходит не непосредственно из рекреации, а из небольших "тупичков-ответвлений". Это функционально организует, упорядочивает движение и создает гармоничный психологический переход из свободы и внешней вольности рекреации к камерности и строгости атмосферы учебных классов.

Особой гордостью архитекторов и, пожалуй, самым красивым местом в школе является зимний сад, расположенный в рекреации третьего этажа. Из легкого ощущения незащищенности от света и пространства, врывающегося через огромные витражи центральной лестницы, мы попадаем в уют и тепло зелени, мягко льющегося сверху света, деревянных ферм и гармоничных пропорций сада-оазиса. Находясь в зимнем саду, невольно задумываешься о несомненной воспитательной функции облагороженного, целенаправленно решенного пространства. Как знать, быть может, это отзовется потом в душах сегодняшних школьников.

Но не только о психологическом и нравственном комфорте позаботились архитекторы. Директор школы С.В.Демин считает ее школой здоровья. Структурированный спортивный блок, мастерски вписанный в восьмиметровый перепад рельефа, дает возможности действительно комплексного развития детей, и не в последнюю очередь физического. Для малышей, которые еще не умеют плавать, есть ванна 12,5х11 м. Для детей постарше - бассейн 25х11 м с шестью дорожками. Действуют спортивный зал для игры в волейбол, баскетбол, футбол, организованы прекрасный тир, корт, модный (по задачам) зал для индивидуальной силовой подготовки. На пришкольном участке, круто спускающемся к реке Битце, устроена миниатюрная горнолыжная тренировочная трасса.

Общая проблема полифункциональности, которая может быть разложена в архитектуре на оси "функция - эстетика - комфорт" (начиная со второй позиции иерархия произвольна), в этом школьном здании решена нетрадиционно: и случайный посетитель, и ученик или преподаватель не ощущают "швов" между означенными составляющими архитектурной гармонии. Это обеспечивает глобальный успех дела.