№ 3 за 2000 год |
портреты мастеров промышленный дизайн новые проекты |
||||||
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы". Содержание номера: БУДНИ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ГОРОДА ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПОРТРЕТ МАСТЕРА РЕЦЕНЗИЯ НА СООРУЖЕНИЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН В ДЕЙСТВИИ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАТЬ, ВОССТАНОВИТЬ, СБЕРЕЧЬ ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА Архитектура историзма на рубеже веков НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ПРОЕКТНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
Первый и единственный?
Общий вид комплекса. Слева- муницыпальный крытый каток, справа - бассейн. Еще недавно - каких-то десять-пятнадцать лет назад - было вполне естественным слышать о государственных программах развития социальной сферы, о плановом возведении школ, спортивных площадок, стадионов. Но за последние годы мы успели об этом подзабыть, и вот... Недавно Правительство Москвы приняло программу строительства бассейнов в десяти административных округах, что особенно отрадно для жителей отдаленных микрорайонов, так как бассейны должны появиться прежде всего там.Итак, первый бассейн уже строится в Западном административном округе, в Ново-Переделкине.
Этот жилой массив стал застраиваться сравнительно недавно, а потому еще не наполнен всеми необходимыми для комфортной жизни социально-бытовыми объектами. Кстати, первый бассейн - еще и единственный из десяти соответствует мировым стандартам: он имеет тренировочную ванну длиной 50 м, что отвечает долгосрочному замыслу руководства Москвы, - городской Комитет по физической культуре и спорту предполагает в будущем сделать этот бассейн базой подготовки олимпийского резерва.
Проект создан в мастерской № 9 МНИИПа под руководством С.Б.Ткаченко (авторы: архитекторы – С.Б.Ткаченко, Е.Л.Лякишева, Г.А.Ким, Н.В.Мамонтова, при участии Е.В.Ауловой; конструктор – С.Б.Третьяков; главный инженер проекта – М.В.Кутузова).
Фасад в осях 1-12 Таким образом, этот городской перекресток последовательно формируется как районный полифункциональный спортивный центр.Особенности градостроительной ситуации, природный и архитектурный ландшафты и предопределили архитектурно-планировочное решение здания. Расположение на перекрестке, фактически в створе улицы Скульптора Мухиной, заставило архитекторов акцентировать угловую часть сооружения. Фасадный строй здесь образует плавную дугу - полукруг, перед которым разбита небольшая зеленая площадка с газонами и клумбами. В центре дуги, под легким колонным портиком, по диагональной оси участка расположен вход в здание. Его функция - «приглашение» посетителей - подчеркнута небольшой круглой башенкой со стороны Чоботовской улицы. Ее объем не выявлен в силуэте, но сама форма придает некоторую интимность входному портику и вносит в общую, в целом простую и лаконичную композицию элемент игры и нетривиальности. Общее объемно-планировочное решение архитекторы стремились максимально увязать с окружающими средовыми факторами. Объем бассейна - невысокий, распластанный по земле, вторит соседнему Ледовому катку и органично вписывается в спокойный абрис рощи, расположенной позади него. Ровный характер окрестного равнинного пейзажа обусловил в композиции видимое преобладание горизонтали.Стремясь создать единый с соседним спортивным сооружением комплекс, С.Б.Ткаченко и Е.Л.Лякишева и в композиционном и цветовом решении развили некоторые архитектурные темы Ледового катка. Оба здания - примерно одинаковой высоты, оба компактны, оба имеют плоские кровли и обширные стеновые плоскости. Близки они и стилистически. Это хорошая современная архитектура, в чем-то развивающая принципы функционализма и принципиально далекая от популярной в городе эклектики.Желанием увязать два спортивных сооружения обусловлен и выбор облицовочного кирпича в качестве основного фасадного материала нового бассейна. Правда, облицовку его авторы задумали не сплошную, а со светлыми горизонтальными полосками - знаковым элементом московской архитектуры последних трех-четырех лет. Привлекая, видимо, своей интерпретационной широтой, горизонтальный руст стал своеобразной приметой конца 1990-х годов, в равной степени навевая исторические реминисценции и являясь современным модным аксессуаром. В данном случае применение его совершенно оправдано. Тема горизонтали - ведущая в сооружении, и горизонтальные тяги ее удачно подчеркивают. Поддерживает тему и многообъемная верхняя часть здания, венчающие края которой выделены полосками синего цвета. Вертикальными акцентами общей композиции служат две изящные башенки вентиляционных выходов, удачно дополнившие замысел. Следует подчеркнуть, что Правительство города и руководство округа ориентировали архитекторов на поиск экономичного решения, что во многом предопределило композицию и выбор строительных материалов. Вообще, в последние годы под обрушившимся на нас потоком строительного «эксклюзива» - полированных мраморов, гранитов, лабродоритов и т.д. - мы, кажется, забыли про многие традиционные строительные материалы. В данном случае архитекторы нам о них ненавязчиво и достойно напомнили: нижняя часть бассейна облицована кирпичом, верхняя покрыта профилированными металлическими панелями отечественного производства. При этом авторы сумели разыграть тему полосок, варьируя их расположение - горизонтальное или вертикальное. На рассматриваемом нами объекте применены и стеклоблоки. На мой взгляд, это одна из изюминок проекта. Как известно, этот строительный материал появился на рубеже XIX - ХХ веков. (Кстати, еще недавно в Москве кое-где можно было увидеть окна полуподвалов, со стороны улицы закрытые стеклоблоками.) Однако в последние десятилетия стеклоблоки как фасадный материал были совершенно дискредитированы. Конечно, качество этого материала отечественного производства оставляло желать много лучшего, особенно в сравнении с дореволюционными аналогами. И тем не менее стеклоблоки, обладая своей эстетикой, в некоторых случаях незаменимы. Хочется надеяться, что при реализации бассейна в Ново-Переделкине, где стеклоблоки (чешского производства) применены довольно широко, они не утратят той элегантности, которую имеют в проекте.Новый проект привлекает добротной прорисовкой общей композиции, в том числе цветовой, а также всех ее деталей. Четко увязаны между собой оконные и дверные проемы, многообразно и в то же время ненавязчиво распределены цветовые пятна. Честно говоря, редкие проекты последнего времени, включая самые дорогостоящие, могут похвастать такой профессиональной культурой. Без натужных претензий на оригинальность, простыми средствами создан ясный образ сооружения, вполне отвечающий своему назначению. Как ни странно, это хочется подчеркнуть особо, и вот почему. Дурной традицией последнего десятилетия стало желание в любом проекте, даже если это четырехэтажный домик в пять окошек, навесить на фасад все известные автору архитектурные приемы. Эдакая ярмарка тщеславия и амбиций не только заказчиков, но и архитекторов, которые наивно пытаются выложить на продажу все, чем «владеют». К счастью, в проекте бассейна ничего подобного нет и в помине.
Облицовка стен детского бассейна цветной керамической плиткой. Развертка. И результат налицо: несмотря на скромную цель и жесткие экономические рамки, проект получился стильным. Остается пожелать, чтобы в наших новых жилых районах почаще появлялись такие качественные в архитектурном отношении и функционально необходимые сооружения. Кстати, пока бассейн на Чоботовской из десяти объявленных – единственный. Будем ждать... |