№ 4 за 1999 год |
портреты мастеров промышленный дизайн новые проекты |
|||||||||||||||
Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год. Содержание номера: ПРОЕКТЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ ПОРТРЕТ МАСТЕРА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ТРАДИЦИИ И
СОВРЕМЕННОСТЬ РЕЦЕНЗИЯ НА
СООРУЖЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
АРХИТЕКТУРА И ...
Подвал Цокольный этаж Антресоль 1-го этажа 2-й этаж 2-й, 3--й, 4-й подземные этажи
|
Модернизация
Центрального телеграфа Архитектор излагая утвержденную в марте этого года Архитектурным советом Москвы концепцию модернизации здания и участка Центрального телеграфа на Тверской, нельзя не вспомнить, что еще в сентябре 1997 года нам была предоставлена возможность сделать по этому поводу «вероятностный прогноз». Данная проектная стадия на Западе называется «predevelopment», чему трудно подыскать русский перевод. Ее единственной целью является демонстрация владельцем потенциальных возможностей развития своего объекта недвижимости.
планов Бюро технической инвентаризации, нескольких чертежей первоначального проекта и последующих изменений, устных консультаций по вопросам функционирования и жизнеобеспечения здания, а также устных инструкций по возможностям его дальнейшего использования». Сбор и обработка этих предварительных исходных данных больших затрат не потребовали, но, с другой стороны, их предварительность резко повышала вероятность ошибок, которых мы, естественно, не избежали. Однако, несмотря на то, что окончательная редакция расходится с прогнозом на 80 процентов, проделанную в 1997 году работу нельзя недооценивать - она сыграла свою положительную роль во многих аспектах.
Крайне своевременными оказались расчет емкости автостоянок, выполненный НИИПИ Генплана Москвы под руководством Михаила Крестмейна, и предварительные данные инженерно-геологического заключения, выполняемого сейчас НИИОСП под руководством Христофора Джантимирова.История проектирования и строительства Центрального телеграфа чрезвычайно интересна и, мне кажется, достойна отдельной статьи.
С 20-х годов объем оборудования связи неуклонно
сокращалсяСегодня по прямому назначению
используется всего 18 процентов площадей здания,
получившего название «корпус № 1» после
строительства в 1980 году в проезде Связи «корпуса
№ 2» по проекту Ю.Шевердяева, А.Мелихова и
В.Уткина. Разросшееся министерство, которое
теперь называется
Это помещения клуба и некоторые технологические залы, которые должны сохранить свои пространственные параметры даже при утрате исторического облика. А главное - это планировочная и объемно-пространственная структуры здания в целом.Вместе с тем мы позволили себе ряд активных вмешательств.Первое - перекрытие дворового пространства пологим арочным сводом и организация атриума, становящегося вестибюлем делового центра.Из множества проработанных вариантов был выбран тот, при котором новшество не просматривается с ключевых видовых точек и при этом является наиболее рациональным с точки зрения материалоемкости, монтажа и эксплуатации. Сложность заключалась в том, что все четыре угла двора - разныеПерекрыть такое пространство арками одного радиуса (сечение которых умещается в форматке А3) с использованием практически одного типоразмера стеклопакета - просто геометрическая головоломка..
пропорции двора-атриума, убрать «с глаз долой» все, что связано с погрузкой-разгрузкой, вывозом мусора и тому подобным, но, главное, создать два кольцевых коридора. Устройство коридоров - основа всей концепции пожарной безопасности: сюда выходит множество эвакуационных лестниц. Без этого оставить прежним историческое количество входов на уличных фасадах было бы просто невозможно.Сохранение пространственных характеристик двора - действительно дискуссионный вопрос. Двор красив, интересен, но согласиться с тем, что его пропорционированию Рерберг посвятил много времени, невозможно. Иван Иванович прежде всего сделал предельно рациональный корпус и, осваивая отведенный участок от красных линий, получил план двора по «остаточному принципу», а отметку двора определил, проектируя водоотвод. Сегодня двор напоминает изношенную подкладку старого пальто. Изнанка здания «украшена» металлическими лестницами, вентиляционными коробами... Для того чтобы преодолеть «остаточный принцип», мы вынуждены были, сохраняя главное, пожертвовать второстепенным.Ключевым элементом двора, выделяющим его из тысяч других, по нашему мнению, являются четыре башни, их расположение и конфигурация. Уникальность планировочной структуры здания определяется именно наличием башен, в которых сосредоточены (к сожалению, не все) лифты, лестницы и туалеты. Этот очень современный прием разделения «зон деятельности» и «зон коммуникаций» был использован академиком Рербергом еще в 20-е годы, и мы стремились его всячески сохранить и развить. Сегодня содержимое башен никак не соответствует техническим нормам, и мы предложили их разработку и воссоздание на прежнем месте в старых габаритах, но с новой «начинкой». Их временное отсутствие открывает, кстати, возможность освоения подземного пространства под двором, что является четвертым и последним активным вмешательством.Проблема автостоянок оказалась одной из самых сложных. Сначала мы спроектировали два варианта гаражей под проездом Связи и три - в пределах корпуса № 1. Их сочетание давало пять вариантов емкостью от 218 до 806 автомобилей. Однако точный расчет потребной емкости показал общее количество автомобилей – 544, размещаемых на фактически автономных четырех стоянках. Две из них - гостевые - занимают верхние уровни под проездом Связи и под двором корпуса № 1. Под ними размещаются две четырехуровневые - для сотрудников Центра. Все въезды в эти автостоянки будут осуществляться с воссоздаваемого проезда Связи, который был перекрыт в 1980 году наземным переходом между корпусами № 1 и № 2.Работая над функциональной моделью, мы стремились решить сверхзадачу пространственной локализации трех основных пользователей землевладения: ОАО «Центральный телеграф», ГКТ РФ и делового центра «Телеграф». Дело в том, что анализ эффективности использования помещений ЦТ в корпусе № 2 выявил возможность почти освободить корпус № 1 от служб Центрального телеграфа, а разработанная нами концепция модернизации инженерных систем второго корпуса позволит разобрать инженерный центр в проезде Связи и несколько расширить участок под застройку в Газетном переулке - единственный «пространственный резерв» землевладения. Параллельная работа над программой ГКТ РФ и новым зданием для него привела к тому, что ГКТ РФ поместился в этом «пространственном резерве», серьезно сократив свои площади против занимаемых сейчас в корпусе № 1. Сверхзадача была решена.Овальный план здания со срезанным краешком оказался знаком, наиболее естественно закрепившимся на чертеже генерального плана. Все бесчисленные попытки пространственно отреагировать на градостроительную среду, сделать дом подчиненным и контекстуальным не увенчались успехом. Только лаконичная форма, сомасштабная соседним зданиям, оказалась уместной. Декоративный карниз как бы уточнил высоту здания. Работая на пределе пространственных ресурсов и параллельно оптимизируя функциональную программу, мы добились того, что оболочка «наделась» на содержимое, как перчатка на руку.Уже через два года ГКТ РФ получит новое современное девятиэтажное здание, стоящее на пятиуровневой подземной стоянке, используемой совместно с ОАО «Центральный телеграф», который полностью модернизирует корпус № 2 уже в течение этого года. А главное, еще через пару лет корпус № 1 после рествврации превратится из режимного здания на Тверской в действительно общедоступное для москвичей сооружением. Кроме известных залов, функционально тех же, что и сейчас, откроется торговый центр под двором атриума (входом с Никитского переулка). На углу Никитского и проезда Связи расположатся кафе и бар, а в верхней части центрального ризалита, на углу Тверской и Газетного, - ресторан с великолепным видом из окон. Насыщенное движением пространство атриума также обещает быть довольно интересным.В результате реализации проекта общая площадь зданий, находящихся в ведении ЦТ и ГКТ РФ, увеличится с 67011 до 108381 кв.м. В том числе общая площадь корпуса № 1 возрастет с 52767 кв.м (44661 кв.м - надземная и 8103 кв.м - подземная) до 84104 кв.м (61847 кв.м - надземная и 22257 кв.м - подземная), т.е. на 31340 кв.м, или на 59 процентов.
|