|
|||||||
№ 4 за 1999 год |
портреты мастеров промышленный дизайн новые проекты |
||||||
Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год. Содержание номера: ПРОЕКТЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ ПОРТРЕТ МАСТЕРА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ТРАДИЦИИ И
СОВРЕМЕННОСТЬ РЕЦЕНЗИЯ НА
СООРУЖЕНИЕ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ АРХИТЕКТУРА И ...
|
объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения (МНИИП). К.И.Аксельрод попросила рассказать об этом руководителя мастерской № 6 МНИИП Д.В.Буша.Д.Б. Наш институт занимается садом «Эрмитаж» очень давно, если неошибаюсь, с начала 1970-х годов.
История второго после «Аквариума» публичного сада «Эрмитаж» хорошо известна. Организатор строительства и его владелец Яков Щукин был родом из российской глубинки. Приехав в Москву, брался за любую работу, а затем разбогател и через несколько лет стал хозяином развлекательного сада, где были театры, цирки, фонтаны, где выступали известные актеры и певцы. Перед первой мировой войной Щукин взял неудачный кредит и разорился, что привело к краху и его предприятие. В советский период «Эрмитаж» активно работал. В 30 - 50-е годы был очень популярен Зеркальный театр. А вот в 70- 80-х годах сад пришел в полное запустение. Последняя его реконструкция проводилась после Отечественной войны М.В.Посохиным. Она была довольно решительной: сталинский классицизм сменил эклектику, близкую к модерну. Сад обзавелся масштабными аллеями, вазами, фонтанами, фонарями, был прекрасно освещен. Только небольшая его часть оставалась старой - в стилистике модерна начала века. Сегодня являются памятником и требуют к себе внимания обе части сада.По нашим предложениям площадь сада с зелеными насаждениями увеличится в полтора раза; должны быть воссозданы сады усадьбы Кузнецовых, Екатерининской больницы (парк этой закрытой сейчас больницы с фонтанами и радиальной системой дорожек очень интересен). Предполагается воссоздать и часть сада, выходившую на Каретный ряд, где был некогда главный вход. К сносу мы «приговорили» те сооружения, которые были построены в позднейший период жизни сада и не входили в общий его контекст, а к реконструкции - все значимые здания в квартале.Предполагался вывод различных учреждений и озеленение квартала, а также новое строительство дорогого жилья, гостиниц, предприятий торговли и культуры. Уже сегодня в этом квартале работают театры - Ленком, «Эрмитаж», «Сфера», Новая опера. В перспективе, на базе сценической коробки Щукинской сцены, должен быть построен концертный зал, который сможет работать и как гастрольный, и как постоянный. В здании Екатерининской больницы, которую мы выводим в проектируемый новый корпус, разместится Музей истории города Москвы.К.А. Кто является заказчиком и финансирует работы?Д.Б. Все проекты в этом квартале оплачивает город - через Москомархитектуру, Комитет по культуре, дирекцию сада «Эрмитаж» или Музея города Москвы. Параллельно нами разработана программа деления квартала на инвестиционные лоты, подразумевающие привлечение инвесторов для очень дорогих площадей под гостиницы, торговые центры, жилье. Часть полученных таким образом средств пойдет на культуру. Официально этой программой занимается Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов (начальник Управления - А.С.Матросов), являющееся заказчиком реконструкции всего квартала.К.А. Вы уже говорили об активном озеленении квартала. Будут ли привлечены к этой работе специалисты по зеленым насаждениям, ландшафтные архитекторы?Д.Б. Безусловно. В нашем институте есть отдел ландшафтной архитектуры. Между прочим, несколько архитекторов занимались специально садом «Эрмитаж» с 70-х годов. Сад и территория больницы являются памятником садово-паркового искусства, у нас есть даже подеревные съемки. В каждом случае мы разрабатываем специальный раздел проекта по дендрологии, где собраны все сведения о почвах и растениях. А вот над архитектурными памятниками - театром «Эрмитаж» и зданием Екатерининской больницы - мы работаем совместно с реставраторами.К.А. Транспорт для Москвы, особенно в центральной части столицы, - серьезнейшая проблема. У вас есть какие-нибудь специальные решения в этой части по данному кварталу?Д.Б. Архитектурная мастерская под руководством А.В.Ганешина (Моспроект-2) разработала специальную схему подземных и надземных автостоянок. Одна из них располагается на углу Садового кольца и Малой Дмитровки, другая - на углу Успенского переулка и Петровки, а еще несколько - вдоль Малой Дмитровки.К.А. Проект, действительно, грандиозный. А в какой он сейчас находится стадии?Д.Б. В настоящее время ведется работа по первым двум участкам - собственно по саду «Эрмитаж» и расположенным в саду театрам. Мы сделали подробные эскизные предложения по реконструкции Щукинской сцены, которую я уже упоминал. Используя хорошую сценическую коробку (она уходит на глубину около 20 метров) и реконструировав прилегающий корпус, можно сделать трюм, карманы и арьерсцену, комфортный зрительный зал на 800-900 мест. Мы решили отойти от оригинального эклектичного модерна Щукинской сцены. Архитектура ее будет более европейской, с использованием стекла и металла. Реконструкция всех остальных зданий сада планируется в стилистике модерна. Мы получили первые согласования - ЭКОСа и общественного совета при мэре Москвы.К.А. Как вы думаете, сколько на практике времени займет эта реконструкция?Д.Б. Если брать отдельно сад «Эрмитаж», можно говорить о двух-трех годах. Проект реконструкции всего квартала будет разбит на очереди, сроки реализации которых сегодня назвать трудно.К.А. Мы знаем из архитектурной практики, что конечный результат зачастую мало соответствует первоначальному авторскому замыслу. У вас есть надежда получить на выходе в данном квартале то, что вы и задумывали?Д.Б. Конечно, в итоге квартал будет не таким, как мы предполагаем сейчас. Тем не менее определенный тон мы задали. Надеюсь, что и результат не разочарует.К.А. Желаем вам и вашим коллегам, чтобы так и случилось. |