№ 4 за 1999 год |
портреты мастеров промышленный дизайн новые проекты |
|||||||||||||||
Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы". Выходит 6 раз в год. Содержание номера: ПРОЕКТЫ
МОДЕРНИЗАЦИИ ПОРТРЕТ МАСТЕРА НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ТРАДИЦИИ И
СОВРЕМЕННОСТЬ РЕЦЕНЗИЯ НА
СООРУЖЕНИЕ
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
|
торгового обслуживания на углу Новослободской и Селезневской улиц прошло почти незамеченным специалистами и широкой общественностью (заказчик: ТОО «КОДЕ», авторский коллектив: М.М.Посохин (руководитель), архитекторы Т.В.Малявкина и И.Б.Корина, инженеры Т.П.Бурлова и П.А.Гаврюшин). Однако этот объект во многом поучителен.
Им хотелось, чтобы здание в соответствии с его функциональным назначением было достаточно заметным и одновременно - рядовым, фоновым.
В процессе возведения центра был решен ряд принципиально новых проблем отечественной и московской архитектуры.В годы типового проектирования архитекторы почти забыли, что планы зданий могут быть не только прямоугольными. В рассматриваемом нами торговом комплексе план получил очень сложную конфигурацию, что было продиктовано границами отведенного для него участка. Криволинейный объем в юго-западной части помог обойти надземный вестибюль станции метро, построенный по проекту архитектора А.Н.Душкина, создав ему некий фон, своеобразный «задник».
Он расположен между тремя транспортно-пешеходными улицами и пешеходной аллеей. Входы в комплекс запроектированы со всех фасадов, кроме южного (Селезневской улицы), где постоянно движется поток пешеходов.Рельеф позволил сделать выезд грузовых машин без обычного длинного пандуса, отнимающего полезную площадь. Высота разгрузочного дебаркадера в цокольном этаже была увеличена за счет повышения пола первого этажа. Тут хорошо вписался в контекст бар-кафе. В средней части подвала оборудован гротный ресторан.
Четкое горизонтальное зонирование пространства дополняется вертикальным: два первых этажа - торговые, на верхних - офисы идемонстрационный зал.Конструктивная схема предельно проста. В ее основе - стойки в вершинах квадрата 10х10 м, перекрытые стальным профилированным настилом. Конечно, изломанная конфигурация плана осложнила задуманную схему, но широкий шаг опор обеспечил необходимую гибкость планировки.
силуэт его необоснованно усложнен. Важное достоинство комплекса - наличие в нем наружных и внутреннихпандусов и других устройств для удобства передвижения инвалидов, матерей с детьми и т.д.Со стороны Сущевской улицы здание удачно разделено по высоте протяженным балконом и фигурной решеткой на две части. Нижняя включает цокольный этаж с большими воротами, техническими помещениями и первый торговый этаж; верхняя - торговые залы и офисы. Этот балкон вместе с другими элементами композиции (лоджия-галерея вдоль Новослободской улицы, навесы, арочные проемы, филенки, малые формы) уместно размельчает, снижает монументальность фасада, придавая ему соразмерный человеку масштаб.Лоджия-галерея за пилонами фасада расширяет тротуар вдоль Новослободской улицы и как бы продолжает портик павильона станции метро. Заметим, что со времени реконструкции ЦУМа в начале 70-х годов галереи и пассажи стали в Москве неотъемлемой частью крупных торговых объектов. В нашем случае вдоль северного фасада комплекса, за углом, галерея переходит в навес на тонких металлических стойках. Современный вид ему придает плоское светопропускающее покрытие. Балкон на фасаде по Сущевской улице поддерживает горизонтальную композицию, а также защищает от дождя и снега. Ажурная металлическая ограда отделила проход с орнаментальным мощением от прилегающих дворов. Обращенные к торговому центру торцы безликих корпусов частично оштукатурены и окрашены, обогащены декоративными криволинейными полосами - «архивольтами» темно-зеленого тона. Дополняют картину шарообразные светильники на стилизованных кронштейнах. Таким образом, проход имеет стиль и превращается в полуинтерьерный элемент комплекса.Органичное соединение здания со средой превращает комплекс не в самодостаточный объект - «архитектура ради архитектуры», - а в полноценный функционально-пространственный фрагмент города, одну из его торгово-пешеходных зон. Изысканно, под московский модерн и торгово-трактирно-вокзальную архитектуру рубежа XIX - XX веков прорисованы металлические конструкции навесов, ограждений, наружного освещения (кронштейны и фонарные столбы), решетки, в том числе и защищающие остекленный первый этаж (художник Ю.П.Вайс).К переходным пространствам авторы обоснованно отнесли плоскую крышу главного корпуса, где разместили кафе под открытым небом. Парапет защищает посетителей от неожиданностей и почти не мешает обзору городских панорам. Вероятно, здесь были бы уместны небольшие вертикальные остекленные прорези - они бы только усилили визуальную связь с городской средой...Небольшой участок за задним фасадом павильона станции метро «Новослободская» в свое время не был завершен. Благоустройство потенциально уютного промежутка между ним и смело изогнутым фасадом нового торгового центра представляется чрезвычайно важным. Но для этого требуется специальное постановление Правительства Москвы, так как речь идет о метрополитене. Решить наружную стену эскалаторного хода архитекторы могли бы весьма оригинально. К примеру, создать здесь кольцо полутеррас с озелененными подпорными стенками, организовать детскую игровую зону и т.д.А теперь обратимся к редкой в профессиональных обсуждениях проблеме жанра произведения архитектуры. В отличие от теории литературы и других видов искусств в зодчестве жанру уделяется мало внимания. Исключение составляют разве что классицизм и период эклектики. Пионеры «современной» архитектуры почти забыли о нем: в знаменитом городе Иллинойсского технологического института Л.Мис ван дер Роэ в 1940 - 1950-х годах построил почти не отличающиеся по тектонике и образу здание бытового обслуживания, мемориальный корпус и капеллу, а его жилые высотные дома в Чикаго и Детройте напоминают офисные здания.Современное движение в архитектуре, поставив во главу угла, с одной стороны, приоритет функции и технологии, а с другой - геометризацию объемов независимо от их функциональной наполненности, - отодвинуло жанровые характеристики в сферу безусловно осуждавшихся эклектики и кича. В то же время авангард программно использовал в своих композициях приемы массовой печатной продукции, городской фольклор и визуальную информацию.Исключительно тонко чувствовал и воплощал жанр архитектор К.С.Мельников. В его рабочих клубах наряду с новизной и оригинальностью превалирует приподнятость образного решения. В зданиях гаражей Мельников отображал их технологическую и даже «механическую» функции, выводя на фасады наклонные линии пандусов и круглые окна - образ колеса. В громадном Ново-Сухаревском рынке он не стеснялся демонстрировать «базар» - ряды расположенных «пилой» легких деревянных лавок с крупными вывесками и сочной окраской. Автор откровенно стремился придать рынку вид ярмарочности, «превратив, - как он писал, - всю территорию в море архитектурной живописи». Столь же «простоват» и декоративен знаменитый павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (1923 г.). Характерно, что именно теоретик высокого стиля М.Я.Гинзбург высоко оценил, казалось бы, чуждый ему образ: «Выгодно выделяется павильон Махорки (архитектора Мельникова)... Безусловно, это наиболее свежая и оригинальная мысль, вполне органически истолкованная в дереве». (Отечественный авангард зримо показал свои достоинства, когда недавно на Арбатской площади были восстановлены первоначальная раскраска и рекламные надписи на фасаде вполне ординарного здания Моссельпрома (автор реконструкции Е.Б.Овсянникова.)Почти через полвека концепцию «декорированного сарая» выдвинул предтеча постмодернизма - американский архитектор, теоретик и педагог Роберт Вентури.Итак, всегда существовали высокие и более приземленные архитектурные типы и темы. По-разному задумывались дворец и крестьянская изба, присутственные места и караульная будка, оперный театр и балаган. Их образные различия, многообразие и узнаваемость обогащали колорит городской среды. В повседневной жизни особенно важна узнаваемость торговых зданий. Им не свойственна преувеличенная монументальность, которая отличает «Детский мир» и может быть оправдана только его расположением в самом центре Москвы.В рассматриваемом нами торговом комплексе наиболее острые споры, вероятно, могут вызвать фасады: метр и ритм расчленения стен, стилистика и рисунок деталей, цвет. Более естественным казалось бы продолжение крупномасштабной, торжественной колоннады павильона метро или пилястров, украшающих его боковые фасады. Такая стилизация наверняка не вызвала бы возражений, но она бы и не обогатила существующую здесь застройку, напротив, придала бы ей необоснованную монументальность.Авторы проекта пошли более сложным путем: они оттолкнулись от традиционной для старых городов темы торгового или гостиного двора. Отсюда галерея и навесы, арки и арочки, яркая раскраска фасада. В то же время новое здание широким шагом простенков с вытянутыми каннелированными пилястрами, портиком-галереей, парапетом-аттиком перекликается с павильоном метро. Фасады «набраны» из единых элементов (арок, пилястр, филенок), но при этом они все разные - в соответствии с их ролью в композиции застройки при обзоре с разных точек.Темный тон стекла, сочная темно-зеленая и темно-синяя окраска деталей, красный гранит цоколя выделяют здание из окружающей застройки и одновременно создают контрастный фон светлому павильону станции метро. Яркие цвета корреспондируются с важной приметой данного места - они напоминают о многочисленных витражах-светильниках в перронных залах станции «Новослободская», выполненных по эскизам Корина. Полихромия здесь, как и в работах Мельникова, - осознанная программа, направленная на решение образных (знаковых) и средовых задач.Представляется, что авторы торгового центра шли от традиции оформления массовых торговых предприятий без прямого цитирования, а на основе формальных и цветовых ассоциаций. Структура и графичность фасадов, усиленная насыщенностью красок, сформировали именно такой образ. Аттик, тимпаны лучковых арок, разного размера филенки могут быть использованы для размещения всевозможных вывесок.Вызывает неудовлетворенность рисунок отдельных деталей фасадов: при таком жанровом замысле они могли бы быть более декоративными, подчас демонстративно атектоничными. Тогда и цвет их не так бы удивлял. В целом же комплекс торгово-сервисного обслуживания на Новослободской отмечен не только размахом, но и зрелостью проектного и образного решения.Руководитель авторского коллектива М.М.Посохин говорит: «В этом объекте мне удалось добиться того, к чему я стремился. Это абсолютно современное сооружение, но оно должно без каких бы то ни было прямых аналогий закономерно вызывать ассоциации с традиционным русским гостиным двором, может быть, провинциальным, но не дурновкусовым. В этом комплексе я учел и использовал многолетний опыт работы в центре, реализовал стремление к свободе творчества и формированию индивидуального стиля, присущего данной постройке. Я считаю большой творческой удачей (вместе с моими коллегами) красиво прорисованные детали и малые формы. Мне кажется, что комплекс впишется в средовой и художественный контекст места».Остается добавить, что замысел архитекторов реализовали югославские строители. |