log.jpg (8882 bytes)

 СТАНДАРТ ISO 9000
ЗАМЕТКИ ИЗ ЧЕХИИ

А.Н.Дмитриев

№ 1 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

ДАТЫ, СОБЫТИЯ,ФАКТЫ
В.И. Ресин 
Пять лет не прошли даром 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Н.Н. Никонов
Чувствовать время

НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
МНИИТЭПу - 50 лет

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
А.М. Журавлев
Ровесник века 

ПОЧТА

МНЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ
Ф.И. Лимонова 
Выбрать квартиру - это просто?

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Памяти Ф.Я. Каменского
Прогрессор

АРХИТЕКТУРА И ...
В.Б. Устин
Интерьер: "Пан Спортсмен" поднимает планку

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
А.Н. Дмитриев
Стандарт ISO 9000. Заметки из Чехии

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
И.А. Прокофьева, В.Л. Хайт
Московские пассажи - вчера, сегодня, завтра .

ВЕРНИСАЖИ, КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ
А.М. Кожевников, Ю.В. Ерофеев
Итоги архитектурного конкурса "S-FORT 2000"

РИСУЮТ АРХИТЕКТОРЫ
А.М. Косогов
Искусство акварели и зодчества 


Сегодня в Москве действует несколько различных систем управления качеством строительства. Проектным организациям и предприятиям строительного комплекса для получения лицензии достаточно указать, какой именно они пользуются. Однако при экспорте российской продукции за границу и работе с иностранными инвесторами требуется сертификат системы управления качеством на основе международных стандартов серии ISO 9000. 

Недавно в Международной организации стандартизации прошло голосование по окончательной редакции стандарта ISO 9001:2000 "Системы управления качеством. Требования". 26 ноября минувшего года в Чехию на семинар, организованный российским бюро "Веритас" и посвященный проблеме международной стандартизации систем управления качеством в строительстве, выезжала группа специалистов Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города, в которую вошли представители ОАО "Моспромстройматериалы", ОАО "ДСК-1", Очаковского завода "ДСК-2", МОЭТЗК, фирм "Главтех" и "Мосфлоулайн", ПКТИ Промстрой, ГП ИТС, Мос-стройлицензии и трех управлений Комплекса. 

Мероприятие проводилось в рамках программы повышения квалификации работников базовых организаций строительного комплекса по внедрению систем управления качеством, принятой Постановлением столичного Правительства от 05.12.2000 № 953 ("О совершенствовании систем управления качеством в строительстве г. Москвы"). Семинар включал лекционные занятия, деловые игры и тесты, знакомство с работой чешских фирм и построенными в Чехии для иностранных инвесторов на основе стандартов ISO 9000 промышленными и гражданскими объектами.

Новый стандарт ISO 9001:2000 заменил предыдущие: ISO 9001:1994, ISO 9002:1994 и ISO 9003:1994. Из названия исключены слова "обеспечение качества", так как первостепенная роль теперь отводится не некоему абстрактному качеству самому по себе, а главному - соответствующим требованиям потребителя. Новый международный стандарт предполагает также подход к разработке, внедрению и повышению эффективности систем управления качеством "как к процессу" удовлетворения потребительских запросов, что наглядно иллюстрирует рис.1:

Типовая структура документации 
в системе управления качеством

основу функционирования системы составляет именно мониторинг удовлетворенности потребителя предполагаемым конечным результатом деятельности организации, максимальный учет мнения пользователя. 

Модель, представленная на рисунке, основывается на новом международном стандарте, который, однако, не раскрывает процессы в подробностях, что является задачей создателя системы. При этом к любому процессу может быть применен метод Деминга, известный под названием РДСА: "Планировать - Выполнять - Проверять - Действовать". "Планировать": ставить цели и намечать пути, ведущие к достижению результата, 

Российская делегацияв Чехии

соответствующего запросам потребителя и политике организации.  "Выполнять": воплощать намеченное. "Проверять": осуществлять мониторинг протекания процессов и выявлять все отклонения от поставленных целей. "Действовать": корректировать процессы, достигая максимальной эффективности и соотнесенности с тем, что планировалось.
По новому стандарту, как и по предыдущим, создание системы управления качеством строительства начинается со стратегического решения первого лица фирмы. Далее следует учесть потребности пользователя, характер поставленной цели, специфику избранных технологий, производственные параметры предприятия. Единой структуры или унифицированной документации для всех систем не предусматривается. Стандарт лишь известным образом ориентирует и дополняет общетехнические нормы качества продукции. Важно, что он может быть использован для оценки правомерности притязаний предприятия как извне (органами сертификации), так и "изнутри" (возможность соответствовать собственным требованиям).

ISO 9001 разрабатывался в паре со стандартом ISO 9004:2000. Они согласованы между собой, имеют одинаковую структуру и могут применяться как совместно, так и независимо. ISO 9004 охватывает более широкий спектр показателей системы управления качеством, чем ISO 9001 (в частности, в вопросах, касающихся повышения эффективности строительного производства). Для организаций, руководство которых планирует выйти за рамки требований ISO 9001, рекомендуется стандарт ISO 9004. Однако последний не предназначен для использования в целях сертификации или при заключении контрактов.

Интересно, что структура ISO 9001 аналогична структурам ISO 14001:1996 (управление окружающей средой) и OHSAS 18001 (охрана здоровья и техника безопасности), что обеспечивает их совместимость. ISO 9001 не охватывает других сфер, например управления финансами или риском. Но он позволяет привести имеющуюся систему управления качеством в соответствие с распространяющимися на нее требованиями общей системы управления или адаптировать действующую в организации систему управления таким образом, чтобы созданная при этом система управления качеством отвечала требованиям данного международного стандарта. Адаптацию следует начинать с производственной стратегии высшего руководства. Оно должно представить обоснование своих обязательств по разработке, внедрению и постоянному улучшению системы управления качеством.

Стандарт ISO 9001 терминологически по-новому трактует схему: поставщик - организация - потребитель. Термин "организация" заменяет ранее применявшийся термин "поставщик", который теперь обозначает прежнего "субподрядчика". Требования стандарта распространяются на "организацию", обязанную установить, документально оформить, внедрить, поддерживать и, что особенно важно, постоянно улучшать систему управления качеством. 

Еще одно отличие ISO 9001: сокращение предусматриваемого им количества документации, использование разных ее носителей, в том числе и машинных, то есть - электронных. Она должна включать:
- документированное заявление о политике и целях в области качества; 
- руководство по качеству; 
- документированные процедуры, необходимость которых установлена стандартом; 
- документы, необходимые организации для эффективного планирования процессов, их осуществления и контроля над ними; 
- регистрацию данных о качестве.

Термин "документированная процедура" подразумевает, что процедура установлена, документально оформлена, внедрена и осуществляется.
Объем и степень детализации документации системы управления качеством обусловлены мощностью и типом организации, сложностью процессов, компетентностью персонала.

Представление о необходимой для строительной фирмы документации по качеству дает изучение документов компании "ZS BRNO a.s." - "Управление качеством" и "Руководство по качеству". В компанию входят несколько чешских строительных фирм и заводов. Семь лет назад она сертифицировала свою систему управления качеством в соответствии с чешским национальным стандартом CSN EN ISO 9002, после чего объем заказов вырос с 0,8 до 4,7 млрд. крон, снизилась себестоимость продукции. Структура документации по качеству в этой компании аналогична типовой (рис.2).
Уровень 1. Руководство по качеству: политика в области качества и краткий обзор системы управления качеством со ссылками на процедуры системы. В Руководство "ZS BRNO a.s." включены все процедуры компании и типовые процедуры подведомственных фирм и предприятий.

Уровень 2. Процедуры: описано, что, где, когда, как и кем выполняется и с какой целью. В Руководстве "ZS BRNO a.s." таких процедур - 15.

Уровень 3. Рабочие инструкции: разъясняют сотрудникам их конкретные действия в процессе осуществления процедур. На одном из осмотренных объектов "ZS BRNO a.s." (торговый центр) у персонала имеются инструкции на 14 основных монтажных операций.

Уровень 4. Формы и документы внешнего происхождения, "встроенные" в систему: формы правильной регистрации данных, разработки стандартов, нормативов и методов контроля.
В Руководстве "ZS BRNO a.s." уровни 3 и 4 объединены.

Сопоставим схему рис.2 со структурой документации в московском строительстве. Нижний уровень в виде технологических регламентов пооперационного контроля качества и технологических карт на производство строительно-монтажных работ представлен разработками НИИМосстроя, ЦНИИОМТП, Мос-оргстроя, ПКТИ Промстроя и других. К элементам второго уровня можно отнести ряд документированных процедур (например, проект производства работ, инструкция по организации торгов, МГСН по приемке объектов в эксплуатацию). Первый же уровень (руководство по качеству) как документ отсутствует. Для упрощения регистрации записей по качеству в "ZS BRNO a.s." применяется программное обеспечение "LOTUS NOTES", аналогичное используемому в нашей корпоративной сети ИСИО Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города. Однако осмотр строительных объектов показал, что, несмотря на наличие документации по качеству, здесь все же имеются дефекты: околы панелей, нарушение геометрии, непровары стыков, отсутствие антикоррозийной защиты сварных швов. При их обнаружении система реагирует корректирующими воздействиями: штрафными санкциями, претензионной работой с поставщиками и так далее. На этот случай имеется процедура работы с продукцией, не соответствующей стандарту.

В целом по результатам работы семинара в Чехии можно сделать следующие выводы:

- для строительного комплекса Москвы переход на стандарты серии ISO 9000 повлечет не только повышение качества и снижение себестоимости продукции, но и повышение ее конкурентоспособности;

- приведение действующей в московском строительстве системы управления, основанной на СНиП и МГСН, в соответствие с требованиями международных стандартов по управлению качеством возможно путем восполнения недостающей части нормативно-технической документации, необходимой для разработки организациями собственных Руководств по качеству, документированных процедур и типовых форм;

- базовым организациям для внедрения систем управления качеством на основе ISO 9000 целесообразно установить прямые связи с зарубежными организациями, имеющими соответствующий опыт (можно предложить сотрудничество в этой области московского ДСК-1 и "ZS BRNO a.s.").