log.jpg (8882 bytes)

 ИНТЕРЬЕР: "ПАН СПОРТСМЕН" ПОДНИМАЕТ ПЛАНКУ

В.Б.Устин, кандидат искусствоведения

№ 1 за 2001  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №6


Содержание номера:

ДАТЫ, СОБЫТИЯ,ФАКТЫ
В.И. Ресин 
Пять лет не прошли даром 

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Н.Н. Никонов
Чувствовать время

НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
МНИИТЭПу - 50 лет

ЗОДЧИЙ И ВРЕМЯ
А.М. Журавлев
Ровесник века 

ПОЧТА

МНЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ
Ф.И. Лимонова 
Выбрать квартиру - это просто?

ПОРТРЕТ МАСТЕРА
Памяти Ф.Я. Каменского
Прогрессор

АРХИТЕКТУРА И ...
В.Б. Устин
Интерьер: "Пан Спортсмен" поднимает планку

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
А.Н. Дмитриев
Стандарт ISO 9000. Заметки из Чехии

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
И.А. Прокофьева, В.Л. Хайт
Московские пассажи - вчера, сегодня, завтра .

ВЕРНИСАЖИ, КОНКУРСЫ, ПРОЕКТЫ
А.М. Кожевников, Ю.В. Ерофеев
Итоги архитектурного конкурса "S-FORT 2000"

РИСУЮТ АРХИТЕКТОРЫ
А.М. Косогов
Искусство акварели и зодчества 

Недавно на Профсоюзной улице рядом с одноименной станцией метро открылся новый спортивный магазин под фирменным названием "Пан Спортсмен". Казалось бы, среди сегодняшнего множества московских магазинов выделиться трудно. И тем не менее "Пан Спортсмен" вызывает особый интерес и как-то сразу запоминается. Все дело - в интерьере.

Надо сказать, что объективная оценка современных интерьеров из-за их крайнего разнообразия и своеобразия - дело весьма непростое. Порой то или иное решение вообще невозможно логически объяснить, ибо оно вытекает из элементарного желания (на основе сугубо вкусовых предпочтений) блеснуть чем-то необычным, из ряда вон выходящим. 

Особую трудность вызывает нынешний "интерьерный беспредел", творящийся в области стилевого формообразования. Стилистика зачастую определяет и подчиняет себе все, в том числе задачи чисто функциональные. Более того, в некоторых случаях даже противоречит им. В такой ситуации, чтобы выявить подлинность или мнимость данного художественного решения, далеко не достаточно простой эмоции "нравится - не нравится". Требуется развернутый системный анализ, предусматривающий рассмотрение объекта по основным его композиционным признакам. К такому рассмотрению выделенного нами интерьера мы и перейдем.

Прежде всего, достойна внимания эффективная и выразительная планировочная организация относительно небольшого пространства двух взаимосвязанных торговых залов. В интерьере магазина "Пан Спортсмен" оно используется с максимальной рациональностью. Оборудование - стеллажи и витрины - расположено не только по периметру, но и в центральной части, обеспечивая четкое деление залов на зоны и, как следствие, удобство движения покупателей, то есть успешное выполнение задуманной маркетинговой программы. В то же время, несмотря на расчлененность, пространство уже от входа хорошо прочитывается, с самого начала значительно облегчая покупателю выбор товара. 

В целом интерьер отличается ясностью планировочной организации, способствующей эффективному протеканию в нем функциональных процессов. При принятой в магазине форме торговли - самообслуживании, данное планировочное решение создает у посетителей чувство простоты и комфорта.

Объемно-пространственное решение также видится продуманным и интересным. Разнообразного вида, свободно стоящее оборудование создает аналогичное разнообразие пространства, чему способствует и пластическое цветовое членение архитектонических элементов: пола, стен, колонн, потолка, балок. "Живописность" объемов подчеркивается сложностью форм и яркой окраской стеллажей для товаров. Все это удачно дополняется светильниками прожекторного типа, размещенными на потолке - темном, зрительно пропадающем по контрасту с белыми подвесными модулями, придающими всей конструкции особую выразительность.

Образно-стилевое решение рассматриваемого интерьера очень ярко и убедительно. Оно четко отражает профиль магазина и полностью соответствует характеру продаваемых товаров, выполняя одновременно и художественные, и утилитарные функции. Значительная образно-стилистическая роль отводится торговому оборудованию. В его простоте, открытости и легкости веет современный молодежный спортивный дух - как, впрочем, и во всех других формирующих пространство элементах, чем достигается предельная цельность и выразительность интерьера. 

Эффект усиливается за счет использования в оснащении и отделке новейших высокотехнологичных материалов и светотехнических средств. При этом сохраняется связь между стилем и образом: яркому разнообразному интерьеру обеспечивается целостность, которую легко нарушило бы применение весьма активных суперсовременных "хай-тековских" элементов.
Рекламное оформление. Интерьер всякого магазина - это в определенном смысле тоже реклама, подобная рекламе витринной, только более развитая в объемно-пространственном отношении. Так что наличие рекламных средств в интерьере неизбежно. Но не всегда эти средства органично включены в общую картину художественного оформления внутреннего пространства. Очень часто в новых магазинах реклама смотрится в отрыве от интерьера, вносит режущую глаз пестроту. В нашем случае реклама хотя и скромна (только небольшие надписи), однако композиционно весьма значима. 

Строго говоря, рекламную нагрузку несет все оформление залов, в свою очередь выигрывая от этого в художественном качестве. К тому же интерьерная реклама стилистически, образно, пластически и колористически соответствует рекламе наружной, которая как бы предваряет эстетическое воздействие интерьера на посетителя.

Применяемые материалы, цветовое и световое решение. Интерьерный дизайн предполагает: материалы, цвет и свет должны использоваться не только как функциональные, но и как художественные средства формирования внутреннего пространства в прямой связи с его общей композиционной структурой. В магазине "Пан Спортсмен" это условие выполняется. Все указанные выше композиционные средства активно "работают" на раскрытие характера интерьера. Материалы - самые современные. Цвет, как отмечалось, полностью соответствует фирменной цветовой гамме: желтый, оранжевый, белый, - создающей атмосферу бодрости и празднично приподнятого настроения. Освещение также решено в прямой связи с функционально-планировочной организацией пространства - служит четкому выделению зон экспо-нирования и продажи тех или иных товаров.

Думается, что мы рассмотрели один из удачных примеров решения интерьера современного магазина.