log.jpg (8882 bytes)

Медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук

Русская линия

№ 2 за 2000  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №2


Содержание номера:

Предисловие

А.П.Кудрявцев
Академия на рубеже веков

В.И.Ресин
Как век грядущий нам готовить?

В.И.Соломатов
Строительное материаловедение на рубеже веков

Анкеты

И.М.Смоляр
Градостроительство и общество

А.В.Иконников
Россия в мировом архитектурном процессе.
Итоги ХХ века

Медали и дипломы РААСН
Номинация: Архитектура и градостроительство

Номинация: Строительные науки

А.В.Кузьмин
Свобода творчества - миф или реальность?

С.И.Соколов, А.М.Катханова
Центр Санкт-Петербурга.
Инвестиционная стратегия реконструкции

Summary

Большая медаль 

Малая медаль 

Автор медалей - почетный член РААСН скульптор А.Пурганов

В целях поощрения творческих и научных достижений в области архитектуры, градостроительства и строительных наук учреждены ежегодные медали и дипломы Российской академии архитектуры и строительных наук. Они присуждаются на конкурсной основе архитекторам, градостроителям, ученым архитектурно-градостроительных и строительных специальностей - гражданам Российской Федерации - за лучшие проекты, по которым строительство осуществлено (для архитектурных проектов) или осуществляется (для градостроительных проектов), за научно-исследовательские и проектно-конструкторские разработки, в результате применения которых получен значительный экономический и социальный эффект, за опубликованные научные труды, монографии и учебники. Kа конкурс могут представляться объекты, построенные в течение последних пяти лет, и работы, выполненные или опубликованные также в течение последних пяти лет. Работы и объекты, удостоенные Государственных премий Российской Федерации, премий Правительства Российской Федерации, дипломов, медалей других государственных академий Российской Федерации, не рассматриваются.

Выдвижение кандидатов на соискание медалей и дипломов Академии производится профессиональными организациями (союзы архитекторов, строителей, крупные проектные организации, имеющие научно-технические советы, научно-исследовательские организации, высшие учебные заведения и другие), а также региональными отделениями, научно-творческими центрами, академическими научными и творческими мастерскими и лабораториями, действительными членами и членами-корреспондентами РААСН.

Медаль Академии присуждается только один раз. Лица, удостоенные малой медали, могут в дальнейшем участвовать в конкурсе на соискание большой медали.

Объявление конкурса и сообщение о присуждении медалей и дипломов публикуется в открытой печати.

НОМИНАЦИЯ: Архитектура и градостроительство 

Генеральный план Вологды

Разработан ЦНИИП градостроительства в период с 1991 по 1996 год. Согласован городскими службами, департаментом культуры Вологодской области, одобрен протоколом градостроительного совета города от 30 апреля 1999 года, согласован департаментом культурного наследия Министерства культуры РФ 19 января 2000 года.

Проект рассматривает как долгосрочную перспективу развития (20 лет), так и тактическую - на ближайшие 5-10 лет. Предполагается, что за этот период будут разрешены самые неотложные проблемы города, выявленные на основе экономического, экологического, социального и градостроительного анализа по планировочным зонам. соответствии с принятой концепцией город должен развиваться вместе с зоной его непосредственного влияния - контактной зоной (зоной двойного подчинения).
Что касается стратегии, здесь авторы опирались на долгосрочные социально-экономические прогнозы. Проанализирован экологический аспект, предложены дополнительные мероприятия по улучшению окружающей среды, разработана схема функционального, строительного, а также правового зонирования.

Авторский коллектив: Людмила Ушеровна Молдавская (руководитель), Борис Васильевич Маевский, Галина Владимировна Подъемщикова, Елена Александровна Гневко, Нина Николаевна Шевердяева, Лора Яковлевна Герцберг, Людмила Ивановна Митрохина.

Представлен ученым советом ЦНИИП градостроительства.

Проект планировки и застройки центральной площади Ханты-Мансийска

Генеральный план 
ансамбля главной площади 
г. Ханты-Мансийска

Авторы видят центральный ансамбль города как сложное многофункциональное пространство, замыкающее основные композиционные оси планировочной структуры Ханты-Мансийска. По сути, создается ядро будущего центра, в которое органично включаются существующие и вновь проектируемые общественные здания (картинная галерея, библиотека, комплекс зданий "Окртелеком", общественный центр "Гостиный двор" и Центр малых народов Севера), а также рекреационная зона.
Отличительным качеством работы является то, что наряду с решением собственно архитектурно-планировочных задач здесь выполнено и эскизное проектирование новых общественных зданий. Такой подход позволяет в сжатые сроки разработать архитектурно-градостроительный проект инвестирования и строительства центрального ансамбля Ханты-Мансийска. Предполагается уже к 2005 году, когда в городе будет проходить чемпионат мира по биатлону, сформировать его законченный архитектурный силуэт.

Ансамбль главной площади 
г. Ханты-Мансийска.
Фото с макета

Авторский коллектив: Константин Федорович Неустроев (руководитель), Владимир Степанович Кубасов, Геннадий Александрович Петров, Светлана Ефимовна Матвеева, Ирина Владимировна Дараган.

Представлен ученым советом ЦНИИП градостроительства.

Градоэкологическая концепция создания и развития  горноклиматического курорта "Красная Поляна" 

Всероссийский центр 
зимних видов спорта 
в "Красной Поляне"

Красная Поляна - уникальный уголок России, который по красоте ландшафта и природно-климатическим факторам не уступает горным курортам Швейцарии, Франции, Австрии. Огромные лесные массивы, богатейшая флора и фауна, целебные источники, многочисленные речки, водопады и ручьи - здесь самой природой созданы великолепные условия для занятий зимними видами спорта, для туризма и отдыха. 
Концепция носит социально ориентированный характер, предусматривая комплексный подход к решению проблем развития рекреационного комплекса в Красной Поляне: спортивно-туристическое использование данной территории не должно вредить окружающей среде. Определены конкретные практические меры, позволяющие в короткие сроки и при минимуме бюджетных ассигнований получить ощутимые результаты и покончить со стихийным хозяйственно-финансовым "освоением" уникальной территории, ведущим к тяжелым экологическим и социально-экономическим последствиям. Использованы результаты исследований, проведенных перед объявлением города Сочи кандидатом на право проведения Зимних Олимпийских игр 1998 и 2002 годов и при разработке Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года".

Авторский коллектив "Югакадемцентра": Игорь Викторович Ярошевский (руководитель), Василий Васильевич Грищенко, Александр Павлович Климычев, Виктор Иванович Проценко, Павел Васильевич Садилов, Генриетта Николаевна Грищенко, Эльвира Николаевна Амелина.

Представлена администрацией города Сочи.

Михаил Хазанов. Работы 1990-х годов

Работы Михаила Хазанова последнего десятилетия XX века пока не классифицированы с точки зрения стиля или манеры. язык форм еще не отстоялся, чтобы можно было составить его словарь. Однако даже первое знакомство позволяет ощутить здесь внутренний стержень, последовательность поисков. 
До недавнего прошлого архитектуру муштровали по формулам: "форму определяет функция", "форму определяет технология" (не задумываясь, почему функция должна диктовать форму, почему технология должна диктовать архитектору, как проектировать, а пользователю - как жить). Освободиться от магии формул Хазанову в свое время помогла причастность к "бумажной архитектуре". Его работы основываются на структурном потенциале образности, на метафорах, позволяющих выстроить осмысленный сценарий игровой модели, в пределах которой раскладываются функции и получает человеческий смысл форма. В начале 20-х годов подобным путем пошел Мельников, был остановлен, но успел показать, как подлинная архитектура вырастает из образа, рожденного живой человеческой мыслью.

Еще в 1989 году Хазанов выполнил проект яхт-клуба в Мисхоре. От параллелепипеда гостиницы, стоящей на верхней отметке берегового откоса, ажурные мостики переброшены к цилиндрическому стволу башни на полосе пляжа. Балконы и корона обзорной галереи завершают силуэт башни, нагруженный "наутическими" метафорами (даже с некоторым перебором). Но поиски продолжались. Метафоры "корабельного стиля", освобожденные от натурализма, появились на таких объектах, как дом в Подмосковье (1995) или забавный "дом-корабль" в Севастополе (проект, 1995). метафорические ряды в последующих проектах разветвлялись и умножались, форма корректировалась сценариями функциональных процессов, гармонизировалась.

Живое красноречие метафор выделяет здание сбербанка на Волгоградском проспекте в Москве (1996). Примечательно, что постройка, которая выглядит сформированной свободно и непринужденно, на деле создана путем реконструкции существующего безликого типового объекта начала 70-х. Выразителен обращенный к проспекту фасад, центр которого акцентирован изящной металлической структурой навеса. Поверху фасад замыкается плавной криволинейной линией ограждения. Сквозь проемы в боковых парапетах видны стальные фермы, подобно аркбутанам, гасящие распор свода. Сочетание металла, керамики, штукатурки порождает спокойную нетривиальную игру цвета. Со стороны двора в широкий изгиб стены пристройки вписана невысокая ротонда входа. От Мельникова идет прием ступенчатой группировки проемов. Разнохарактерность фасадов мотивирована контекстом, но сложность дворового достигла грани чрезмерности для такого масштаба. Интерьеры корректны, но операционный зал, обращенный к проспекту, все же не удалось органично ввести в пространственную систему - здесь сказалась стесненность условий реконструкции. Мелкой, но досадной ошибкой представляется прямое соприкосновение оштукатуренной поверхности стены с дворовой отмосткой - штукатурка мокнет. Но достигнуто главное - небольшой, к тому же и не на пустом месте созданный объем получил выразительность и неоднозначность сложного художественного текста, что придает известную осмысленность всему ближайшему окружению, состоящему из вполне механистических пластин типовых домов.

Живописно здание бизнес-центра, строящееся с 1998 года на одной из горных вершин, окружающих Тбилиси. Здесь постройка как бы завершает очертания скалистого ландшафта, развивает и венчает их парящими кровлями, форма которых говорит об интересе автора к венскому деконструктивизму.
Линия метафорической образности получила у Хазанова змоциональное и взволнованное продолжение в проектах памятных ансамблей в Катыни и Медном. Тонко организованный пространственно-временной сценарий, экономный, точный и сдержанный язык символов поднимают проекты на высоту жанра трагедии.

На рубеже тысячелетий, когда вслед за постмодернизмом начали плодиться бесчисленные пост-пост-измы, оказалось вполне возможным совместить современную метафору с воспроизведением языка и образов исторического наследия. На месте старой усадьбы, от которой сохранился только романтический парк - и никаких, даже документальных, следов изначальной архитектуры, Хазанов решился создать "вольное сочинение на историческую тему" - усадьбу Коралово. Реконструировался не старинный памятник, а сам проектный процесс двухсотлетней давности. Все получилось вполне правдоподобно-провинциально (вот разве на заднем фасаде главного дома с провинциализмами вышел некоторый перебор) и естественно в ландшафтном контексте.

Подведем итог. За десятилетие сделано много серьезного и разного. Бюро отделения архитектуры РААСН, рассмотрев цикл работ советника отделения Михаила Хазанова, решило обратиться к президиуму Академии с предложением отметить этот цикл академической медалью.

А.В.Иконников

Здание Театра кукол в Новосибирске

Областной театр кукол в Новосибирске, созданный по проекту архитектора А.М.Михайлова, плотно вписан в городской центр. В его объем включен характерный памятник архитектуры начала ХХ века (здание школы, построенное сибирским зодчим А.Д.Крячковым). Архитектура нового объекта развивает средовой контекст: сама по себе она зрелищна и театральна. Сопряжение с работой Крячкова породило тональность напряженной пластичности и декоративности. Сложно развита система интерьеров: в частности, пространство фойе эффектно предваряет восприятие театрального действа.

Новое произведение "нижегородской школы"

Новый корпус банка "Гарантия" завершен в 1999 году. Проект выполнил безвременно ушедший от нас А.Харитонов вместе с Е.Пестовым и Н.Пестовой. Здание находится в историческом центре города и выходит главным фасадом на огромное пространство Почаинского оврага, раскрытое к нижегородскому Кремлю и Волге. Местоположение потребовало крупномасштабного решения и напряженной образно-смысловой наполненности. Последнюю определяют два ряда метафор: динамичные очертания корабля, устремленного в сторону Волги, и триумфальная арка, вбирающая встречное движение пространства. Здание интересно как новый этап становления "нижегородской школы", архитектурный язык которой, освобождаясь от прямых исторических реминисценций, сохраняет связь с неповторимостью контекста и характером городского ландшафта. Метафоры этого языка строятся на основе свободных ассоциаций. Смелая игра геометрических построений подчеркивается резкими контрастами.

Проект реставрации и расширения Иркутского драматического театра

Архитекторы Л.М.Гуревская, А.А.Папанян, П.И.Троицкий, А.Г.Красильников, А.А.Коноплева, Т.С.Шептун, И.В.Черепанов, конструктор А.А.Муравьев. Строительные работы завершены в 1999 году.

Комплексный проект включает реставрацию, реконструкцию и технологическую модернизацию здания драматического театра - памятника архитектуры XIX века, создание паркового комплекса и благоустройство территории. Работа получила высокую оценку специалистов и жителей города Иркутска.

Эксклюзивный многоэтажный жилой дом на Краснопролетарской улице (владение 7) в Москве

Это современное архитектурное решение многофункционального комплекса, органично включенного в застройку Садового кольца. Руководители авторского коллектива: Р.Г.Кананин, Н.Е.Кузнецова, К.М.Свирин.

Курортно-гостиничный центр "Лазурная" в городе Сочи

Этот комплекс - один из крупнейших узлов в планировочной структуре Большого Сочи. Доминирующим его объектом является 23-этажная четырехзвездочная гостиница "Лазурная" на 600 мест. Она представляет собой композиционно и пластически сложный объем, напоминающий взметнувшуюся волну. Примененное для наружной отделки лазурное поляризованное стекло эффектно отражает бесконечную игру неба и моря. В парковой зоне, ближе к берегу, тонут в зелени комфортабельные виллы, продолжающие и развивающие композицию.

Особо следует отметить нетривиальное использование в планировке комплекса особенностей рельефа, природных достоинств территории. Здесь вполне уместно говорить не о благоустройстве, а об "архитектуре земли". Каскады рельефа продолжены каскадами архитектурных объемов, что создает эффект органичного вырастания их из ландшафта, чрезвычайно живописны парковые композиции. Территория насыщена элементами благоустройства: открытый бассейн с прилегающей зоной для загара и развлечений, высококлассные теннисные корты, тенистые тропы, камерные природные уголки для спокойного отдыха. Пляжная зона соединена с гостиницей пешеходным мостиком и лифтоподъемником.
в планировочную структуру органично вписан двухъярусный паркинг, изолированный крытый хозяйственный подъезд, автосервисный блок, включающий в себя автозаправку, мойку, посты обслуживания, автомагазин и летнее кафе.
В функциональной структуре комплекса впервые в Сочи реализована идея круглогодичного использования рекреационных ресурсов, концепция сочетания отдыха на море и в горах. Одновременно со строительством гостиницы "Лазурная" в высокогорном поселке Красная Поляна был построен ее филиал - четырехзвездочный "Пик-Отель" на 80 мест и 6 вилл. Это дало существенный толчок развитию всего горно-климатического курорта Красная Поляна.
Авторский коллектив: Игорь Викторович Ярошевский (руководитель), Леонид Константинович Звуков, Борис Иванович Аверьянов, Юрий Афанасьевич Горяинов, Николай Иванович Карпов, Геннадий Андреевич Кормишкин, Кирилл Юрьевич Кузницын.

Представлен администрацией города Сочи.

Деловое здание в Доброй слободе

В самом конце 1999 года сдано в эксплуатацию многофункциональное здание на Доброслободской улице. Компактно размещенное среди разнородных геометрических корпусов, оно центрирует застройку своим многоцветным расчлененным объемом с богатым силуэтом, высокими кровлями, башней и стеклянной пирамидой атриума. Прямоугольный объем разделен брандмауэром на две почти равные части, в одной из которых размещается гостиница с рестораном, оздоровительным комплексом (бассейн, сауна, тренажерные залы) в подвале, бизнес-центром и магазином сувениров, в другой - банк, гараж и подсобные помещения, офис с представительными "президентскими" кабинетами и конференц-залами. Гостиничный блок скомпонован вокруг вертикальной оси, акцентирован небольшим (15х15 м) многоярусным атриумом с панорамным лифтом в одном из углов, зимним садом и богатой декорацией. ходы в гостиничные номера отделены от атриума своеобразными крыльцами или арочными нишами. Планировка номеров разнообразится переходами, наклоном стен в верхних мансардных этажах и остекленными лоджиями. Пространство конференц-залов и ресторан обогащено перепадами уровней, зеркальными поверхностями, ступенчатыми потолками, темным деревом барьеров; интерьеры осложняют срезанные углы в квадратных помещениях с расположением там входов и панорамного лифта и диагональным рисунком полов.

Необычны цветовые решения. На фасадах и в интерьерах широко используется зеленый камень интенсивного тона. Детали, малые формы, светильники, решетки и лепнина стилизованы в духе архитектуры петровского времени.
Авторы следуют столь популярной сегодня в Москве тенденции контекстуализма, не столько копируя стилистику среды, сколько создавая вполне современную фантазию на историческую тему.

Руководитель авторского коллектива: П.П.Павлов; архитекторы: Л.В.Севастьянова, М.П.Павлова; дизайнеры: В.П.Вильчес-Kогерол, О.О.Кирюхина.
Подрядчик: фирма "Эстконде".
Генеральный проектировщик: ТОО "Архитектурный центр" совместно с эстонской фирмой "PIC".

В.Л.Хайт

Квартал N 259 на Цветном бульваре в Москве

Один из немногих примеров планомерно, системно и комплексно осуществленной реконструкции старого квартала в центре Москвы. Проект выполнен в 1991 году, в 1993-м начались работы, которые завершаются в настоящее время. Довольно "рыхлая" существующая застройка структурируется с учетом традиционных границ домовладений, дворовых пространств и сети объединяющих систему проездов и пешеходных путей. Возможность уплотнения застройки примерно на 30% позволяет сделать программу рентабельной. Возведено 10 новых сооружений, 4 из них - с подземными автостоянками. Контекстуальность решений достигалась использованием современного архитектурного языка. Для того чтобы сохранить живое разнообразие среды, все домовладения выполнялись разными авторами, что обеспечило индивидуальность решений при сохранении их общего характера.

Проект разрабатывался группой архитекторов: В.Юдинцев (руководитель), С.Лобачев, В.Филатов, А.Первенцев, K.Романовская; инженеры: Ю.Савченко и М.Железова.

Архитектура русской усадьбы 
М.: Наука; 1998. 334 с.

Книга написана в форме коллективной монографии. Она подводит итог ряду исследований, проведенных коллективом авторов под руководством члена-корреспондента РААСН, доктора архитектуры Н.Ф.Гуляницкого в 1993 - 1995 годы (в составе плановых работ Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства - НИИТАГ РААСН).
Среди изданий последних лет - это первый научный труд, целиком посвященный историко-архитектурной проблематике русской усадьбы в большом временном промежутке - от Древней Руси до 1910-х годов. На страницах книги рассматриваются типология, стилистика и хронология усадебного зодчества. Впервые предпринимается попытка раскрыть феномен русской усадьбы как идеального представления о жизнеустройстве семьи, рода, сообщества семей. Подробно рассмотрены проблемы соотношения городской и сельской архитектуры в истории России.

В издание вошли не публиковавшиеся ранее работы Н.Ф.Гуляницкого, посвященные палладианству в России, которое представлено в разных ипостасях и в творчестве мастеров различных европейских стран. На основе анализа большого и разнообразного материала - архитектуры Италии, Англии, Франции - автор раскрывает уникальность и эмоциональную красоту русского палладианства.

Монография адресована специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся русской историей и культурой. Многие из рассматриваемых в ней усадеб впервые вводятся в науку и открыты благодаря архивным исследованиям, изучению редких письменных и графических источников. 

И.Н.Слюнькова

З.К.Покровская 
Осип Бове 
М.: Стройиздат; 1999. 311 с.

Осип Иванович Бове принадлежит к числу выдающихся деятелей российской архитектуры. Его творчество целиком связано с Москвой. Благодаря его мастерству и таланту после пожара 1812 года было сформировано созвездие центральных ансамблей города - Красная, Театральная и Манежная площади, Александровский сад. До сих пор они определяют облик центра столицы.
Подготовленная З.К.Покровской и выпущенная в свет более 30 лет назад единственная монография о творчестве архитектора уже давно стала библиографической редкостью. Новая книга является результатом последующих научных исследований автора, включает неизвестные ранее документальные данные. Большой заслугой З.К.Покровской является уточнение атрибуции ряда известных сооружений - задача не простая, поскольку, по справедливому замечанию автора, "среди современников Бове не было ни одного архитектора, в отношении творческой биографии которого было бы допущено столько неточностей и неясностей, как это было с Бове". Кроме того, З.К.Покровской удалось снять дискуссионные вопросы об авторстве таких общеизвестных памятников архитектуры, как Манеж, Большой театр и другие.
Издание данной книги восполнило существенный пробел как в архитектуроведении, так и в истории столицы. Достаточно полон и разнообразен изобразительный ряд - 270 редких графических документов из фондов центральных музеев, библиотек и архивов, изображающих памятники и ансамбли Москвы первой трети XIX века.
Полноправным героем монографии становится Москва. По существу, книга является новой и своеобразной документальной историей города пушкинской поры, соединяющей пленительную старину с новизной классицистической Москвы, выросшей на пепелище 1812 года. Раскрыта идейно-художественная программа колоссальных по объему работ, а также художественная мотивация решений по реконструкции и архитектурной организации центральных ансамблей, отдельных архитектурных сооружений и комплексов. Дана подробная картина организации управления восстановлением "послепожарной" Москвы: заготовка строительных материалов, градостроительное проектирование и разбивка на местности улиц и площадей, инженерное оборудование и благоустройство территорий, водоснабжение и сооружение гражданских и общественных зданий, массового жилого строительства.
Монография адресована архитекторам, реставраторам, историкам, искусствоведам. Относящаяся к жанру научной литературы, она написана ясным и простым языком, доступным широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой Москвы.

.Н.Слюнькова

Н.П.Крадин 
Старый Хабаровск: портрет города в дереве и камне (1858 - 1938) 
Хабаровское книжное издательство, 1999. 304 с.

Это популярное по форме, но в высшей степени капитальное, историческое, градостроительное и архитектурно-аналитическое исследование построено на архивных документах. Иллюстративный ряд включает в себя многочисленные натурные фотографии, репродукции старинных снимков, рисунков и почтовых открыток.

Известный историк зодчества Восточной Сибири и Дальнего Востока, профессор Н.П.Крадин видит город как "культурное пространство", он рассказывает о природных и городских ландшафтах Хабаровска на разных этапах его развития, наиболее интересных жилых и гражданских зданиях и комплексах: вокзале, кадетском корпусе, доходных домах и магазинах, Доме Советов, Доме командиров Красной Армии. Особое внимание автор уделяет культовым сооружениям, в том числе утраченным. В книге помещены краткие творческие биографии архитекторов Хабаровска. Все эти материалы - результат многолетних исследований Н.П.Крадина. 
Книга "Старый Хабаровск" - ценный вклад в серию изданий по истории и современному состоянию архитектуры отдельных городов и регионов России.

В.Л.Хайт

Д.О.Швидковский 
Императрица и архитектор. 
Архитектура и сады при дворе Екатерины II. 

Лондон, издательство Йельского университета. 1997. 40 авт.л. с илл.

D.Shvidkovsky 
The Empress and the Architect. Architecture and Gardens at the Court of Catherine the Great 

Работа над книгой, посвященной творчеству одного из ведущих мастеров русского классицизма - Чарльза Камерона - продолжалась почти два десятилетия. За это время Д.О.Швидковский изучил архивные и музейные собрания не только Москвы и Петербурга, но и Лондона, Оксфорда и Эдинбурга, частные коллекции Великобритании, в том числе документы, хранящиеся в родовой резиденции вождей клана Камеронов в Горной Шотландии. В итальянских архивах автор обнаружил материалы, связанные с пребыванием в Риме Чарльза Камерона и его мнимого "двойника", за которого исследователи долгое время принимали самого архитектора. Выявление достоверных фактов в переплетении судеб нескольких британцев, носивших одно имя и фамилию - Чарльз Камерон - и оставивших заметный след в истории, потребовало от Д.О.Швидковского почти детективного расследования.

В результате был собран богатейший материал, позволивший по-новому осветить жизнь и творчество Чарльза Камерона за рубежом и в России. Впервые подробно освещена деятельность мастера по созданию образцового города Софии в 1780-е годы близ Царского Села, его работы в качестве главного архитектора Адмиралтейства в начале XIX века.

В книге присутствует подробнейший архитектурный анализ композиции произведений Камерона - их декор, особенности применения зодчим классических ордеров. Но при этом автор показывает роль построек мастера в содержательной концепции дворцово-парковых ансамблей русского Просвещения. В монографии есть разделы, посвященные "китайщине", которой увлекался мастер, а также ранней русской псевдоготике, связанной с британскими образцами. Одна из глав книги рассказывает о шотландских мастерах, в частности исследованы творческие биографии Адама Менеласа и Уильяма Гесте.

В книге Д.О.Швидковского приводятся авторские чертежи Чарльза Камерона, собранные в 18 хранилищах и имеющие не только историческую, но и профессиональную ценность.
Остается надеяться, что этот замечательный труд Д.О.Швидковского будет издан на языке оригинала и в нашей стране, где Чарльз Камерон возвел все до единой свои постройки.

Т.Ф.Саваренская

Г.В.Есаулов, В.А.Черницына
Архитектурная летопись Ростова-на-Дону 
Ростов-на-Дону. 1999. 288 с.

 

Эта солидная, качественно оформленная монография вышла в свет к 250-летнему юбилею Ростова-на-Дону. Советник РААСН, профессор Г.В.Есаулов и искусствовед В.А.Черницына, основываясь на обширном архивном материале и уже имеющихся публикациях, реконструировали картину становления и развития этого южнорусского города от момента его зарождения до сегодняшнего дня. Повествование дополняют своеобразные врезки: "Из истории зданий", "О чем рассказал документ", краткие биографические справки о ведущих ростовских архитекторах.
Значительное внимание авторы уделяют своеобразию развития Ростова-на-Дону: таможня, крепость, форштадты, сосуществование трех градостроительных образований - Ростова, крепости и города Нахичевани, их последующее слияние. Авторы подробно останавливаются на различных стилевых направлениях, представленных в застройке города. Особенно их интересует архитектура конца XIX - начала XX века.
Ряд архивных материалов, в числе которых проекты восстановления в 50-е годы XX столетия знаменитого драматического театра имени Горького (архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх, 1935 год), публикуется впервые. В целом же в монографии воспроизводится около пятисот цветных и черно-белых изображений.

И.Н.Слюнькова

Архитекторы об архитекторах.
Ленинград - Петербург, ХХ век 

Составитель Ю.И.Курбатов Санкт-Петербург, 1999.

Литература о российском зодчестве с выходом этой книги существенно пополнилась. Дело не только в объеме - около 50 авторских листов, но и в новизне жанра. Именно жанр книги - находка составителя и одного из авторов, члена-корреспондента РААСН, доктора архитектуры Ю.И.Курбатова: живые и образные эссе о зодчих, определивших четыре послевоенные десятилетия ленинградской архитектуры, опираются на строгий каркас документального материала.
Книга стала прорывом в деле преодоления последствий вдохновленной Хрущевым реформы, когда архитекторы оказались в значительной мере ущемленными в своем творчестве. На фоне безграничного разгула индивидуализма, окрасившего мировой архитектурный процесс последней четверти века, "прибитость" российских архитекторов, до сих пор не изжитая, производит удручающее впечатление. Петербургский том стал естественным жестом самоутверждения - не только личности архитектора, но и профессии в целом, ее роли в обществе, ее ответственности за целостность культуры, единство ее духовно-художественной и технико-рациональной составляющих.

36 очерков, 36 персонажей, конечно, далеко не исчерпывают типы, что может быть поставлено в упрек составителю. Но его целью не было создание исчерпывающего справочника - скорее, передачи духа, общей атмосферы определенного периода. Книга как бы взывает к продолжению. Но и предложенный составителем и авторами "групповой портрет" обладает определенной завершенностью. Сюда вошло множество фактов, доселе как бы никем не замеченных, но бесценных. К тому же, каждый очерк - это новая точка зрения, новый взгляд на время и его героев. Однако это разнообразие взглядов образует стройную симфонию, рисует целостную картину эпохи.

Герои книги уже ушли из жизни. Говорят: "О мертвых или хорошо, или ничего". Но авторам не было необходимости идеализировать своих персонажей: их неповторимость и одаренность бесспорны, со временем это чувствуется все острее. А.С.Никольский, Л.В.Руднев, Н.А.Троцкий, Л.М.Тверской - давно уже "классики". Очень хорошо, что включен сюда Николай Белехов, вроде бы не создававший громких архитектурных шедевров, но спасший от гибели множество памятников зодчества в трудные послеблокадные годы... Издание помогает многое расставить по местам в истории петербургского зодчества. Отметим и добротный, отлично организованный иллюстративный материал.

Еще раз подчеркнем большую роль составителя книги Ю.И.Курбатова - масштабность его замысла, вкус и безошибочное историческое чутье. Удачно подобраны авторы статей, тактично отредактированы тексты, проведена огромная организаторская работа. Издание осуществлено на высоком полиграфическом уровне, что стало возможно благодаря спонсорам, которым, естественно, - особая благодарность.

А.В. Иконников