|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
В. И. Ресин
Московский
Стройкомплекс: приоритеты и перспективы
Ю. Р. Савельев
К истории усадьбы
Кусково
Я. Ш. Каждан
Юлий Владимирович
Ранинский (1928-2001.
А. Ю. Калинин,
А. А. Гурьев, В. А. Писмарев
Нет пожарам!
Е. О. Матухина
К проблеме
территориального развития жилой застройки
Н. Е. Егоров
Мирза Мустафаев: от
рисунка до проекта
В. Е. Павлов
Августин Бетанкур. К
250-летию со дня рождения
Итоги международного форума
«CITY BUILD. Строительство городов 2007»
В. А. Резвин
От Хамовников к
Новодевичьему |
Руководителю архитектурной мастерской
«АРХИ-М» Мирзе Шагабовичу Мустафаеву близки все
стили, если они базируются на основательной
классической школе. Сегодня, говорит он с
сожалением, наши архитекторы большей частью
превратились в рисовальщиков («даже в
профессиональных изданиях появились фразы типа
«Рисовать проекты»), то есть проекты не
разрабатываются, а только рисуются. По его
мнению, это превратилось в настоящую беду.
Конечно, архитектор, не умеющий рисовать -
никакой не архитектор, потому что все начинается
с рисунка, эскиза. Но а дальше...?
Основы профессии Мирза Мустафаев постигал на
архитектурном факультете Бакинского
политехнического института, по окончании
которого его распределили в Ашхабад, где тогда
творил талантливейший зодчий - главный
архитектор столицы Туркменистана, народный
архитектор СССР А. Р. Ахмедов, тоже выпускник
Бакинского Политехнического Института. К нему и
попал молодой специалист Мустафаев. Работа при
Ахмедове оказалась хорошей практической школой,
опиравшейся на мощную архитектурно-строительную
базу. Уже тогда в Ашхабаде, учитывая сейсмичность
региона, строили дома из монолитного бетона. В
течение года Мустафаев стал членом Союза
архитекторов СССР. Во время службы в армии в
Хабаровске, где он продолжал заниматься
творчеством в филиале ЦВП (Центрального
Военпроекта), после чего его направили в Москву.
Два года Мустафаев трудился в «ГИПРОВузе»,
участвовал в разработке Ташкентского
Госуниверситета, Политехнического Института,
был соавтором проекта Ульяновского
Педагогического Института (автор арх.
Калашникова Е.Е.) в мемориальном комплексе,
разработанным под руководством архитектора
Мезенцева Б.С., выиграл закрытый конкурс на
проект здания первого в истории Калмыкии
университета и возглавил в итоге бригаду
архитекторов в качестве ГАПа.
За 25 лет последующей работы в МГПИ (Московском
Государственном проектном институте) Мирза
Шагабович немало сделал в столице: застроил
«половину Химок» (его собственное выражение),
сдал в 1985 году высотное здание спецуправления
МВД СССР, композицию застройки которого
разработал известный архитектор Я. Б.
Белопольский - автор известного монумента
воинам-освободителям в берлинском Трептов-парке,
комплекс лабораторных зданий фирмы «Фазотрон»
на Малой Грузинской, в Кунцево, телевизионный
завод «Темп» в Котляково, НИИ «Сельхозтехники»
(метро «Молодежное»), производственные корпуса в
Киеве и многое-многое другое, от эскиза до сдачи
объекта. А в сложные 90-е уже в собственной
мастерской запроектировал и построил немало
элитных частных домов, (включая интерьеры) в
Подмосковье, дизайн проекты элитных квартир,
офисных зданий в Москве.
Он не любит проектировать одно и то же. Настоящий
архитектор, по его мнению, должен уметь
организовать любое пространство. В Химках,
например, Мустафаев возводил лабораторный
корпус по обработке бериллия. Научный
руководитель лаборатории, увидев эскиз проекта,
решил, что Мирза Шагабович - изрядный химик, хотя
это далеко не так. А неосуществленный проект
Духовного Центра с соблюдением всех религиозных
требований и непривычными архитектурными
формами?
Из последних осуществленных проектов
архитектора Мустафаева назовем здесь несколько -
супермаркет «Виктория» в Южном Бутово, совсем, по
московским масштабам, небольшое, но очень
симпатичное офисное здание на Большой
Переяславской, элитный клуб «Золотое кольцо» на
Смоленской, ресторан корейской кухни на улице
Андропова и др.
Да,
повторяет руководитель ООО «АРХИ-М», многие
архитекторы сейчас ограничиваются рисунком,
«чистой» идеей, а что делать дальше - не знают. Это
равно неумению академика-хирурга практически
оперировать. Идея должна иметь продолжение.
Между тем нередки случаи, когда «нарисованное»
архитектором невозможно (или нерационально)
воплотить. Иногда приходится «покрывать чужие
грехи», доводить до ума сырые проектные идеи и
дав им жизнь - другими словами, выполнять
дальнейшую разработку вплоть до рабочих
чертежей.
Как уже говорилось, М.Мустафаеву близки все
стили, он, что называется, владеет их полным
набором. По поводу профессионального мастерства
замечает следующее. Всегда видно, имеет ли
архитектор опыт работы «руками», перед тем как
перейти на компьютер. Многие же молодые сразу
начинают на компьютере, не зная «плоти» процесса
проектирования. Получается почти красиво, а
внутри - пустота, не хватает души. Поговаривают,
что однажды к Бернарду Шоу пришел начинающий
поэт и спросил его мнение о своих стихах. Мэтр
ответил, что такие вещи надо писать после того,
как станешь знаменитым, чем очень «успешно» и
занимаются сейчас «знаменитые». Необходимо
прежде овладеть школой. Многие архитекторы
сегодня пытаются творить «на пустом месте», вне
школы, лишь бы «не так как все». Довольно часто
результат в подобных случаях - «дома-эпилептики»
(выражение Мустафаева), «пузыри», построенные
намеренно вычурно, криво-косо. Это стало просто
болезнью. Ни представления об основах
архитектуры, ни чувства пропорции... К тому же
среди творцов архитектор - самый зависимый. В том
смысле, что если, допустим, живописец может свое
полотно и не выносить из мастерской, то
завершенная работа архитектора неизбежно
оказывается на всеобщем обозрении.
Вот свежий пример зависимости архитектора. В
проекте одного из объектов Мустафаевым на фасаде
был задуман акцент в виде опоясывающей красной
горизонтальной панели на белом фоне. При
согласовании в высоких «архитектурных органах»
города согласовали панель только фисташкового
цвета, преобладающего в окружающей застройке.
Переубедить не удалось. После реализации проекта
стало очевидно: это - ошибка... Поэтому, когда
видишь в Москве что-то, что тебе кажется
архитектурной неудачей, не следует забывать, что
не всегда виноват автор.
Недавно Мустафаевым был выполнен эскизный
проект Детского экологического
просветительского Центра в Москве. Для начала
следовало уяснить: что такое ЭПЦ? Посмотрели
подобные проекты в Сингапуре, на Тайване, во
Франции. Везде они разные. И Мустафаев предложил
свою идеологию такого центра: ни в коем случае не
делать его как раньше - в отдельных комнатушках
кружки типа «кройки-шитья», рисования, пения...
Современный ребенок туда не пойдет. Сейчас дети
другие, они любят интерактивные занятия, мыслят
интерактивно, знают компьютер. Они
свободомыслящие, для них необходимо
перетекающее пространство, где можно гулять
именно «перетекая», играючи. То есть всегда
следует прежде всего организовать пространство,
создать соответствующую среду, а только потом
уже его украшать.
В целом, несомненно благо, что в Москве строят
много, разнообразно. Существуют даже (в проектах,
в макетах), как и в высокой моде, вещи,
предназначенные исключительно для демонстрации.
Ведь многое из показываемого на подиуме тоже
носить нельзя. Как нельзя, скажем, жить в доме, с
наклонными полами, но обозначить тенденцию -
полезно и необходимо.
А вот замечание по поводу Петербурга - не
лишенное эпатажа, но искреннее и наверняка
способное найти немало сторонников. Еще в давней
молодости, оказавшись впервые в городе на Неве,
Мирза Шагабович, по его словам, был расстроен. До
этого он знал архитектуру города по учебникам, а
когда увидел в реальности, не мог отделаться от
впечатления: папье-маше. Затем, гуляя уже в Риме -
те же формы, те же элементы, но совсем другое дело!
Там вот муляжей нет. В Питере же архитектура
какая-то картонная...
Так говорит член-корреспондент Академии
архитектуры стран Востока (Баку) Мирза Шагабович
Мустафаев, большую часть своей жизни строивший в
Москве, где ныне в руководимой им мастерской
«АРХИ-М» работают - штатно и внештатно - свыше
пятидесяти сотрудников и продолжают
проектировать и строить самые разнообразные
архитектурные произведения - от локального
паркового лестничного спуска до крупного
делового центра, от дизайн-проекта интерьера
загородного жилого дома до туристического
комплекса.
|