Вопросы градостроительства

К проблеме территориального развития жилой застройки
Е. О. Матухина

Русская линия

№ 1 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1. 2008г.


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московский Стройкомплекс: приоритеты и перспективы

Ю. Р. Савельев
К истории усадьбы Кусково

Я. Ш. Каждан
Юлий Владимирович Ранинский (1928-2001.

А. Ю. Калинин, А. А. Гурьев, В. А. Писмарев
Нет пожарам!

Е. О. Матухина
К проблеме территориального развития жилой застройки

Н. Е. Егоров
Мирза Мустафаев: от рисунка до проекта

В. Е. Павлов
Августин Бетанкур. К 250-летию со дня рождения

Итоги международного форума «CITY BUILD. Строительство городов 2007»

В. А. Резвин
От Хамовников к Новодевичьему

 

Главная цель государственной политики в осуществлении земельной реформы - повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения ее социального, инвестиционного, производительного потенциала, превращение земли в самостоятельный фактор экономического роста. Постановка этой цели на общегосударственном уровне вызвана тем, что за годы плановой экономики в стране сложился крайне нерациональный способ землепользования. Данный экономический актив количественно ограничен, обладает стоимостью и поэтому в условиях рынка должен приносить обществу доход независимо от того, кто на земле хозяйствует - собственник, арендатор или иной пользователь. Решение указанной задачи возможно только через формирование соответствующего механизма, адекватного рыночной экономике. Одним из таких решений является освоение территорий в нескольких уровнях.

Формирование надземного эксплуатируемого пространства - относительно новый раздел в градостроительстве. Включение больших площадей потенциальных территориальных ресурсов в систему проектирования и строительства не имеет пока широкого распространения в отечественной практике, что обусловливает необходимость всесторонних научных исследований в данном направлении. Эта, повторяем, относительно новая область архитектурной деятельности требует обобщения практического опыта и теоретического обоснования многих аспектов градостроительного проектирования. Нужно разрабатывать частные методики, подтверждающие правомерность принципов включения надземных территорий в структуру эксплуатируемых пространств и потенциальных территориальных ресурсов и позволяющие оценить их градостроительную значимость.

Проблема дефицита свободных территорий является одной из важнейших во всех мегаполисах (в том числе и в Москве), где практически исчерпаны территориальные ресурсы для строительства новых зданий и сооружений. В такой ситуации градостроительство стремится не только к уплотнению всех компонентов городской среды, но и к поиску новых решений по пространственной организации застройки.

Любые преобразования в существующих градостроительных системах чаще всего обусловлены двумя главными целями - увеличением полезной площади и усовершенствованием качества жилой среды. В этой связи обратим внимание на одну из наиболее актуальных, приобретающих сегодня угрожающий характер проблем - проблему парковки личных автомобилей, в частности, хранения их на придомовой территории. Автомобильный транспорт заполнил все отведенные для него площади и проезды. Нужны определенные санитарные разрывы между местами парковки и благоустроенными территориями жилой застройки, предназначенными для отдыха населения. Последние не могут выполнять свое назначение, ибо попросту «съедаются» санитарными разрывами, которых требуют также площадки для сбора мусора и другие элементы благоустройства.

Для решения перечисленных задач можно предложить развитие многоуровневых пространственных компонентов, характеризующихся использованием не только традиционных архитектурных форм - зданий и сооружений, но и подземного пространства, и надземных (искусственных) территорий, представленных различными типами «искусственной земли» - платформами, площадками и эспланадами, дублирующими естественную земную поверхность на тех или иных высотных уровнях. При устройстве таких компонентов верхний уровень должен служить исключительно целям организации здесь площадей для отдыха населения с соответствующим благоустройством, на нижнем же следует размещать обязательные составляющие придомовой территории, требующие санитарных разрывов (автостоянки, мусорные площадки и так далее).

Указанный ресурс, практически не задействовавнный в настоящее время, является социально, экономически и функционально эффективным. В архитектурно-композиционном плане его освоение открывает новые возможности художественной организации пространства города в целом и отдельных частей застройки. В частности, особые перспективы открывает использование наземных площадей в качестве автостоянок, что поможет решить вопросы благоустройства над уровнем земли.

Образование надземных территорий в селитебной зоне требует учета их площадей в общем территориальном балансе. Проведенный анализ известных исследований показывает практическое отсутствие их взаимосвязи с территориальной проблемой. Основное внимание уделено роли надземных территорий при решении объемно-планировочных задач, вопросы же рационального использования земли не ставятся.

В конечном итоге основная идея рассматриваемой концепции - разделение транспортного и пешеходного потоков, связь между которыми осуществляет система лестниц и лифтов. На уровне земли под платформой предусматривается размещение гостевых автостоянок и площадок для сбора мусора, а на поверхности платформы формируются полноценные экологические дворовые пространства с площадками для игр и отдыха. Здесь запроектированы пешеходные тротуары с возможностью проезда по ним в случае необходимости машин пожарной и сервисных служб.

Идея устройства платформ, дублирующих поверхность земли, приобретает в мире все большую популярность. Особенно актуальной она становится в условиях крупных городов, где стоимость земли чрезвычайно высока.

Иллюстрации выполнены студентами МГСУ, в реальных проектах не использовались.