|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
В. И. Ресин
Московский
Стройкомплекс: приоритеты и перспективы
Ю. Р. Савельев
К истории усадьбы
Кусково
Я. Ш. Каждан
Юлий Владимирович
Ранинский (1928-2001.
А. Ю. Калинин,
А. А. Гурьев, В. А. Писмарев
Нет пожарам!
Е. О. Матухина
К проблеме
территориального развития жилой застройки
Н. Е. Егоров
Мирза Мустафаев: от
рисунка до проекта
В. Е. Павлов
Августин Бетанкур. К
250-летию со дня рождения
Итоги международного форума
«CITY BUILD. Строительство городов 2007»
В. А. Резвин
От Хамовников к
Новодевичьему |
Главная цель государственной политики в
осуществлении земельной реформы - повышение
эффективности использования земли, создание
условий для увеличения ее социального,
инвестиционного, производительного потенциала,
превращение земли в самостоятельный фактор
экономического роста. Постановка этой цели на
общегосударственном уровне вызвана тем, что за
годы плановой экономики в стране сложился крайне
нерациональный способ землепользования. Данный
экономический актив количественно ограничен,
обладает стоимостью и поэтому в условиях рынка
должен приносить обществу доход независимо от
того, кто на земле хозяйствует - собственник,
арендатор или иной пользователь. Решение
указанной задачи возможно только через
формирование соответствующего механизма,
адекватного рыночной экономике. Одним из таких
решений является освоение территорий в
нескольких уровнях.
Формирование надземного эксплуатируемого
пространства - относительно новый раздел в
градостроительстве. Включение больших площадей
потенциальных территориальных ресурсов в
систему проектирования и строительства не имеет
пока широкого распространения в отечественной
практике, что обусловливает необходимость
всесторонних научных исследований в данном
направлении. Эта, повторяем, относительно новая
область архитектурной деятельности требует
обобщения практического опыта и теоретического
обоснования многих аспектов градостроительного
проектирования. Нужно разрабатывать частные
методики, подтверждающие правомерность
принципов включения надземных территорий в
структуру эксплуатируемых пространств и
потенциальных территориальных ресурсов и
позволяющие оценить их градостроительную
значимость.
Проблема дефицита свободных территорий является
одной из важнейших во всех мегаполисах (в том
числе и в Москве), где практически исчерпаны
территориальные ресурсы для строительства новых
зданий и сооружений. В такой ситуации
градостроительство стремится не только к
уплотнению всех компонентов городской среды, но
и к поиску новых решений по пространственной
организации застройки.
Любые преобразования в существующих
градостроительных системах чаще всего
обусловлены двумя главными целями - увеличением
полезной площади и усовершенствованием качества
жилой среды. В этой связи обратим внимание на
одну из наиболее актуальных, приобретающих
сегодня угрожающий характер проблем - проблему
парковки личных автомобилей, в частности,
хранения их на придомовой территории.
Автомобильный транспорт заполнил все отведенные
для него площади и проезды. Нужны определенные
санитарные разрывы между местами парковки и
благоустроенными территориями жилой застройки,
предназначенными для отдыха населения.
Последние не могут выполнять свое назначение,
ибо попросту «съедаются» санитарными разрывами,
которых требуют также площадки для сбора мусора
и другие элементы благоустройства.
Для
решения перечисленных задач можно предложить
развитие многоуровневых пространственных
компонентов, характеризующихся использованием
не только традиционных архитектурных форм -
зданий и сооружений, но и подземного
пространства, и надземных (искусственных)
территорий, представленных различными типами
«искусственной земли» - платформами, площадками
и эспланадами, дублирующими естественную земную
поверхность на тех или иных высотных уровнях. При
устройстве таких компонентов верхний уровень
должен служить исключительно целям организации
здесь площадей для отдыха населения с
соответствующим благоустройством, на нижнем же
следует размещать обязательные составляющие
придомовой территории, требующие санитарных
разрывов (автостоянки, мусорные площадки и так
далее).
Указанный ресурс, практически не
задействовавнный в настоящее время, является
социально, экономически и функционально
эффективным. В архитектурно-композиционном
плане его освоение открывает новые возможности
художественной организации пространства города
в целом и отдельных частей застройки. В
частности, особые перспективы открывает
использование наземных площадей в качестве
автостоянок, что поможет решить вопросы
благоустройства над уровнем земли.
Образование надземных территорий в селитебной
зоне требует учета их площадей в общем
территориальном балансе. Проведенный анализ
известных исследований показывает практическое
отсутствие их взаимосвязи с территориальной
проблемой. Основное внимание уделено роли
надземных территорий при решении
объемно-планировочных задач, вопросы же
рационального использования земли не ставятся.
В конечном итоге основная идея рассматриваемой
концепции - разделение транспортного и
пешеходного потоков, связь между которыми
осуществляет система лестниц и лифтов. На уровне
земли под платформой предусматривается
размещение гостевых автостоянок и площадок для
сбора мусора, а на поверхности платформы
формируются полноценные экологические дворовые
пространства с площадками для игр и отдыха. Здесь
запроектированы пешеходные тротуары с
возможностью проезда по ним в случае
необходимости машин пожарной и сервисных служб.
Идея устройства платформ, дублирующих
поверхность земли, приобретает в мире все
большую популярность. Особенно актуальной она
становится в условиях крупных городов, где
стоимость земли чрезвычайно высока.
Иллюстрации выполнены студентами МГСУ, в
реальных проектах не использовались.
|