Город и человек

Московский Стройкомплекс: приоритеты и перспективы
В. И. Ресин

Русская линия

№ 1 за 2008  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №1. 2008г.


Содержание номера:

В. И. Ресин
Московский Стройкомплекс: приоритеты и перспективы

Ю. Р. Савельев
К истории усадьбы Кусково

Я. Ш. Каждан
Юлий Владимирович Ранинский (1928-2001.

А. Ю. Калинин, А. А. Гурьев, В. А. Писмарев
Нет пожарам!

Е. О. Матухина
К проблеме территориального развития жилой застройки

Н. Е. Егоров
Мирза Мустафаев: от рисунка до проекта

В. Е. Павлов
Августин Бетанкур. К 250-летию со дня рождения

Итоги международного форума «CITY BUILD. Строительство городов 2007»

В. А. Резвин
От Хамовников к Новодевичьему

 

Интервью Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимира Иосифовича Ресина корреспонденту журнала «Архитектура и строительство Москвы»

Корреспондент. Владимир Иосифович, как бы Вы оценили работу столичного строительного комплекса в 2007 году? Все ли выполнено из того, что намечено?Владимир Иосифович Ресин

Владимир Ресин. Работы было много. Но глаза боятся, а руки делают. Несмотря на то, что в этом году московским строителям пришлось столкнуться со многими трудностями, годовая программа строительства в столице выполнена.

Чем запомнился 2007 год? Как известно, он был объявлен в Москве Годом ребенка. Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков поставил перед нами задачу: ввести в городе вторую сотню детсадов - первая была введена в прошлом году. В ближайшие два года также планируем строить по 100 садиков, и проблема их дефицита в столице будет в основном решена! Кроме того, построены новые школы, увеличены объемы возведения жилья для молодых семей.

В целом в уходящем году московские строители сдали около пяти миллионов квадратных метров жилья. Это ни много, ни мало порядка ста тысяч квартир. Причем половина из них построена по социальным программам. Наряду с жильем строилась вся необходимая инфраструктура: дороги и инженерия, больницы и поликлиники, гаражи и парковки... Велись работы на многих уникальных объектах - таких, как, например, МГУ. Если в прошлом году для него была возведена фундаментальная библиотека, то в этом добавился прекрасный учебный корпус площадью 100 тысяч квадратных метров. Плюс медицинский центр, позволивший университету возобновить не только подготовку высококвалифицированных врачей, но и лечебную практику.

Ни на минуту не останавливались работы на таких важнейших для города объектах, как Московский международный деловой центр «Москва-Сити», Звенигородский проспект, реконструкция Ленинградки и многие другие.

Ну и, конечно же, большим событием стало возрождение усадьбы Царицыно. Можно продолжать спорить: стоило реконструировать ее или лучше было оставить в руинах, но растущий день ото дня поток москвичей и гостей столицы, которые хотят своими глазами увидеть обновленную царскую усадьбу, мне кажется, стал самым весомым аргументом в этом споре.

Корр. Расскажите, пожалуйста, подробнее о социальном жилье. Как в Москве реализуется национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»?

В. Р. Строительство жилья было и остается главным приоритетом в градостроительной политике Правительства Москвы. И особенное внимание уделяется социальному жилью: для очередников, переселенцев из сносимых пятиэтажек и ветхих домов, для молодых семей и других категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Программа «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» дала дополнительный стимул к увеличению объемов социального жилья, возводимого в столице. В последние годы они значительно выросли: если еще в 2005 году социального жилья было построено 1,6 миллиона квадратных метров, то в 2006-м эта цифра выросла до 1,87. А в уходящем 2007 году по городским социальным программам строится почти два с половиной миллиона «квадратов»! Это очень серьезные показатели.

На сегодняшний день в Москве принята региональная среднесрочная программа строительства социального жилья, согласно которой в 2007-2010 годах город получит около 10 миллионов квадратных метров жилья для реализации социальных программ. Квартирами будут обеспечены 100 тысяч семей, состоящих на учете; более 3 тысяч молодых и около 400 многодетных семей. До 10 лет планируется сократить максимальный срок ожидания в очереди на бесплатное жилье. Кроме того, программа ставит перед собой задачу сформировать в Москве цивилизованный рынок найма и мены жилых помещений в частном жилищном фонде и другие меры, направленные на улучшение жилищных условий москвичей.

1b.jpg (40842 bytes)

Кроме выполнения традиционных московских социальных программ, в 2006 году у нас появилась еще одна важная задача - строительство жилья для военнослужащих. По соглашению с Министерством обороны России и Росстроем год назад оборонному ведомству уже было передано 3626 квартир для военнослужащих, проходящих действительную военную службу в московском регионе. Еще 3998 квартир построенных в Кожухове, Щербинке, Южном Бутове и поселке Северный передано в уходящем 2007 году.

Корр. В последнее время общественное мнение будоражат слухи о том, что очередников и граждан, переселяемых из ветхого жилья, принудительно отправлять за МКАД - в Московскую область и даже еще дальше.

В. Р. Это полная ерунда. Никакого принудительного переселения не будет. Мы действительно приобретаем жилье в Московской области. Так, на 2008 год запланировано построить и приобрести для нужд города около полумиллиона квадратных метров в Подмосковье. Однако это жилье будет предлагаться только тем очередникам, которые сами изъявляют желание получить там квартиры. Желающих, кстати, немало. Сегодня, по экспертным оценкам, каждый четвертый покупатель квартир в Московской области - москвич. Переселенцы из сносимого ветхого жилья и пятиэтажек в соответствии с Законом города Москвы в любом случае остаются в том же районе, в котором проживали. Исключение - Центральный административный округ и Зеленоград, где расселение возможно в пределах округа. Так что любые слухи о принудительном расселении просто безответственны.

Корр. Объемы строительства в Москве, безусловно, впечатляют. Однако цены на жилье по-прежнему запредельны. Как в подобной ситуации реализовать национальный проект «Доступное жилье»?Новая школа в Южном Бутове

В. Р. Доступное жилье - не значит дешевое. Доступное - это то жилье, которое человек может приобрести. Поэтому надо не только увеличивать объемы строительства, но и повышать уровень благосостояния граждан: поднимать зарплаты, создавать приемлемые условия труда, предоставляя людям возможность хорошо зарабатывать.

Кроме того, необходимо дальше развивать ипотеку - основной механизм приобретения жилья во всех развитых странах. В Москве разработана и уверенно развивается собственная программа социальной ипотеки. Нам удалось добиться того, что процентная ставка по социальной ипотеке в Москве с начала 2008 года снизится до 6-7 процентов, то есть будет ниже инфляции. При этом жилье в рамках программы будет продаваться практически по себестоимости, а не по рыночным ценам.

Корр. Но все-таки, есть ли какие-то механизмы, позволяющие повлиять непосредственно на цены?

В. Р. Цены на жилье определяет рынок, и в условиях рыночной экономики мы не можем диктовать их застройщикам. Однако в 2007 году повышение стоимости квадратного метра во многом было обусловлено подорожанием стройматериалов и подключения к энергосетям.

Если в настоящий момент и существует угроза национальной программе «Доступное жилье», то коренится она в сфере ценообразования на строительные материалы. Это - общероссийская проблема, которая может негативно сказаться на реализации таких масштабных и необходимых стране проектов, как возведение олимпийских объектов в Сочи, развитие транспортной инфраструктуры на федеральном уровне, комплексное жилищное строительство, внедрение ипотеки и так далее. И решать данную проблему придется сообща.

В минувшем году год цены на основные стройматериалы существенно выросли. Особенно резко - в разы - дорожал цемент: его средняя стоимость в московском регионе подскочила с 2900 до 6500 рублей за тонну. Сегодня имеет место галопирующий рост цен на цемент, кирпич, железобетонные конструкции, растворы и многие другие строительные материалы. Органы, отвечающие за общее экономическое развитие и антимонопольное регулирование, увы, не смогли оперативно отреагировать на это явление.

К сожалению, главной опасности подвергается именно городское социальное жилье. Стоимость его квадратного метра по городскому заказу рассчитывается в начале года, исходя из прогноза МЭРТ. Однако в 2007 году прогноз не совпадает с реальностью, поэтому некоторые застройщики просто отказываются работать по утвержденным расценкам.

Корр. Как же найти выход из этой ситуации?

В. Р. В первую очередь следует развивать индустрию строительных материалов. Застройщики и девелоперы должны позаботиться о том, чтобы инвестировать в собственное производство. Наиболее дальновидные так и поступают.

Однако спасать ситуацию, особенно с цементом, нужно не откладывая. Рост спроса на цемент сейчас существенно превышает рост предложения, поскольку процесс модернизации действующих или развертывания новых производств объективно носит длительный характер. Нам требуется целый комплекс оперативных и стратегических мер. Главной задачей здесь является недопущение сезонного роста цен на цемент весной-летом 2008 года.

Понимая всю серьезность сложившейся ситуации, Правительство РФ отменило таможенные пошлины на ввоз цемента в Россию. Что касается динамики роста цен на другие стройматериалы, я уверен, что Федеральная антимонопольная служба, Контрольно-счетная палата и другие федеральные органы детально разберутся в этом вопросе и примут действенные меры. Мы собираемся предложить Правительству России разработать механизм установления рекомендованных цен на цемент для строительства по государственному и муниципальному заказу и по государственным и региональным программам развития. К таковым могут быть отнесены проекты возведения олимпийских объектов в Сочи, развития общегосударственной транспортной инфраструктуры, комплексного жилищного строительства в рамках проекта «Доступное жилье», реконструкции ветхого фонда, развития застроенных территорий, строительства жилья для молодых семей по социальной ипотеке. Необходимо централизованно закупать цемент для нужд строительства по государственному заказу (и по государственным программам развития) по фиксированным ценам на весь срок действия контрактов. В Москве подобная система выстроена и эффективно работает. Кроме того, мы предлагаем федеральным властям на тех территориальных рынках, где наблюдается острый дефицит цемента, ограничить объемы продукции, выставляемой на биржевые торги, в пользу централизованных способов реализации и фьючерсных соглашений.

Корр. Весь год ходили упорные слухи, что объемы строительства жилья в Москве снизятся, что город исчерпал свои резервы площадей под застройку.

В. Р. Вы сами ответили на свой вопрос: это слухи. Сейчас Москва вышла на оптимальный для такого мегаполиса объем - около пяти миллионов квадратных метров жилья в год, позволяющий, с одной стороны, значительно наращивать жилой фонд, а с другой - не превратить столицу в сплошную стройку. Указанный объем планируется сохранять и дальше.

Что же касается свободных площадей под застройку, то их сокращение - естественный процесс, ведь город развивается очень бурно. Но это не значит, что Москва исчерпала свои резервы для строительства. Напротив. Совсем недавно на заседании московского Правительства рассматривался вопрос об уточнении Генерального плана развития Москвы до 2025 года. Решено, что основные объемы жилья будут строиться на месте выводимых промышленных зон, на других территориях. В том числе на площадках, где намечается реконструкция районов, связанная со сносом пятиэтажек. Кроме того, появилась возможность осваивать места полей аэрации. Например, на месте Люберецкой станции аэрации со временем планируется возвести около полутора миллионов квадратных метров жилья. В целом же до 2025 года в Москве его будет построено 90 миллионов квадратных метров.

Корр. Вы упомянули об актуализации Генерального плана развития Москвы до 2025 года. Что это за актуализация и зачем вообще понадобилось пересматривать Генплан?

В. Р. Глубокий подробный анализ выполнения Генерального плана до 2020 года показал, что по объемам жилищного строительства мы существенно опережаем его показатели, в то время как в других сферах - прежде всего в развитии инфраструктуры - следуем нормам, заложенным изначально. Тем самым мы получили отставание по таким важнейшим для города показателям, как дорожное строительство, тепловые и энергосети, детские сады. Поэтому сейчас назрела острая необходимость в проработке серьезного стратегического документа, который помог бы не только ликвидировать имеющиеся «перекосы», но и избежать их в будущем. Главный акцент в актуализированном Генплане делается на развитии комплексной застройки и увеличении роли объектов инфраструктуры, предназначенных для создания условий комфортного проживания в столице.

В новой редакции Генплана будет отражен главный принцип политики, проводимой Мэром Москвы, - не москвичи для власти, а власть для москвичей. Отсюда вытекает и еще одно важное решение, принятое Мэром, - прекращение точечного строительства.

Корр. Московские строители в последние годы наращивали объемы жилищного строительства в других регионах России. Эта стратегия не претерпит изменений?

В. Р. Не претерпит. Наоборот, региональные программы Правительства Москвы в области строительства будут только наращивать обороты. Такое сотрудничество выгодно и столице, и регионам. За период 2002-2007 годов инвестиционно-строительные проекты реализованы в 57 городах России и 11 зарубежных странах. Объем ввода увеличился с 18 тысяч квадратных метров в год до 1,1 миллиона квадратных метров в 2007 году, то есть в более чем в 60 раз, а число компаний-участников программ - в 9 раз. В 2008 году планируется построить около 1,8 миллиона квадратных метров жилья в десятках городах - от Калининграда до Владивостока и от Краснодара до Мурманска.

Кроме жилья, московские строители возводят в регионах и другие объекты. Например, уже сданы в эксплуатацию гостиничные комплексы «Москва» в Угличе и «Московский тракт» в Ростове Великом. Завершено строительства Дома Москвы в Ереване, введен в эксплуатацию бизнес-центр «Купеческий двор» в Ростове-на-Дону. При участии московских строительных компаний в центре Грозного восстанавливается разрушенный квартал из пяти жилых муниципальных домов под рабочим названием «Московский» общей площадью почти 24 тысячи квадратных метров.

Корр. Москва задыхается в пробках. Что делалось в этом году для улучшения транспортной ситуации в городе? Какие новые дороги здесь появятся?

В. Р. Нельзя забывать: разрешение этого сложнейшего для любого мегаполиса вопроса предполагает комплекс мер, куда входит не только строительство новых дорог, но и многое другое - возведение гаражей и паркингов, структурные изменения в транспортной сети столицы и в организации движения, развитие общественного транспорта. Во всех перечисленных направлениях ведется кропотливая масштабная работа.

Если же говорить непосредственно о строительстве дорог, то за минувший год в этом отношении было сделано действительно немало. Полным ходом идет реализация проекта «Большая Ленинградка» - реконструкция главной радиальной трассы столицы. Открыт тоннель на Соколе, и тут - автомобилисты не дадут соврать - с движением сразу стало ощутимо легче. Только представьте, насколько изменится ситуация после того, как в 2009 году завершится реконструкция всей трассы от МКАДа до Манежной площади.

Строится новая радиальная магистраль - Звенигородский проспект, начались работы на Четвертом транспортном кольце, где прокладывается первый участок протяженностью 14 километров - от шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе.

Кроме того, в планах столичных властей - ввод в эксплуатацию путепровода через железнодорожные пути Павелецкого направления Московской железной дороги на Электролитном проезде. Продолжаются работы по реконструкции Варшавского, строительство транспортных развязок на Пятницком шоссе. Реконструируется Крестовский путепровод, Дмитровское шоссе на участке от Малого кольца МЖД до Коровинского шоссе. Архитекторам поручено начать проектирование новых радиальных магистралей дублера Кутузовского проспекта и по трассе Октябрьской железной дороги, а также дорожной сети в районе ММДЦ «Москва-Сити».

Корр. А как Вы оцениваете проект прокладки автодорог над железнодорожными путями?

В. Р. Это очень интересный в инженерном плане и нужный городу проект. У нас есть взаимопонимание с руководством РЖД, и сейчас мы начнем прорабатывать концепцию создания автомобильных трасс над всеми вылетными железнодорожными магистралями. Главное преимущество данного проекта состоит в том, что для дорожного строительства здесь не нужно ничего сносить. Следовательно, и затраты предстоят не столь большие. Скорее всего, работы начнутся в 2010 году.

Корр. Центр Москвы перегружен офисами и учреждениями. Эксперты много говорят о том, что Москву необходимо делать полицентричной.

В. Р. Правительством Москвы принято принципиальное решение резко ограничить строительство офисов в центре города. Центр призван стать прежде всего объектом туризма и отдыха - ведь именно в нем сосредоточено большинство памятников архитектуры и истории, здесь сохранилась неповторимая атмосфера старой Москвы, дух времени. Большое внимание будет уделено в Центральном округе возведению жилья, формированию комфортной среды обитания: обустройству зеленых зон, строительству школ, детских садов, продовольственных магазинов шаговой доступности - центр должен быть жилым, а не вымирать с окончанием рабочего дня. Отказаться от офисного строительства здесь не в последнюю очередь побудила транспортная ситуация в Москве: городские улицы просто не выдерживают потока автомобилей, чьи владельцы ежедневно устремляются на работу в центральную часть города.

В ближайшие годы офисы планируется возводить вне пределов Садового кольца. Думаю, будущее - за крупными офисными комплексами, главным из которых - основным бизнес-центром столицы - станет ММДЦ «Москва-Сити».

Корр. В День города завершилась реконструкция музея-заповедника Царицыно, о целесообразности которой было много споров...

В. Р. Да, и готов по этому поводу повторить: дело сделано, ставок больше нет. В Царицыно проведена огромная работа. На территории комплекса отреставрировано 34 объекта, вновь появились фонтаны, переходы, мосты, очищены пруды и парк. Восстановлен павильон Хлебного дома. Жемчужиной Царицына стал Большой дворец, воссозданный строителями по замыслу великого русского зодчего Матвея Казакова. Теперь этот уникальный архитектурный ансамбль будет полноценно служить людям, получившим возможность осмотреть интерьеры дворца и выставочные экспозиции, погулять по красивому парку... Уверен: музей-заповедник Царицыно станет одним из любимейших мест отдыха жителей и гостей нашего города.

Корр. Царицыно - это, безусловно, крупное достижение. А чего москвичам ждать в ближайшем будущем? Какие памятники сейчас реставрируются?

В. Р. Сохранение культурного наследия Москвы - одно из приоритетных направлений градостроительной политики столичного Правительства. Ежегодно реставрационно-восстановительные работы ведутся на десятках памятников истории, культуры, архитектуры. Среди них такие всемирно известные объекты, как Петровский путевой дворец, Рогожская слобода, Лефортово, Марфо-Мариинская обитель... Совсем недавно Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил Покровский собор - главный храм обители - и провел в нем первую за 80 лет литургию. К 100-летию основания Марфо-Мариинской обители, которое будет отмечаться в феврале 2009 года, мы рассчитываем завершить здесь все работы, после чего, я полагаю, она станет одной из жемчужин столицы, предметом законной гордости москвичей.