|
Электронная версия
научно-популярного журнала "Архитектура и
строительство Москвы".
Содержание
номера:
А. П.
Кудрявцев, президент РААСН
РААСН - 15 лет
Л. В. Хухлуха,
академик РААСН
Основные задачи
реализации национального проекта «Доступное и
комфортное жилье - гражданам России»
Медали и дипломы РААСН
Н. Г. Егоров
«Архимед»
Ю. Р. Савельев,
кандидат архитектуры
«Настоящий русский
дом» в Москве
Ф. Старк, О. Н.
Лукаш
Идеология
торгово-развлекательных центров
Н. Н.
Пономаренко, Л. В. Егорова
Некоторые проблемы
реабилитации территорий природного комплекса
Москвы |
Во всех проектах архитектурной мастерской ООО
АМ «Архимед», возглавляемой Кириллом Юрьевичем
Архиповым, при яркой индивидуальности каждого
легко прочитывается и общее - московское.
Объекты, созданные здесь, служат надежным
естественным фоном для старомосковской
городской среды и вместе с тем являются
оригинальной современной архитектурой. Об э том
у нас и пойдет речь.
Творческая биография руководителя АМ «Архимед»
К. Ю. Архипова традиционна для современного
московского архитектора. Окончил МАрхИ в 1994 году,
работал в «Моспроекте-1», в дальнейшем занимался
частной практикой в мастерской Бориса Шабунина,
работал с известным московским архитектором
Владимиром Азаровым в совместно созданном
независимом бюро, преобразованном в 2001 году в
архитектурную мастерскую «Архимед».
Ассоциация, вызываемая этим названием, - только
ассоциация. На самом деле здесь читаются слова
«архитектура» и «медицина», поскольку
деятельность мастерской начиналась с
проектирования объектов для департамента
здравоохранения, среди которых - Центральная
станция скорой помощи в Институтском переулке, 5
(рядом с театром «Советской Армии»), один из
корпусов клиники неврозов (проект пока не
осуществлен) и два объекта реконструкции для той
же клиники. Сегодня мастерская продолжает
проектировать объекты медицинского назначения,
поэтому ее название сохраняется не только как
брэнд.
В ООО АМ «Архимед» постоянно трудятся 10-12 человек
- в основном архитекторы и два конструктора;
инженерная часть проектов разрабатывается
отдельно, в частности, в «Моспроекте-1» и в
«Моспроекте-2».
К. Ю. Архипову близок русский московский
конструктивизм - революционный стиль,
характерный для России начала XX века, у истоков
которого стояли И. И. Леонидов, К. С. Мельников, М.
Я. Гинзбург. Прямым копированием «Архимед»,
конечно, не занимается, однако когда стоит задача
спроектировать нечто классическое, Архипов
стилизует его в конструктивистском плане. Он не
сторонник новых застроек, имитирующих уже
существующие. По его мнению, такой механический
подход приводит к «крайне неприятной»
контекстуальности городской среды, тем более в
Москве, для которой характерно многообразие
стилей различных объектов, выполненных в одном
масштабе. Сегодня каждому зодчему приходится
определяться в вопросе об отношении старого и
нового, балансируя между потребительской
рыночной логикой в строительстве и вечным
требованием архитектуры как искусства.
По этому поводу К. Ю. Архипов рассуждает
следующим образом. Существует мнение, что наша
эпоха войдет в историю преимущественно тем, что
она разрушила, а не тем, что построила. Но
подобное можно сказать о любой эпохе и любой
стране. Достаточно вспомнить срытые
средневековые замки в Англии, разобранный
варварами Колизей, Бастилию... А повсеместный
снос религиозно-культовых и других объектов в
прошлом у нас? Порой мы боремся за какой-нибудь
хилый старый дом и одновременно ничтоже
сумняшеся уничтожаем здание «Военторга» и
гостиницу «Москва», которые уже никогда не
сможем восстановить в первозданном виде, потому
что это будет новодел. И не надо возводить
многоэтажные объекты с кое-как налепленными
деталями XVIII-XIX веков. Дело не в том, что
современные архитекторы не в состоянии
нарисовать классическое здание или его фрагмент,
просто сейчас материалы другие и, применяя их,
повторить старое в полном объеме - нереально. Вот
и мраморные барельефы на восстановленном храме
Христа Спасителя заменили бронзовыми, хотя
подлинные мраморные хранятся в Музее
архитектуры и их можно было использовать. Из-за
нескольких утраченных барельефов отказались от
мрамора, а бронзовые совершенно не смотрятся.
В Париже, продолжает Архипов, встречаются дома с
фасадами старой архитектуры, внутри которых -
стеклянные современные интерьеры. При подобном
решении на контрасте, когда по каким-либо
причинам невозможно сохранить дряхлые
интерьеры, старое и новое прекрасно монтируются.
Это относится и к городской среде в целом: рядом с
исторической застройкой можно возводить нечто
иное по стилю - в результате старая архитектура
только выигрывает. Именно конструктивизм
успешно решает такие задачи. Фоновая новая
застройка подчеркивает ценность исторической,
которая начинает играть как бы новыми гранями и
смыслами - взять хотя бы церковь Симеона
Столпника на фоне советских высоток в начале
Калининского проспекта.
Наглядным примером такого преобразования
городской среды может послужить и проект
мастерской «Архимед», включающий в себя
реконструкцию 2-этажного жилого дома начала XIX
века по Таганской улице, 15, строение 1, и постройку
примыкающего к нему вплотную нового средового
нейтрального 8-этажного дома, выгодно
оттеняющего старый, который до недавнего времени
представлял собой деревянный барак. Его
реконструировали по всему фронту в прежнем
масштабе. Теперь все вместе это - жилой комплекс
полпредства Кабардино-Балкарии, где в
реконструированном здании находится банк
Кабардино-Балкарии, а в новом - 35 квартир,
подземная автостоянка и офисы на двух нижних
этажах. Тема фасадов нового дома содержит
конструктивистский мотив; он берет на себя
основные системы координат прилегающей
застройки, в частности, соседней усадьбы XVIII века,
построенной М. Ф. Казаковым. В результате мы имеем
оригинальный объем, отличающийся различным
визуальным восприятием с разных направлений: со
стороны Таганской площади в ряду старых
2-3-этажных домиков он выглядит также небольшим,
со стороны же детского парка - более масштабным.
Однако «Архимед» не ограничивает
себя одним стилем. Взять хотя бы офисы на
Воронцовской улице, 41, 43, в частности, здание
«Внешторгбанка». Особенностью данного участка
является его затесненность. Это - центр Москвы.
Задача состояла в том, чтобы посадить сюда новое
здание в качестве компенсирующей застройки,
поскольку в этом месте при изменении красных
линий Воронцовской улицы старую застройку
снесли - остался лишь знаменитый бывший «сотый»
универмаг, построенный еще в 1930-х годах.
Спроектировали 17-этажное здание с подземной
многоуровневой парковкой. С одной стороны оно
имеет постепенный поэтажный перепад к
существующей малоэтажной купеческой застройке
названной улицы, с другой - органично завершает
высотный квартал, созданный в свое время
архитектором Степановым. Проект пока на стадии
доработки; при его реализации будет применен
монолит с использованием современных стеклянных
конструкций в многослойной навесной фасадной
системе, а отражающие стекла создадут
необходимый «воздух» рядом с каменными
старинными сооружениями.
На пересечении Новорогожской и Нижегородской
улиц, где проходит Третье транспортное кольцо и
где по постановлению правительства Москвы
наряду со сносом пятиэтажек впервые осуществили
снос девятиэтажных московских башен,
«Архимедом» был реализован проект новой
застройки: вместо 9-этажных запроектировали три
17-этажных дома. Рисовали архитектуру совместно с
«Моспроектом-1» в мастерской N 20 под руководством
Кубацкого, с которым «Архимед» сотрудничает вот
уже 15 лет. Проекты индивидуальные. Это
муниципальные дома: квартиры небольшие, но в них
имеются полукруглые комнаты и другие довольно
оригинальные пространства.
Примечателен также жилой дом на улице
Заморенова, спроектированный еще в 1992 году для
газеты «Аргументы и факты». В дальнейшем объект
приобрела другая организация, а ввели его только
в 2002 году. Дом элитный, 12-этажный, квартиры
достаточно большие, из окон одной из них,
расположенной наверху, с пентхаузом, открывается
вид на набережную и здание Правительства России.
Проект решен в монолитных конструкциях с
облицовкой коричневым кирпичом. Штукатурные
элементы заканчиваются на уровне существующей
застройки - тем самым дом мягко вписывается в
окружающую среду.
Долгая история дома на проспекте Вернадского
начиналась в «Моспроекте» в мастерской Андрея
Меерсона, однако на завершающей стадии
архитектурную часть выполнил «Архимед»,
сохранив тему и концепцию, разработанную
«Моспроектом», при этом внедрив по требованию
заказчика (но исходя из собственного видения
ситуации) некоторые новые элементы. Здесь
следует отметить высокое качество строительных
работ и примененных материалов - например,
керамогранита для цоколя; сплошные остекленные
системы больших зимних садов компенсируют
отсутствие в доме балконов и лоджий.
Заслуживает внимания и спортивный комплекс в
Сарочанах, что в Дмитировском районе Московской
области: 15 котеджей, развлекательный и
хозяйственно-административный корпуса,
гостиница, легкий спуск горнолыжной трассы. Все
выполнено в монолитном железобетоне. Архипов не
без удовлетворения вспоминает: учитывая тот
факт, что бетон у нас не самого высокого качества,
строители, образно говоря, заливали его в
опалубки буквально из кружек - заказчик,
вдохновившись архитектурой проекта, не
поскупился на расходы.
В круг профессиональных интересов «Архимеда»
входит и частное строительство. Так, был
разработан проект загородной виллы на
Люблинском шоссе, представляющей собой дом на
двух хозяев площадью 3500 м2 с общим подземным
гаражом. У заказчиков есть вкус, говорит Архипов,
с ними приятно работать, но по ходу дела они стали
вносить в проект свои поправки, связанные с
экономией средств, а также свою тему, в
результате построить загородный дом в том виде, в
каком он был задуман, не удастся. К сожалению,
задачу формулирует не архитектор, а заказчик,
превращающийся порой в проводника идей
согласующих инстанций, которым зачастую бывает
мало дела до собственно архитектуры - их больше
интересует конечный выход площадей.
В целом мастерская К. Ю. Архипова одновременно
ведет работу над десятью объектами как в Москве,
так и за ее пределами - в Костроме, в
Железнодорожном, в котеджном поселке Завидово.
Здесь можно назвать торговый центр на улице
Матвеевской, проект которого пока
согласовывается, дом экономкласса с
двухъярусной подземной стоянкой на улице
Введенского, дом на улице Дербеневской. Это в
основном коммерческое монолитное жилье
разработанной в мастерской Архипова серии
«Дионикс» - с навесными фасадами разных типов и
традиционной облицовкой из лицевого кирпича.
Жилье среднее, но по комфортности оно выше, чем в
современных панельных домах: в трех- и
четырехкомнатных квартирах имеется по два
санузла. Подобный дом спроектирован «Архимедом»
и в Костроме. Он будет иметь перепад от 12 до 17
этажей, поскольку Кострома - малоэтажный город.
Таким образом, московский стиль архитектурной
мастерской «Архимед» ненавязчиво внедряется в
структуру других городов России, не нарушая их
своеобразия.
|