Знакомьтесь: мастерская

«Архимед»
Н. Г. Егоров

Русская линия

№ 2 за 2007  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".

 Архитектура и строительство Москвы №2


Содержание номера:

А. П. Кудрявцев, президент РААСН
РААСН - 15 лет

Л. В. Хухлуха, академик РААСН
Основные задачи реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»

Медали и дипломы РААСН

Н. Г. Егоров
«Архимед»

Ю. Р. Савельев, кандидат архитектуры
«Настоящий русский дом» в Москве

Ф. Старк, О. Н. Лукаш
Идеология торгово-развлекательных центров

Н. Н. Пономаренко, Л. В. Егорова
Некоторые проблемы реабилитации территорий природного комплекса Москвы

 

Во всех проектах архитектурной мастерской ООО АМ «Архимед», возглавляемой Кириллом Юрьевичем Архиповым, при яркой индивидуальности каждого легко прочитывается и общее - московское. Объекты, созданные здесь, служат надежным естественным фоном для старомосковской городской среды и вместе с тем являются оригинальной современной архитектурой. Об э том у нас и пойдет речь.

Творческая биография руководителя АМ «Архимед» К. Ю. Архипова традиционна для современного московского архитектора. Окончил МАрхИ в 1994 году, работал в «Моспроекте-1», в дальнейшем занимался частной практикой в мастерской Бориса Шабунина, работал с известным московским архитектором Владимиром Азаровым в совместно созданном независимом бюро, преобразованном в 2001 году в архитектурную мастерскую «Архимед».

Ассоциация, вызываемая этим названием, - только ассоциация. На самом деле здесь читаются слова «архитектура» и «медицина», поскольку деятельность мастерской начиналась с проектирования объектов для департамента здравоохранения, среди которых - Центральная станция скорой помощи в Институтском переулке, 5 (рядом с театром «Советской Армии»), один из корпусов клиники неврозов (проект пока не осуществлен) и два объекта реконструкции для той же клиники. Сегодня мастерская продолжает проектировать объекты медицинского назначения, поэтому ее название сохраняется не только как брэнд.

В ООО АМ «Архимед» постоянно трудятся 10-12 человек - в основном архитекторы и два конструктора; инженерная часть проектов разрабатывается отдельно, в частности, в «Моспроекте-1» и в «Моспроекте-2».
Центральная станция скорой помощи
К. Ю. Архипову близок русский московский конструктивизм - революционный стиль, характерный для России начала XX века, у истоков которого стояли И. И. Леонидов, К. С. Мельников, М. Я. Гинзбург. Прямым копированием «Архимед», конечно, не занимается, однако когда стоит задача спроектировать нечто классическое, Архипов стилизует его в конструктивистском плане. Он не сторонник новых застроек, имитирующих уже существующие. По его мнению, такой механический подход приводит к «крайне неприятной» контекстуальности городской среды, тем более в Москве, для которой характерно многообразие стилей различных объектов, выполненных в одном масштабе. Сегодня каждому зодчему приходится определяться в вопросе об отношении старого и нового, балансируя между потребительской рыночной логикой в строительстве и вечным требованием архитектуры как искусства.

По этому поводу К. Ю. Архипов рассуждает следующим образом. Существует мнение, что наша эпоха войдет в историю преимущественно тем, что она разрушила, а не тем, что построила. Но подобное можно сказать о любой эпохе и любой стране. Достаточно вспомнить срытые средневековые замки в Англии, разобранный варварами Колизей, Бастилию... А повсеместный снос религиозно-культовых и других объектов в прошлом у нас? Порой мы боремся за какой-нибудь хилый старый дом и одновременно ничтоже сумняшеся уничтожаем здание «Военторга» и гостиницу «Москва», которые уже никогда не сможем восстановить в первозданном виде, потому что это будет новодел. И не надо возводить многоэтажные объекты с кое-как налепленными деталями XVIII-XIX веков. Дело не в том, что современные архитекторы не в состоянии нарисовать классическое здание или его фрагмент, просто сейчас материалы другие и, применяя их, повторить старое в полном объеме - нереально. Вот и мраморные барельефы на восстановленном храме Христа Спасителя заменили бронзовыми, хотя подлинные мраморные хранятся в Музее архитектуры и их можно было использовать. Из-за нескольких утраченных барельефов отказались от мрамора, а бронзовые совершенно не смотрятся.

В Париже, продолжает Архипов, встречаются дома с фасадами старой архитектуры, внутри которых - стеклянные современные интерьеры. При подобном решении на контрасте, когда по каким-либо причинам невозможно сохранить дряхлые интерьеры, старое и новое прекрасно монтируются. Это относится и к городской среде в целом: рядом с исторической застройкой можно возводить нечто иное по стилю - в результате старая архитектура только выигрывает. Именно конструктивизм успешно решает такие задачи. Фоновая новая застройка подчеркивает ценность исторической, которая начинает играть как бы новыми гранями и смыслами - взять хотя бы церковь Симеона Столпника на фоне советских высоток в начале Калининского проспекта.

Наглядным примером такого преобразования городской среды может послужить и проект мастерской «Архимед», включающий в себя реконструкцию 2-этажного жилого дома начала XIX века по Таганской улице, 15, строение 1, и постройку примыкающего к нему вплотную нового средового нейтрального 8-этажного дома, выгодно оттеняющего старый, который до недавнего времени представлял собой деревянный барак. Его реконструировали по всему фронту в прежнем масштабе. Теперь все вместе это - жилой комплекс полпредства Кабардино-Балкарии, где в реконструированном здании находится банк Кабардино-Балкарии, а в новом - 35 квартир, подземная автостоянка и офисы на двух нижних этажах. Тема фасадов нового дома содержит конструктивистский мотив; он берет на себя основные системы координат прилегающей застройки, в частности, соседней усадьбы XVIII века, построенной М. Ф. Казаковым. В результате мы имеем оригинальный объем, отличающийся различным визуальным восприятием с разных направлений: со стороны Таганской площади в ряду старых 2-3-этажных домиков он выглядит также небольшим, со стороны же детского парка - более масштабным.

Административно-банковское здание на Воронцовской улице, 41–43.Однако «Архимед» не ограничивает себя одним стилем. Взять хотя бы офисы на Воронцовской улице, 41, 43, в частности, здание «Внешторгбанка». Особенностью данного участка является его затесненность. Это - центр Москвы. Задача состояла в том, чтобы посадить сюда новое здание в качестве компенсирующей застройки, поскольку в этом месте при изменении красных линий Воронцовской улицы старую застройку снесли - остался лишь знаменитый бывший «сотый» универмаг, построенный еще в 1930-х годах. Спроектировали 17-этажное здание с подземной многоуровневой парковкой. С одной стороны оно имеет постепенный поэтажный перепад к существующей малоэтажной купеческой застройке названной улицы, с другой - органично завершает высотный квартал, созданный в свое время архитектором Степановым. Проект пока на стадии доработки; при его реализации будет применен монолит с использованием современных стеклянных конструкций в многослойной навесной фасадной системе, а отражающие стекла создадут необходимый «воздух» рядом с каменными старинными сооружениями.

На пересечении Новорогожской и Нижегородской улиц, где проходит Третье транспортное кольцо и где по постановлению правительства Москвы наряду со сносом пятиэтажек впервые осуществили снос девятиэтажных московских башен, «Архимедом» был реализован проект новой застройки: вместо 9-этажных запроектировали три 17-этажных дома. Рисовали архитектуру совместно с «Моспроектом-1» в мастерской N 20 под руководством Кубацкого, с которым «Архимед» сотрудничает вот уже 15 лет. Проекты индивидуальные. Это муниципальные дома: квартиры небольшие, но в них имеются полукруглые комнаты и другие довольно оригинальные пространства.

Примечателен также жилой дом на улице Заморенова, спроектированный еще в 1992 году для газеты «Аргументы и факты». В дальнейшем объект приобрела другая организация, а ввели его только в 2002 году. Дом элитный, 12-этажный, квартиры достаточно большие, из окон одной из них, расположенной наверху, с пентхаузом, открывается вид на набережную и здание Правительства России. Проект решен в монолитных конструкциях с облицовкой коричневым кирпичом. Штукатурные элементы заканчиваются на уровне существующей застройки - тем самым дом мягко вписывается в окружающую среду.Муниципальные жилые дома

Долгая история дома на проспекте Вернадского начиналась в «Моспроекте» в мастерской Андрея Меерсона, однако на завершающей стадии архитектурную часть выполнил «Архимед», сохранив тему и концепцию, разработанную «Моспроектом», при этом внедрив по требованию заказчика (но исходя из собственного видения ситуации) некоторые новые элементы. Здесь следует отметить высокое качество строительных работ и примененных материалов - например, керамогранита для цоколя; сплошные остекленные системы больших зимних садов компенсируют отсутствие в доме балконов и лоджий.

Заслуживает внимания и спортивный комплекс в Сарочанах, что в Дмитировском районе Московской области: 15 котеджей, развлекательный и хозяйственно-административный корпуса, гостиница, легкий спуск горнолыжной трассы. Все выполнено в монолитном железобетоне. Архипов не без удовлетворения вспоминает: учитывая тот факт, что бетон у нас не самого высокого качества, строители, образно говоря, заливали его в опалубки буквально из кружек - заказчик, вдохновившись архитектурой проекта, не поскупился на расходы.

В круг профессиональных интересов «Архимеда» входит и частное строительство. Так, был разработан проект загородной виллы на Люблинском шоссе, представляющей собой дом на двух хозяев площадью 3500 м2 с общим подземным гаражом. У заказчиков есть вкус, говорит Архипов, с ними приятно работать, но по ходу дела они стали вносить в проект свои поправки, связанные с экономией средств, а также свою тему, в результате построить загородный дом в том виде, в каком он был задуман, не удастся. К сожалению, задачу формулирует не архитектор, а заказчик, превращающийся порой в проводника идей согласующих инстанций, которым зачастую бывает мало дела до собственно архитектуры - их больше интересует конечный выход площадей.

В целом мастерская К. Ю. Архипова одновременно ведет работу над десятью объектами как в Москве, так и за ее пределами - в Костроме, в Железнодорожном, в котеджном поселке Завидово. Здесь можно назвать торговый центр на улице Матвеевской, проект которого пока согласовывается, дом экономкласса с двухъярусной подземной стоянкой на улице Введенского, дом на улице Дербеневской. Это в основном коммерческое монолитное жилье разработанной в мастерской Архипова серии «Дионикс» - с навесными фасадами разных типов и традиционной облицовкой из лицевого кирпича. Жилье среднее, но по комфортности оно выше, чем в современных панельных домах: в трех- и четырехкомнатных квартирах имеется по два санузла. Подобный дом спроектирован «Архимедом» и в Костроме. Он будет иметь перепад от 12 до 17 этажей, поскольку Кострома - малоэтажный город. Таким образом, московский стиль архитектурной мастерской «Архимед» ненавязчиво внедряется в структуру других городов России, не нарушая их своеобразия.