МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОМ МУЗЫКИ

В. Л. Хайт, член-корреспондент РААСН

Русская линия

№ 1 за 2004  год

портреты мастеров

промышленный  дизайн

новые проекты

Электронная версия научно-популярного журнала "Архитектура и строительство Москвы".
Выходит 6 раз в год.

 Архитектура и строительство Москвы №1


Содержание номера:

М.Д. Балакин
Первоочередные задачи московских строителей

А.Ф.Грушина
Я МОСКВИЧ!

"PROMA" В РОССИИ 

А. М. Младковская
Владимир Давыдович Бабад  

В. Л. Хайт, член-корреспондент РААСН
Московский Международный Дом Музыки 

Н. Е. Щурова, И. Л. Шубин
Мобильная лаборатория: комплексная оценка строительных объектов  

Новости Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г.Москвы 

Я. Ш. Каждан
Наталья Сергеевна Любимова

Т. Пастернак, ученый секретарь СМА; О. Мыскова, инженер
Открытый конкурс на проект-идею; 


Рецензия на сооружение

Стало общим местом и у профессионалов, и у журналистов, и просто у приезжих говорить и писать (и думать!) о московском строительном буме последних 15 лет, об изменении и обогащении градостроительной структуры и архитектурного облика столицы. Здесь просматривается несколько поистине знаковых событий: воссоздание храма Христа Спасителя, строительство Третьего транспортного кольца, возведение пешеходных мостов через Москву-реку... В этом ряду, безусловно, важнейшим культурным и архитектурным событием для Москвы явилось открытие в декабре 2002 года, творческое, а также зрительское освоение Московского Международного Дома музыки в ансамбле Российского Культурного центра на Южной стрелке Острова.

Его светящийся цилиндрический объем, его музыкальные эмблемы стали уже важной приметой обновляющегося центра Москвы. Как представляется, особую важность имеет градостроительная роль Дома музыки. Проект воплощает широту градостроительного подхода авторов, подлинный контекстуализм - не в смысле стилевого подражания, а в смысле глубокого учета внешних по отношению к объекту функционально-пространственных, транспортных и структурно-композиционных связей и взаимодействий.

В последние десятилетия все более активно реализуется давняя и естественная идея развития системы-цепи архитектурных ансамблей и выразительных объектов столицы России вдоль Москвы-реки. Исторически начало этой реализации было положено строительством крепости на Кремлевском холме и затем под защитой ее стен - великокняжеских и царских дворцов и главных соборов Московского государства. На реку должен был раскрываться величественный фасад Кремлевского дворца. К тому времени на ее берегах поднялись монастыри, церкви, дворец на Воробьевых горах, Воспитательный дом, Комиссариат. В ХIХ веке архитектурную роль долины Москвы-реки усилило возведение поблизости от Кремля храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца. К реке были обращены монументальные памятники Александру II и Александру III

В советское время на Берсеневской набережной вырос комплекс жилых и общественных зданий - так называемый Дом Правительства, в Зарядье проектировалась громада Наркомтяжпрома... Особая роль набережных Москвы-реки постулировалась Генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Началось строительство монументальных жилых домов. В послевоенные годы в Зарядье снова решили строить высотное административное здание. Позже появилисбь гостиница "Россия", высотный жилой дом на Котельнической набережной и гостиница "Украина", стадион в Лужниках, живописный объем здания СЭВ (ныне Мэрия Москвы), белокаменная громада Дома Правительства Российской Федерации, Центр Международной торговли и выставочный комплекс, Центральный Дом художника, высотное здание Президиума Академии наук. В 1990-е годы этот гиперансамбль интенсивно насыщался и развивался: был воссоздан храм Христа Спасителя, сооружен целый ряд административно-деловых зданий, памятник Петру I, заложен комплекс Московского делового центра "Москва-сити", построено высотное здание на противоположном берегу, через реку перекинулись транспортные и пешеходные мосты, сложился ансамбль площади Европы перед Киевским вокзалом.

Важнейшим элементом этой системы стал Российский культурный центр, возведение которого началось в 1995 году по инициативе Правительства Москвы и Министерства культуры РФ и еще продолжается. РКЦ представляет собой целый город в городе, сложную многофункциональную объемно-пространственную структуру, которая органично вписалась в сложный как по конфигурации, так и по внешним транспортным и визуальным связям участок, где еще недавно размещались в основном автохозяйства, подсобные строительные производства, базы, бараки, и в будущем должна занять почти всю его территорию.

Планировочная и силуэтная композиция Центра не повторяет, но, безусловно, навеяна принципами древней монастырской застройки и развивает их. Вдоль берега Водоотводного канала протянулась почти сплошная "стена" многоэтажных офисов и гостиниц. По концам и посередины "стены" высятся монументальные башни с ажурными шатровыми завершениями. "Стену" под разными углами прорезают внутренняя "улица" и арочные проезды, фиксирующие основные композиционные оси ансамбля, основная в функционально-смысловом отношении часть которого - общественно-зрелищная - обращена к Москве-реке. Высотным акцентом и ориентиром РКЦ призвана стать вертикаль гостиницы со сложным завершением и "шпилем" коммуникационных антенн. Территория Центра активно благоустраивается и озеленяется. Современно решены автостоянки, в основном подземные. В перспективе на пока не освобожденном участке между набережной и Краснохолмским мостом планируется построить кинокомплекс.

Доминантой ансамбля во всех отношениях, безусловно, является Дом музыки, расположенный непосредственно у центральной круглой площади Искусств Российского Культурного центра. Основной объем здания имеет, на первый взгляд, неожиданный для такого функционального назначения, но в итоге абсолютно оправданный местоположением и композиционной ролью Дома круглый план. Столь же сначала неожиданным и столь же обоснованным в реальности оказывается сплошное остекление башнеобразного цилиндра. Стеклянная оболочка не только создала необычный образ, эффектно выделяясь на фоне стенового решения остальных элементов комплекса, но и позволила осветить естественным светом вестибюли, фойе, буфеты, лестницы, переходы, открыть, особенно с верхних галерей-фойе, великолепные виды на реку и на городской ландшафт. Слушатели и зрители получили возможность в хорошую погоду выходить в антрактах на просторные легкие балконы. А в темное время суток Дом музыки - новый и мощный светящийся ориентир, визуальный фокус целого района Москвы.

Размещение ММДМ в некотором отдалении от станций метрополитена - наиболее массового вида общественного транспорта - предопределило специфику организации подходов и подъездов к нему. Главная пешеходная аллея ведет от Нижней Краснохолмской (то есть со стороны площади Павелецкого вокзала, в центре которой, по замыслу авторов проекта РКЦ, должен быть создан подземный торгово-общественный комплекс) и Зацепской улиц к площади Искусств. Комфорт подъема на площадь обеспечивают крытые остекленные галереи. После завершения строительства торгово-общественного комплекса на Павелецкой площади из него планируется проложить новую пешеходную аллею к Дому музыки - через Водоотводный канал.

Другой парадный подход к Дому музыки ведет с Космодамианской набережной под главную платформу в трехсветный пассаж, плавно огибающий малый - Камерный - зал. Из пассажа посетители попадают непосредственно в вестибюль Камерного зала и отсюда по лестницам и эскалаторам - в вестибюль Большого зала. На перспективу запланировано строительство пешеходного моста через Москву-реку, связывающего РКЦ с Краснохолмской набережной, Новоспасским монастырем и далее с территорией между Таганской площадью и Крестьянской заставой. Мостики через Водоотводный канал, ориентированные на арки в "стене" офисных зданий, открывают дополнительные подступы к Дому музыки со Шлюзовой набережной.

И все же проблема пешеходной доступности комплекса остается. Частично она может быть решена устройством второго выхода из станции метро "Павелецкая-кольцевая".

Основные подъезды к Дому музыки - с Космодамианской набережной и Нижней Краснохолмской улицы непосредственно на уровень автостоянок и разгрузочных дебаркадеров под платформой.

Почти на всей площади, занимаемой РКЦ, активно используется подземное пространство, в основном созданное искусственно за счет падения рельефа. В частности под платформой организованы многоярусные автостоянки, благодаря чему едва ли не впервые в отечественной проектно-строительной практике посетителям предоставлена возможность попадать в помещения Дома музыки непосредственно из паркинга. Под платформой же разместились и многие функциональные зоны комплекса: зал камерной музыки на 600 мест, трансформируемый универсальный зрительный зал на 650 мест, репетиционные залы, студия звукозаписи, выставочные, административные, бытовые, технические помещения, музыкальные магазины, рестораны и так далее.

Фасад подплатформенной части оформлен в виде облицованной гранитом монументальной аркады, создавая мощный стилобат зрительно облегченному стеклянному цилиндру Большого филармонического зала на 1800 мест - главного структурообразующего помещения Московского Международного Дома музыки. Стоит отметить, что специальный концертный зал такой вместимости построен в Москве впервые. Объем цилиндра пластически расчленен и обогащен шестью треугольными в плане эркерами эвакуационных лестниц и кольцом колонн из светлосерого гранита. Дугообразные "ветви"-завершения колонн придали последним особое изящество и, так сказать, упругость, позволив увеличить пролеты между опорами. Возможно, переходные консоли-столики от рустов колонн к "ветвям" зрительно слабоваты (или излишне технологичны - как бы не убраны после сборки).

Главный вход акцентирован увеличенным пролетом между наружными колоннами, укрупненными рамами-порталами, эмблемой из переплетенных букв ММДМ, конической люстрой под козырьком, приводящей на память светильники ампирных образцов, а также напоминающими органные трубы высокими пилонами из нержавеющей стали.

Архитектурно-декоративное решение интерьеров ключевых помещений Дома музыки (филармонический зал, фойе, переходы) исключительно сдержанное и чистое - в них практически отсутствуют украшающие или обогащающие детали. Подобная стерильность в целом не характерна для зрелищных зданий, но авторы исходили из предположения, что реально интерьеры будут восприниматься только заполненными празднично принаряженной и оживленной публикой - таким вот образом украшенными и обогащенными.

Почти весь объем входного уровня занимает основное фойе. Главная его ось направлена от входа через своеобразную центральную платформу - зону ожиданий и встреч - и через пониженную зону зимнего сада на свет, на городское пространство: Москву-реку, Новоспасский монастырь, мост. С центральной платформы, как бы оттолкнувшись от дуги гардероба, вверх ведет широкая торжественная лестница, заставляющая вспомнить хотя бы шехтелевскую лестницу в особняке Рябушинского и вносящая очень важный пластический акцент в общую композицию интерьера. Ему отвечают мягкие кривые парапетов, уходящие в перспективу кольцевые плоскости потолка, декоративные малые формы: фонтан "Чаша", святящиеся шары торшеров, подобная ладье люстра (художники С. Горяев и М. Красильникова).

Входы на верхние ярусы Большого зала предусмотрены с уровней кольцевых в плане кулуаров между стенами зала и стеклянными наружными стенами. Зрители поднимаются по эскалаторами. Интерьер фойе на уровне партера декорирован галереей портретов выдающихся российских композиторов ХХ века кисти Д. Жилинского, "архитектурно" заключенных в арочные ниши-рамы.

Фойе всех трех залов ММДМ, как и эти последние, пространственно и декоративно решены совершенно по-разному. Стена кулуара Универсального зала представляет собой деревянное резное панно, как бы собранное из дек (скульптор А. Красулин). Помещение буфета в трехярусном светлом фойе Камерного зала центрировано монументальным столом, опора которого в виде ширмы выполнена в технике флорентийской мозаики в теплых (охристых, красных, коричневых) тонах.

Вообще оформление интерьеров Дома музыки, богатое и разнообразное, заслуживает специального анализа.

Универсальный (театральный) зал задуман наиболее лаконичным и техногенным. Прежде всего предусмотрено его многоцелевое использование с возможностью изменения вместимости (от 420 до 650 мест) и трансформации сцены. Решетчатый металлический потолок дополняет целая батарея прожекторов и софитов. Универсальность подчеркнута и приглушенно-холодным цветовым решением - синими, серыми, фиолетовыми тонами обивки и занавеса.

С этим демонстративно современным решением контрастирует классичность оформления зала камерной музыки, призванная создать у слушателей соответствующую настроенность. Периметр (закругленная трапеция) образуется рядом колонн (в торце - полуколонн), поддерживающих полукольцо лож верхнего яруса - их закругленные рельефные барьеры усиливают впечатление традиционности. Сложный потолок - с заглубленным центральным плафоном (художники М. Красильникова и Г. Петрова) и с полусферической хрустальной люстрой, как бы стягивающей пространство зала, цветовое решение которого также отсылает к традиции: светлые колонны и ограждения лоджий, деревянный козырек над эстрадой, темнозеленые кресла и ковровое покрытие, темнокрасные стены лож и обивка парапетов.

Большой филармонический зал в соответствии с нынешними тенденциями - круглый в плане, что обеспечивает наилучшие условия зрительского и слухового восприятия. Такая форма приобрела популярность после строительства знаменитого здания Берлинской филармонии, и все же представляется, что для концертного зала она не вполне органична. В Филармоническом зале Дома музыки преобладающая часть мест вполне обоснованно расположена перед эстрадой, а не по бокам.

Сегодняшние акустические требования к помещению для исполнения и слушания симфонической музыки чрезвычайно жестки. Именно они во многом предопределили архитектурные формы и отделку зала. К расчетам и конструированию его акустики были привлечены специалисты из НИИ строительной физики РААСН. Купольное покрытие расчленено на радиально расположенные кессоны, препятствующие фокусировке звуковых колебаний. Важнейшую роль в обеспечении акустического комфорта играет огромный выпуклый козырек над эстрадой. На первый взгляд он кажется грузным, но на самом деле в соотношении с другими элементами является композиционным центром - вместе с изящно прорисованными плоскостями стены за эстрадой (часть ее скоро займут трубы большого органа). Существенную роль - как акустическую, так и декоративную - играет обшивка всех стен, барьеров, козырька сибирской лиственницей.

Не вдаваясь в дальнейшие подробности, что заняло бы слишком много места, подведем главный итог. Градостроительное, функционально-пространственное, декоративное решение Московского Международного Дома музыки в составе Российского Культурного центра свидетельствует о высоком профессионализме и культуре авторов проекта и мастерстве исполнителей. Успеху дела способствовала повседневная помощь и поддержка Правительства Москвы, Министерства культуры России, а также активное консультативное участие народного артиста СССР Владимира Спивакова. Здание получило высшую профессиональную награду - Хрустальный Дедал - на ХI Международном фестивале "Зодчество-2003", его высоко оценили члены бюро Совета Международного Союза архитекторов. Так что есть все основания поздравить авторов проекта - членов товарищества театральных архитекторов Ю. Гнедовского, В. Красильникова, Д. Солопова, М. Гаврилову, С. Гнедовского, инженеров С. Белова, И. Кузнецову, акустика Ширшедского, строителей турецкой фирмы ЖКА (руководитель работ Гюрсель Йылмаз), художников, всех участников этой громадной работы с подлинным творческим и техническим достижением.